Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выработать наиболее полные и качественные методы обеспечения населения товарами и торговыми услугами, а также разработать новые подходы к торгово-технологическому процессу магазина.

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и организация торгово-технологического процесса розничного торгового предприятия 5
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях 5
1.2 Принципы организации торгово-технологических процессов в розничных торговых предприятиях 8
2 Организация торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий»16
2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Афанасий» 16
2.2 Характеристика торгово-технологического процесса магазина
«Афанасий» 25
2.3 Оценка эффективности торгово-технологического процесса магазина «Афанасий» 33
3 Пути совершенствования торгово-технологического процесса магазина 41
Заключение 45
Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Курсовая Быкова моя.docx

— 106.68 Кб (Скачать файл)




Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности магазина

«Афанасий» за 2010 – 2011 год

Общая площадь магазина, м2

80,0

80,0

0

100

Товарооборот на м2, тыс.р.

200,8

245,8

45

122,41


 

По результатам расчетов проведенных в таблице 2.1 можно  сделать следующие выводы, что объем товарооборота в 2011 году составил 19660,00 тысяч рублей и увеличился по сравнению с 2010 годом на 122,42 процента или 3600,00 тысяч рублей.

      Сумма валового дохода в 2011 году увеличилась на 122,59 процентов по сравнению с 2010 годом и составила 7380,00 тысяч рублей. Уровень валового дохода был увеличен на 0,06 процентов. 

      Сумма издержек обращения увеличилась в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 220,00 тысяч рублей, следовательно на 106,96 процентов. Преимущественный рост объема товарооборота над издержками обращения обеспечил снижение уровня издержек обращения с 19,68 процентов к объему до 17,19 процентов. Так, если  в 2010 году на каждый рубль товарооборота приходилось 19,68 копеек расходов, то в 2011 году – 17,19 копеек. Прибыль в 2011 году  составила 3152,00 тысяч рублей, это на 864,00 тысяч рублей больше, чем в 2010 году

      Уровень рентабельности увеличился на 1,8 процентов и в 2011 году составил 16,03 процента.

    Численность сотрудников не изменилась и составляет 12 человек, однако в результате роста товарооборота повысилась производительность с 1338,33 тысяч рублей  в 2010 году до 1638,33 тысяч рублей в 2011 году, на 122,41 процента. Товарооборот на квадратный метр в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 45,0 тысяч рублей и составил 245,8 тысяч рублей.

Важнейшим экономическим  показателем магазина является товарооборот. Для сравнения результатов деятельности магазина «Афанасий» проведем анализ товарооборота по товарным группам  за 2010 – 2011 гг..

Таблица 2  – Анализ структуры  товарооборота магазина «Афанасий» за 2010 – 2011 гг.

Товарные группы

2010

2011

Изм. в динамике Т/об, тыс. р.

Изм. в структуре Т/об,

%

Темп откло

нения,%

cумма,

тыс.р.

уд.вес,

%

сумма,

тыс. р.

уд.вес,

%

Овощи - фрукты

513,9

3,2

1041,98

5.3

528,08

2,1

202,75

Молочная продукция, сыры, масло

3854,4

24,0

5603,1

28,5

1748,7

4,5

145,37

Мясо, колбасные изделия

2987,16

18,6

3420,8

17,4

433,64

-1,2

114,5

Бакалейные товары

690,58

4,3

609,45

3.1

-81,13

-1,2

88,25

Хлебобулочные изделия

1172,38

7,3

1572,8

8,0

400,42

0,7

134,15

Непродовольственные товары

1846,9

11,5

3106,3

15,8

1259,4

4,3

168,19

Алкогольная продукция

4944,68

31,1

4305,57

21,9

-689,11

-9,2

86,2

Всего:

16060,0

100,0

19660

100,0

3600

-

-


 

Расчеты показали, что в  предприятии увеличился платежеспособный спрос к обслуживанию, так как  увеличилась доля продажи высокоценных продуктов питания.

 Так продажа овощей и фруктов возросла с 513,9 до 1041,98 тысяч рублей в 2011 году при абсолютном росте 528,08тысяч рублей и относительном 202,76 процента. В связи с тем, что темп выше среднего, по предприятию произошло увеличение удельного веса продажи товаров с 3,2 процента в 2010 году до 5,3 процентов в 2011 году. Абсолютное увеличение удельного веса составило плюс 2,1%.

Продажа молочной продукции  в 2011 году увеличилась на 1748,7 тысяч  рублей и фактически было продано  на 5603,1 тысяч рублей против 3854,4 тысяч  рублей в 2010 году. Темп отклонения был  выше среднего показателя, т.е. 145,37 процента, что привело к увеличению доли этой группы с 24 до 28,5 процентов в 2011 году.

Продажа мяса и колбасных  изделий в 2011 году увеличилась на 433,64 тысяч рублей и фактически было продано на сумму 3420,8 тысяч рублей против 2987,16 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был ниже среднего показателя, т.е. 114,5 процента, что привело к снижению доли этой группы товаров с 18,6 до 17,4 процентов в 2011 году.

Продажа бакалейных товаров  в 2011 году уменьшилась на 81,13 тысяч  рублей и составила 609,45 тысяч рублей против 690,58 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был ниже среднего показателя и составил 88,25 процента, что привело  к снижению доли этой группы товаров  с 4,3 до 3,1 процентов.

     В 2011 году увеличилась продажа хлеба и хлебобулочных на 400,42 тысяч рублей и фактически было продано на 1572,8 тысяч рублей против 1172,38 тысяч рублей в 2010 году. Темп отклонения был выше среднего показателя и составил 134,15 процента, что привело к увеличению доли этой группы с 7,3 до 8 процентов в 2011 году.

Продажа непродовольственных  товаров увеличилась с 1846,9 тысяч  рублей до 3106,3 тысяч рублей, а темп роста составил 168,19 процентов. Удельный вес увеличился с 11,5 до 15,8 процентов.

Удельный вес алкогольной  продукции в 2011 году уменьшился на 9,2 процента и составил 21,9 процентов  против 31,1 процента в 2010 году. Сумма  продажи снизилась с 4994,68 до 4305,57 тысяч рублей. Темп роста составил 86,2 процента, что ниже среднего по предприятию.

Непосредственную роль в  формировании прибыли предприятия  играют издержки обращения.

       Таблица  3 – Анализ издержек обращения  магазина «Афанасий» за 2010 – 2011 гг.

Показатели 

Год

Отклонение

(+, -)

Отчетный год в % к прошлому

2010

2011

Товарооборот, тыс.р.

16060,00

19660,00

3600

122,4

Сумма издержек обращения, тыс.р.

3160,00

3380,00

220

106,9

Уровень издержек обращения, %

19,68

17,19

-2,49

87,35

Издержкоотдача, р.

5,1

5,8

+0,7

113,7

Издержкоемкость, р.

0,19

0,17

-0,02

89,5


 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что в 2011 году сумма издержек обращения составила 3380 тысяч рублей, а их уровень 17,19 процентов к обороту. По сравнению с 2010 годом сумма  издержек обращения увеличилась  на 220 тысяч рублей (абсолютный перерасход) или на 6,9 процентов, а уровень  понизился на 2,49 процентов к обороту. Относительное отклонение составило  минус 2,49 процентов, а сумма относительной  экономии составила 489,5 тысяч рублей ((-  2,49× 19660) / 100) при абсолютном увеличении расходов на 220 тысяч рублей. Издержкоотдача характеризует величину товарооборота  на 1 рубль. Расходы увеличились с 5,1 до 5,8 рублей в 2011 году, то есть, на каждый рубль расходов товарооборот увеличился на 70 копеек. Издержкоемкость, обратный показатель издержкоотдачи, снизилась  с 19 до 17 копеек, то есть на каждый рубль  товарооборота затраты уменьшаются  на 0,02 копейки.

Финансовые ресурсы магазина – это результаты функционирования финансов, выступающие в качестве денежных доходов и поступлений средств. Существование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений обусловлено кругооборотом товарно-денежных отношений в виде двух фаз: покупка товаров и их продажа в розничной торговле. Первая фаза связана с движением товаров, а вторая – с движением денежных средств.

Магазин способствует такому кругообороту средств: осуществляя  реализацию товаров и услуг, он из суммы выручки денежных средств  возмещает покупную стоимость товаров, издержки обращения и получает доходы.

Таким образом, вся деятельность магазина осуществляется при помощи реального потока денежных средств.

2.2 Характеристика торгово-технологического  процесса магазина «Афанасий»

 

Торгово-технологический  процесс – взаимозависимая последовательность операций от приемки товаров до момента  расчета за них с покупателями.

Главным в организации  торгово-технологического процесса в магазине «Афанасий» - является обеспечение полным ассортиментом товаров пользующихся наиболее высоким спросом. Весь торгово-технологический процесс магазина «Афанасий» направлен на сохранение потребительских свойств товара, улучшение его товарного вида и доведения до покупателя.

В магазине торгово-технологический  процесс осуществляется следующими операциями:

1) Приемка товара осуществляется  сверкой количества и качества  по накладной с его фактическим  соответствием. В случаях неукомплектованности  поставки товара составляется  акт о не полной поставке  определенного вида товара, с  указанием недостающего количества  или ненадлежащего качества. Если  товар не соответствует своим  характеристикам, внешнему виду (испорчен, просрочен), то составляется  возвратная накладная.

2) После приемки, вновь  пришедший или отсутствующий  товар отбирается на витрину,  а оставшаяся часть размещается  на нижних полках стеллажей  в торговом зале, другая в складском  помещении.

3) Хранение основного  количества товара осуществляется  на стеллажах в торговом зале, из-за отсутствия свободной площади  складского помещения, что не  позволяет сформировать нужного  количества стратегического товарного  запаса. Так же некоторая часть  товара хранится на складе  магазина. Несмотря на это магазин  обеспечивает полную сохранность  и надлежащий вид продуктов.

4) Товар, подготовленный  на витрину, сортируется по  видам, именуется ценниками и  выставляется на витрины в  торговом зале.

За каждой группой товаров  на складе закреплено постоянное место  хранения.

В магазине «Афанасий» при выкладке товаров на торговом оборудовании  применяют простейшие приемы выкладки товаров (прямая укладка, навалом и т. д.).

При хранении соблюдаются  оптимальные режимы хранения продовольственных товаров.

Таблица 4 – Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров

Наименование товара

Температура воздуха, 0С

Относительная влажность, %

Бакалейные товары, кондитерские изделия

Не выше 18

60-70

Мясо и мясопродукты охлажденные

0,+2

85

Рыба копченая

0,+2

75-80

Молоко

Не выше +8

80

Кисломолочные продукты

Не выше +8

80

Сыры

2,+10

80-87

Фрукты и овощи свежие

0,+3

80-90

Вина

8,+16

85

Хлеб и хлебобулочные  изделия

+20,+25

Не более 75

Безалкагольные напитки, пиво

Не выше +12

85


Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камеры или шкафы.

 Диетические яйца хранят  при температуре от 0 до +20 °С - 7 дней, столовые - при температуре не выше +20 °С - 25 суток, при температуре от 0 до -2 °С - не более 120 суток.

Мороженое хранят при температуре  не выше – +12 °С.

Майонез хранят в затемненных  помещениях при температуре от +3 до +18°С и относительной влажности воздуха не более 75% в соответствии с установленными сроками хранения для каждого вида продуктов.

Охлажденная рыба хранится в полиэтиленовых мешках, в которых она поступила от поставщика. Температура ее хранения -2 °С. Срок хранения – 48 часов. Мороженая рыба хранится в холодильных ларях.

Температуру и относительную  влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров, при необходимости регулируют. При перемене температур используют кондиционер.

Размещая товары на хранение, учитывается длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь  в торговый зал подают ранее завезенные товары.

Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также  громоздкие и тяжелые товары. В  глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой товаров  закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или  распакованном виде, используя стеллажный способ укладки. Способы укладки  зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах размещают  товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также  громоздкие и крупногабаритные. При  штабельной укладке используют подтоварники или поддоны.

Размещенные на стеллажах  товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. На товары не попадают прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары периодически просматривают, перекладывают, очищают от пыли. Регулярно проводится дератизация и дезинсекция.

Ответственность за правильное хранение товаров в магазине несут  материально-ответственные лица.

Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже. Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке, сортировке, фасовке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени  подготовленности товаров к продаже  в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.

Информация о работе Торгово-технологический процесс предприятия торговая сеть «Афанасий»