Трансформационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ новый.docx

— 84.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

 

УО «БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра   экономической теории по макроэкономике

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По   макроэкономике

На тему: Трансформационная экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка_________________________

 

Руководитель____________________

(Ф. И. О. подпись)

Исполнитель       Филиппова А.М.

 

10-9406 Студент   3  группы    3    курса

 

Бухгалтерского

факультета

 

 

Горки 2012 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5

2.Основные направления преобразований экономики……………………11

3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21

4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28

Заключение…………………………………………………………………..34

Литература …………………………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной  экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение  осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования  интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной  системы обусловлена по крайней  мере двумя существенными предпосылками.  Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Таким образом, процесс становления современной  рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая  система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь  отношений и элементов административно-командной  и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как  бы "промежуточное" состояние  общества, когда прежняя система  социально-экономических отношений  и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется.[7, с. 90]

Республика  Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной  системы к современной рыночной экономике.

Необходимость перехода от административно-командной  экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью  нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия  трансформационной экономики и  особенностей формирования рыночной экономики  Республике Беларусь на современном  этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы  хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:

- раскрыть  сущность понятия трансформационной  экономики;

-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;

- исследовать  состояние и особенности процесса  перехода в Республике Беларусь  на современном этапе.

В ходе написания  работы были использованы учебники и  учебные пособия по теории и практике макроэкономических преобразований, международных  экономических отношений и конкурентоспособности  национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов. Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.КОНЦЕПЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТРАНСФОРМАЦИИ

Переход от одной социально-экономической системы к другой невозможно осуществить автоматически, как скачек от одной зрелой системы к другой. Достижение качественно нового состояния требует определенного временного переходного периода, в течение которого осуществлялся бы  трансформационный процесс, характеризуемый коренными экономическими, политическими и социальными преобразованиями.

Такое промежуточное  состояние экономической системы, когда общество переходит от одной  социально-экономической системы  к другой, получило название переходной экономической системы, или переходной экономики.

Общей отличительной  особенностью переходной экономики  является процесс постоянного «подрыва»  экономических отношений прежней  системы и зарождения в ее недрах новых. При этом новые зарождающиеся  экономические отношения вступают в противоречие с прежними, что  предопределяет неустойчивость, изменчивость и нестабильность экономики переходного  периода.

Являясь универсальной характеристикой переходной экономики, данное противоречие в полной мере присутствует в экономике Беларуси, представляющей собой симбиоз из элементов и отношений командно-административной и современной рыночной экономических систем .[6, с.100]

Согласно  идеальной политэкономической модели, основополагающими принципами командно-административной (социалистической) экономики является:

1.Общественная собственность на средства производства. Реализуется посредством совместного и равного присвоения и распоряжения общественным достоянием всех членов общества. При этом подразумевается, что каждый член общества имеет равные с остальными права на присвоение общенародных средств производства, а также и производимого продукта. Первое достигается на основе всеобщей занятости и отсутствия безработицы, второе - на основе распределения по труду. Существенной характеристикой командно-административной системы является всеобщее огосударствление экономической  жизни общества и, прежде всего, основы экономической системы—собственности. Общенародная, согласно конституциям социалистических стран, собственность фактически превратилась в государственную, удельный вес которой, например, в Советском   Союзе составлял   более   90 % .

Закономерным  результатом   огосударствления  собственности явилось   огосударствление всех структур  командно-административной системы. Исключительно государство стало   собственником  производственных  ресурсов,  и только оно принимало экономические решения.  Возник и укрепился  монополизм государства в   экономике, политике, социальной сфере, идеологии.

2.Принцип планомерности. Означает сознательное регулирование и планирование общественного производства. Реализуется путем доведения сверху   до    каждого   предприятия    конкретных       заданий    с указанием номенклатуры, объемов, качества продукции, а также посредством административного установления нормативов затрат, цен, важнейших макроэкономических пропорций. [6, с.100] Мировой   опыт   показывает ,   что   директивное   планирование как метод управления народным  хозяйством эффективно в чрезвычайных  условиях (войны, стихийные  бедствия и другие

подобные  случаи),  когда  в  кратчайшие  сроки   нужно  сосредоточить  силы  и средства на приоритетных  направлениях.  Однако  в обычных условиях функционирования  народного  хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому  оно постепенно превратилось в тормоз экономического  развития . [4, с.348]

3.Признание необходимости использования товарно-денежных отношений как дополнения принципа планомерности. Направлено на повышение гибкости экономики посредством роста самостоятельности предприятий, стимулирование их предпринимательской активности.

В  отношениях  р а с п р е д е л е н и я основной  недостаток командно-административной системы заключается в том, что государство  является монопольным  распределителем  основных ресурсов: материальных, финансовых,  природных,  трудовых.  Деньги   объективно  не могут выполнять те же функции, что и в рыночной экономике.  Поэтому  распределение  осуществляется не  в  соответствии  со сложившимся спросом и предложением ресурсов, а по усмотрению государственных   органов   управления. В таких условиях  процветает взяточничество. В экономике формально действовал принцип распределения  по труду, а на деле существовало уравнительное распределение. В  итоге зарплата перестала быть  стимулом   роста   производительности   труда.

4.Принцип социализации. Заключается в возрастании роли общенародных интересов, важнейший из которых – достижение полного благосостояния и свободное развитие всех членов общества, составляет основной закон и высшую цель данной экономической системы.

Очерченная  выше модель, небезукоризненная сама по себе, имела достаточно искаженное практическое воплощение.

В действительности равенство граждан по отношению  к средствам производства не обеспечивалось. Основная часть пирамиды прав собственности (в особенности в области распоряжения общественным богатством) была сосредоточена  в руках бюрократии. Государственная  по сути бюрократическая по содержанию собственность становилась ничьей и порождался феномен бесхозяйственности. Гарантия занятости, в теории обеспечивающая равенство прав всех членов общества в части присвоения средств  производства, на практике обеспечивалась искусственным поддержанием занятости при неполном использовании рабочего времени.

Принцип планомерности, отрицавший механизм саморегулирования  экономики, в реальности проявлялся в виде бюрократического диктата. Всепроникающее администрирование подрывало хозяйственную  и инновационную инициативу, способствовало формированию системы экономического иждивенчества. Бюрократическая система  управления порождала монополизм хозяйственных  звеньев, поскольку все они носили государственный характер.

Развитие  товарно-денежных отношений осуществлялось ограничено. Во-первых, формальным по своей  экономической сути являлся механизм их легальной реализации – хозяйственный расчет, основанный на принципах самоокупаемости и самофинансирования. На практике получение предприятиями дохода жестко привязывалось к выполнению все тех же валовых плановых показателей. Во-вторых, неразвитость товарно-денежных отношений обусловливалась централизованным распределением ресурсов, порождающим существенные диспропорции их распределения (нарастание глобального дефицита при огромных запасах), неэффективность использования, господство экстенсивного типа развития. [6, с.101]

Основным  же недостатком командно- административной системы является  низкая эффективность  общественного  производства. Советская  экономика,  достигнув   высоких темпов  роста  в 1950-х  гг. (в  среднем 10%  в  год), в дальнейшем стала проявлять   признаки  спада: в 1960-х  гг. этот показатель составил  7 %; в  1970-х—5%;  в 1980-х — около 2 %, а в  начале  1990-х   гг.  рост фактически прекратился.  Аналогичный  застой  пережили  и  страны  Восточной   Европы .

Следует  отметить, что  руководство  СССР  видело  данные   недостатки      и  неоднократно  предпринимало попытки по совершенствованию сложившейся  экономической   системы. Так, в 50-е   гг. XX  в. были  созданы   территориальные органы  управления — совнархозы ; в 60-е—на предприятиях  внедрялся полный хозяйственный расчет; в 70—пропагандировалась концепция «развитого  социализма» — системы, якобы, на уровень выше «простого» социализма; в 80-е — был  объявлен  курс на ускорение и обновление социализма  через перестройку и гласность. Однако все предпринятые  попытки   не дали желаемого результата, так как не была преобразована основа  экономического строя — отношения собственности, не были сформированы рынки  с определенной  структурой  и  инфраструктурой, оставалась  чрезвычайно высокой  ресурсоемкость производства, т.е. отсутствовали   реальные стимулы  к развитию  производства и росту производительности  труда.

Мировой   опыт показывает, что самой  эффективной  системой   на  сегодняшний  день является  рыночная  экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее   большинство бывших  социалистических государств,  взяла   курс  на переход  к рыночной экономике. [4, с.351]

Таким образом, анализ основных принципов функционирования командно-административной системы  демонстрирует ее экономическую  несостоятельность и, по сути, раскрывает необходимость трансформации этой системы в качественно новую -- рыночную. [6, с.101]

Информация о работе Трансформационная экономика