Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36
Основными направлениями реформирования внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация , государственная поддержка экспорта и импорта, способствующие проведению структурной перестройки экономики , а также защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
Процесс формирования рыночной экономики требует решения ряда других задач, в числе которых :
• ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государство должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике. Главной его задачей становится защит формирующихся рыночных отношений , сохранение стабильности в работе народного хозяйства ;
• демонополизация экономики, т.е . ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо нескольких производителей;
• введение института частной собственности, гарантированной законом , в том числе на землю ;
• развитие предпринимательства , поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места. В результате расширения малого и среднего бизнеса формируется средний класс — основа социальной стабильности общества;
• становление рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда;
• создание рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные, товарные биржи и др.;
• финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
преодоление в экономическом мышлении значительной части населения проявлений патернализма (руководящая роль государства во всех сферах) и эгалитаризма (уравнительность в распределении). [4, с.374]
Таким образом можно сделать вывод, что современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей экономике -- это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики. Поэтому сущность переходной экономики заключается в том, что это смесь, сочетание командно-административной системы и современной рыночной системы. [2, с.74]
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин. Во-первых, прежний сверх централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует
многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от командно-административной системы. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. В-пятых, становление рыночной экономики требует длительного периода времени. В этих условиях государственное управление, особенно на начальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов . В-шестых, макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство, не могут быть осуществлены без его активного участия В-седьмых, государство, несмотря на недостатки командно-административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др. Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике. [4, с.374]
Перед
Беларусью стоят значительные цели.
При расходах сектора органов
государственного управления, составляющих
50% ВВП, бюджет налагает чрезмерное
налоговое бремя на экономику
и, особенно, на предпринимательскую
среду. Возникающий из-за этого дефицит
бюджета большей частью финансируется
прямыми кредитами центрального
банка, что напрямую влияет на инфляцию.
Программу жилищного
В переходной экономике роль государства принципиально
отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командно-административной системе, с другой — оно должно быть более весомым , чем в развитой рыночной экономике .
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает:
• цели государственного регулирования (стратегические и текущие) ;
• методы регулирования (административные , правовые , организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые , ценовые) ;
• формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы- прогнозы);
• субъекты регулирования (банки , предприятия, домашние хозяйства) ;
• объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.). [4, с.375]
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением командно-административной системы. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами : во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия ; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис , характерный для начального
этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства.
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих , гарантированный сбыт продукции .Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции и покупателей . Разрыв сложившихся связей , недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи— эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях .
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:
• создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики) ; • переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства , что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти , использования новых методов управления экономикой . Это длительный, болезненный и противоречивый процесс . Простое разрушение прежнего механизма управления не обеспечит автоматически рождения новой системы, адекватной рыночной экономике . Оно лишь ведет к полной потере управляемости хозяйственными процессами , порождает анархию , предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах , сокращению численности государственного аппарата . Необходимо также уйти от системы отраслевых министерств к органам функционального управления ;
• переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики , призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи : обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики) , сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.
Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны. [4, с.377]
Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития , повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.
Второй этап (2006—2010гг.) —активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий ; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.
Третий этап ( 2011-2020г г.) — создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства . В этот период начнет формироваться новый технологический базис , обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых