Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.
Введение 3
1 Сущность и организация торгово-технологического процесса розничного торгового предприятия 5
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях 5
1.2 Принципы организации торгово-технологических процессов в розничных торговых предприятиях 8
2 Организация торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий»16
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Афанасий» 16
2.2 Характеристика торгово-технологического процесса магазина
«Афанасий» 25
2.3 Оценка эффективности торгово-технологического процесса магазина «Афанасий» 33
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина 41
Заключение 45
Список использованных источников 50
Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности магазина
«Афанасий» за 2010 – 2011 год
Общая площадь магазина, м2 |
80,0 |
80,0 |
0 |
100 |
Товарооборот на м2, тыс.р. |
200,8 |
245,8 |
45 |
122,41 |
По результатам расчетов проведенных в таблице 2.1 можно сделать следующие выводы, что объем товарооборота в 2011 году составил 19660,00 тысяч рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом на 122,42 процента или 3600,00 тысяч рублей.
Сумма валового дохода в 2011 году увеличилась на 122,59 процентов по сравнению с 2010 годом и составила 7380,00 тысяч рублей. Уровень валового дохода был увеличен на 0,06 процентов.
Сумма издержек обращения увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 220,00 тысяч рублей, следовательно на 106,96 процентов. Преимущественный рост объема товарооборота над издержками обращения обеспечил снижение уровня издержек обращения с 19,68 процентов к объему до 17,19 процентов. Так, если в 2010 году на каждый рубль товарооборота приходилось 19,68 копеек расходов, то в 2011 году – 17,19 копеек. Прибыль в 2011 году составила 3152,00 тысяч рублей, это на 864,00 тысяч рублей больше, чем в 2010 году
Уровень рентабельности увеличился на 1,8 процентов и в 2011 году составил 16,03 процента.
Численность сотрудников не изменилась и составляет 12 человек, однако в результате роста товарооборота повысилась производительность с 1338,33 тысяч рублей в 2010 году до 1638,33 тысяч рублей в 2011 году, на 122,41 процента. Товарооборот на квадратный метр в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 45,0 тысяч рублей и составил 245,8 тысяч рублей.
Важнейшим экономическим
показателем магазина является товарооборот.
Для сравнения результатов
Таблица 2 – Анализ структуры товарооборота магазина «Афанасий» за 2010 – 2011 гг.
Товарные группы |
2010 |
2011 |
Изм. в динамике Т/об, тыс. р. |
Изм. в структуре Т/об, % |
Темп откло нения,% | ||
cумма, тыс.р. |
уд.вес, % |
сумма, тыс. р. |
уд.вес, % | ||||
Овощи - фрукты |
513,9 |
3,2 |
1041,98 |
5.3 |
528,08 |
2,1 |
202,75 |
Молочная продукция, сыры, масло |
3854,4 |
24,0 |
5603,1 |
28,5 |
1748,7 |
4,5 |
145,37 |
Мясо, колбасные изделия |
2987,16 |
18,6 |
3420,8 |
17,4 |
433,64 |
-1,2 |
114,5 |
Бакалейные товары |
690,58 |
4,3 |
609,45 |
3.1 |
-81,13 |
-1,2 |
88,25 |
Хлебобулочные изделия |
1172,38 |
7,3 |
1572,8 |
8,0 |
400,42 |
0,7 |
134,15 |
Непродовольственные товары |
1846,9 |
11,5 |
3106,3 |
15,8 |
1259,4 |
4,3 |
168,19 |
Алкогольная продукция |
4944,68 |
31,1 |
4305,57 |
21,9 |
-689,11 |
-9,2 |
86,2 |
Всего: |
16060,0 |
100,0 |
19660 |
100,0 |
3600 |
- |
- |
Расчеты показали, что в предприятии увеличился платежеспособный спрос к обслуживанию, так как увеличилась доля продажи высокоценных продуктов питания.
Так продажа овощей и фруктов возросла с 513,9 до 1041,98 тысяч рублей в 2011 году при абсолютном росте 528,08тысяч рублей и относительном 202,76 процента. В связи с тем, что темп выше среднего, по предприятию произошло увеличение удельного веса продажи товаров с 3,2 процента в 2010 году до 5,3 процентов в 2011 году. Абсолютное увеличение удельного веса составило плюс 2,1%.
Продажа молочной продукции в 2011 году увеличилась на 1748,7 тысяч рублей и фактически было продано на 5603,1 тысяч рублей против 3854,4 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был выше среднего показателя, т.е. 145,37 процента, что привело к увеличению доли этой группы с 24 до 28,5 процентов в 2011 году.
Продажа мяса и колбасных изделий в 2011 году увеличилась на 433,64 тысяч рублей и фактически было продано на сумму 3420,8 тысяч рублей против 2987,16 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был ниже среднего показателя, т.е. 114,5 процента, что привело к снижению доли этой группы товаров с 18,6 до 17,4 процентов в 2011 году.
Продажа бакалейных товаров в 2011 году уменьшилась на 81,13 тысяч рублей и составила 609,45 тысяч рублей против 690,58 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был ниже среднего показателя и составил 88,25 процента, что привело к снижению доли этой группы товаров с 4,3 до 3,1 процентов.
В 2011 году увеличилась продажа хлеба и хлебобулочных на 400,42 тысяч рублей и фактически было продано на 1572,8 тысяч рублей против 1172,38 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был выше среднего показателя и составил 134,15 процента, что привело к увеличению доли этой группы с 7,3 до 8 процентов в 2011 году.
Продажа непродовольственных товаров увеличилась с 1846,9 тысяч рублей до 3106,3 тысяч рублей, а темп роста составил 168,19 процентов. Удельный вес увеличился с 11,5 до 15,8 процентов.
Удельный вес алкогольной продукции в 2011 году уменьшился на 9,2 процента и составил 21,9 процентов против 31,1 процента в 2010 году. Сумма продажи снизилась с 4994,68 до 4305,57 тысяч рублей. Темп роста составил 86,2 процента, что ниже среднего по предприятию.
Непосредственную роль в формировании прибыли предприятия играют издержки обращения.
Таблица 3 – Анализ издержек обращения магазина «Афанасий» за 2010 – 2011 гг.
Показатели |
Год |
Отклонение (+, -) |
Отчетный год в % к прошлому | |
2010 |
2011 | |||
Товарооборот, тыс.р. |
16060,00 |
19660,00 |
3600 |
122,4 |
Сумма издержек обращения, тыс.р. |
3160,00 |
3380,00 |
220 |
106,9 |
Уровень издержек обращения, % |
19,68 |
17,19 |
-2,49 |
87,35 |
Издержкоотдача, р. |
5,1 |
5,8 |
+0,7 |
113,7 |
Издержкоемкость, р. |
0,19 |
0,17 |
-0,02 |
89,5 |
Данные таблицы
Финансовые ресурсы магазина – это результаты функционирования финансов, выступающие в качестве денежных доходов и поступлений средств. Существование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая – с движением денежных средств.
Магазин способствует такому кругообороту средств: осуществляя реализацию товаров и услуг, он из суммы выручки денежных средств возмещает покупную стоимость товаров, издержки обращения и получает доходы.
Таким образом, вся деятельность магазина осуществляется при помощи реального потока денежных средств.
2.2 Характеристика торгово-
Торгово-технологический
процесс – взаимозависимая
Главным в организации торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий» - является обеспечение полным ассортиментом товаров пользующихся наиболее высоким спросом. Весь торгово-технологический процесс магазина «Афанасий» направлен на сохранение потребительских свойств товара, улучшение его товарного вида и доведения до покупателя.
В магазине торгово-технологический процесс осуществляется следующими операциями:
1) Приемка товара осуществляется
сверкой количества и качества
по накладной с его
2) После приемки, вновь
пришедший или отсутствующий
товар отбирается на витрину,
а оставшаяся часть
3) Хранение основного
количества товара
4) Товар, подготовленный на витрину, сортируется по видам, именуется ценниками и выставляется на витрины в торговом зале.
За каждой группой товаров на складе закреплено постоянное место хранения.
В магазине «Афанасий» при выкладке товаров на торговом оборудовании применяют простейшие приемы выкладки товаров (прямая укладка, навалом и т. д.).
При хранении соблюдаются оптимальные режимы хранения продовольственных товаров.
Таблица 4 – Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров
Наименование товара |
Температура воздуха, 0С |
Относительная влажность, % |
Бакалейные товары, кондитерские изделия |
Не выше 18 |
60-70 |
Мясо и мясопродукты охлажденные |
0,+2 |
85 |
Рыба копченая |
0,+2 |
75-80 |
Молоко |
Не выше +8 |
80 |
Кисломолочные продукты |
Не выше +8 |
80 |
Сыры |
2,+10 |
80-87 |
Фрукты и овощи свежие |
0,+3 |
80-90 |
Вина |
8,+16 |
85 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
+20,+25 |
Не более 75 |
Безалкагольные напитки, пиво |
Не выше +12 |
85 |
Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы.
Диетические яйца хранят при температуре от 0 до +20 °С - 7 дней, столовые - при температуре не выше +20 °С - 25 суток, при температуре от 0 до -2 °С - не более 120 суток.
Мороженое хранят при температуре не выше – +12 °С.
Майонез хранят в затемненных помещениях при температуре от +3 до +18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения для каждого вида продуктов.
Охлажденная рыба хранится в полиэтиленовых мешках, в которых она поступила от поставщика. Температура ее хранения -2 °С. Срок хранения – 48 часов. Мороженая рыба хранится в холодильных ларях.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров, при необходимости регулируют. При перемене температур используют кондиционер.
Размещая товары на хранение,
учитывается длительность их хранения,
очередность поступления и
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны.
Размещенные на стеллажах товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. На товары не попадают прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары периодически просматривают, перекладывают, очищают от пыли. Регулярно проводится дератизация и дезинсекция.
Ответственность за правильное
хранение товаров в магазине несут
материально-ответственные
Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, фасовке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
Информация о работе Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»