Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
УО «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономической теории по макроэкономике
Курсовая работа
По макроэкономике
На тему: Трансформационная экономика
Оценка________________________
Руководитель__________________
(Ф. И. О. подпись)
Исполнитель Филиппова А.М.
10-9406 Студент 3 группы 3 курса
Бухгалтерского
факультета
Горки 2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость
реформирования экономики бывших социалистических
стран назревала давно. Она была
обусловлена нарастающей из года
в год неспособностью административно-командной
экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение
осложнялось по мере исчерпания экстенсивных
и предпринимаемых попыток
Неэффективность
функционирования административно-командной
системы обусловлена по крайней
мере двумя существенными
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.
Таким
образом, процесс становления
Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике.
Необходимость
перехода от административно-командной
экономики к современной
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть
сущность понятия
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать
состояние и особенности
В ходе написания
работы были использованы учебники и
учебные пособия по теории и практике
макроэкономических преобразований, международных
экономических отношений и
1.КОНЦЕПЦИЯ И ПРИЧИНЫ
Переход от одной социально-экономической системы к другой невозможно осуществить автоматически, как скачек от одной зрелой системы к другой. Достижение качественно нового состояния требует определенного временного переходного периода, в течение которого осуществлялся бы трансформационный процесс, характеризуемый коренными экономическими, политическими и социальными преобразованиями.
Такое промежуточное
состояние экономической
Общей отличительной
особенностью переходной экономики
является процесс постоянного «подрыва»
экономических отношений
Являясь универсальной характеристикой переходной экономики, данное противоречие в полной мере присутствует в экономике Беларуси, представляющей собой симбиоз из элементов и отношений командно-административной и современной рыночной экономических систем .[6, с.100]
Согласно идеальной политэкономической модели, основополагающими принципами командно-административной (социалистической) экономики является:
1.Общественная собственность на средства производства. Реализуется посредством совместного и равного присвоения и распоряжения общественным достоянием всех членов общества. При этом подразумевается, что каждый член общества имеет равные с остальными права на присвоение общенародных средств производства, а также и производимого продукта. Первое достигается на основе всеобщей занятости и отсутствия безработицы, второе - на основе распределения по труду. Существенной характеристикой командно-административной системы является всеобщее огосударствление экономической жизни общества и, прежде всего, основы экономической системы—собственности. Общенародная, согласно конституциям социалистических стран, собственность фактически превратилась в государственную, удельный вес которой, например, в Советском Союзе составлял более 90 % .
Закономерным результатом огосударствления собственности явилось огосударствление всех структур командно-административной системы. Исключительно государство стало собственником производственных ресурсов, и только оно принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии.
2.Принцип планомерности. Означает сознательное регулирование и планирование общественного производства. Реализуется путем доведения сверху до каждого предприятия конкретных заданий с указанием номенклатуры, объемов, качества продукции, а также посредством административного установления нормативов затрат, цен, важнейших макроэкономических пропорций. [6, с.100] Мировой опыт показывает , что директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях (войны, стихийные бедствия и другие
подобные случаи), когда в кратчайшие сроки нужно сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях. Однако в обычных условиях функционирования народного хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического развития . [4, с.348]
3.Признание необходимости использования товарно-денежных отношений как дополнения принципа планомерности. Направлено на повышение гибкости экономики посредством роста самостоятельности предприятий, стимулирование их предпринимательской активности.
В отношениях р а с п р е д е л е н и я основной недостаток командно-административной системы заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных, трудовых. Деньги объективно не могут выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. Поэтому распределение осуществляется не в соответствии со сложившимся спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных органов управления. В таких условиях процветает взяточничество. В экономике формально действовал принцип распределения по труду, а на деле существовало уравнительное распределение. В итоге зарплата перестала быть стимулом роста производительности труда.
4.Принцип социализации. Заключается в возрастании роли общенародных интересов, важнейший из которых – достижение полного благосостояния и свободное развитие всех членов общества, составляет основной закон и высшую цель данной экономической системы.
Очерченная выше модель, небезукоризненная сама по себе, имела достаточно искаженное практическое воплощение.
В действительности
равенство граждан по отношению
к средствам производства не обеспечивалось.
Основная часть пирамиды прав собственности
(в особенности в области
Принцип планомерности,
отрицавший механизм саморегулирования
экономики, в реальности проявлялся
в виде бюрократического диктата. Всепроникающее
администрирование подрывало
Развитие товарно-денежных отношений осуществлялось ограничено. Во-первых, формальным по своей экономической сути являлся механизм их легальной реализации – хозяйственный расчет, основанный на принципах самоокупаемости и самофинансирования. На практике получение предприятиями дохода жестко привязывалось к выполнению все тех же валовых плановых показателей. Во-вторых, неразвитость товарно-денежных отношений обусловливалась централизованным распределением ресурсов, порождающим существенные диспропорции их распределения (нарастание глобального дефицита при огромных запасах), неэффективность использования, господство экстенсивного типа развития. [6, с.101]
Основным же недостатком командно- административной системы является низкая эффективность общественного производства. Советская экономика, достигнув высоких темпов роста в 1950-х гг. (в среднем 10% в год), в дальнейшем стала проявлять признаки спада: в 1960-х гг. этот показатель составил 7 %; в 1970-х—5%; в 1980-х — около 2 %, а в начале 1990-х гг. рост фактически прекратился. Аналогичный застой пережили и страны Восточной Европы .
Следует отметить, что руководство СССР видело данные недостатки и неоднократно предпринимало попытки по совершенствованию сложившейся экономической системы. Так, в 50-е гг. XX в. были созданы территориальные органы управления — совнархозы ; в 60-е—на предприятиях внедрялся полный хозяйственный расчет; в 70—пропагандировалась концепция «развитого социализма» — системы, якобы, на уровень выше «простого» социализма; в 80-е — был объявлен курс на ускорение и обновление социализма через перестройку и гласность. Однако все предпринятые попытки не дали желаемого результата, так как не была преобразована основа экономического строя — отношения собственности, не были сформированы рынки с определенной структурой и инфраструктурой, оставалась чрезвычайно высокой ресурсоемкость производства, т.е. отсутствовали реальные стимулы к развитию производства и росту производительности труда.
Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее большинство бывших социалистических государств, взяла курс на переход к рыночной экономике. [4, с.351]
Таким образом,
анализ основных принципов функционирования
командно-административной системы
демонстрирует ее экономическую
несостоятельность и, по сути, раскрывает
необходимость трансформации