Трансформационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ новый.docx

— 84.88 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями реформирования внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая  либерализация ,  государственная поддержка экспорта и импорта,  способствующие   проведению   структурной     перестройки экономики , а также защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры  и иностранной конкуренции.

Процесс формирования рыночной экономики требует решения    ряда   других   задач, в числе которых :

•   ограничение   прямого   вмешательства  государства  в   экономику. Государство  должно отказаться от  большинства    функций,  выполняемых им в командной экономике.  Главной его задачей  становится   защит формирующихся   рыночных  отношений ,  сохранение стабильности   в   работе   народного   хозяйства ;

•  демонополизация экономики, т.е .  ликвидация преобладания   на   рынке   отдельных   товаров   одного   либо   нескольких   производителей;

•   введение  института частной  собственности,  гарантированной   законом ,   в   том  числе  на землю ;

•  развитие предпринимательства , поскольку оно активизирует творчество и  предприимчивость,  создает новые рабочие места.  В  результате  расширения   малого   и   среднего  бизнеса  формируется   средний класс   —   основа социальной стабильности общества;

•  становление  рынка  товаров  и  услуг  производственного   и непроизводственного  назначения,  финансового  рынка,  регулируемого     рынка    труда;

•   создание  рыночной   инфраструктуры,   включая   фондовые,  валютные,   товарные  биржи   и   др.;

•   финансово-экономическая   стабилизация   посредством  проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;

   преодоление  в экономическом   мышлении значительной  части населения   проявлений   патернализма (руководящая   роль  государства  во  всех сферах) и  эгалитаризма  (уравнительность в   распределении). [4, с.374]

Таким образом  можно сделать вывод, что современная переходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей экономике -- это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики. Поэтому сущность переходной экономики заключается в том, что это смесь, сочетание командно-административной системы и современной рыночной системы. [2, с.74]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

Необходимость  вмешательства   государства  в экономику   переходного периода (в частности, в  Беларуси) обусловлена рядом  причин.   Во-первых,      прежний  сверх централизованный    механизм   государственного  управления,   присущий   командно-административной   системе,   исчезает   вследствие   ее   развала.  Возникает необходимость в формировании новой системы государственного  управления.   Во-вторых,  в  нашей стране существует

многовековая  традиция сильной  государственной   власти. В-третьих,  для  белорусской  экономики  характерен  высокий  удельный  вес  государственного   сектора,  доставшийся   в  наследство от  командно-административной системы.  В-четвертых,  переход от  планового хозяйства к рыночной  экономике не  может происходить  стихийно:  он нуждается в  государственном регулировании.    В-пятых, становление   рыночной   экономики   требует   длительного   периода времени.   В   этих   условиях   государственное   управление,  особенно   на начальном  этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и  его институтов . В-шестых, макроэкономические   реформы,   инициатором   которых   является  само государство,  не  могут   быть  осуществлены  без  его  активного  участия  В-седьмых,  государство,  несмотря   на  недостатки командно-административной системы,   накопило  огромный   опыт макроэкономического   регулирования   и  только  оно  способно  обеспечить  социальную  защиту населения  и  др. Таким  образом,  основная   проблема  переходной экономики — это не   вопрос  о  необходимости  вмешательства государства,  а определение   границ   государственного  регулирования,  его способов   и  методов, роли в экономике. [4, с.374]

Перед  Беларусью стоят значительные цели. При расходах сектора органов  государственного управления, составляющих 50% ВВП, бюджет налагает  чрезмерное налоговое бремя на экономику  и, особенно, на предпринимательскую  среду. Возникающий из-за этого дефицит  бюджета большей частью финансируется  прямыми кредитами центрального банка, что напрямую влияет на инфляцию. Программу жилищного строительства, финансируемую за их счет, необходимо сделать более эффективной, возможно, путем ее сокращения. Кроме того, в последнее время вновь появились  целевые кредиты (когда на государственные  банки оказывается давление с  тем, чтобы они, например, выделяли кредиты  предприятиям для выплаты задолженности  по заработной плате. Ключевой задачей  в области структурных реформ является упорядочение процедур приватизации и создания новых предприятий.[1, с.281]

В   переходной   экономике  роль   государства   принципиально

отличается  от его роли и в командной,  и в рыночной экономике.  Это  обусловлено,  во-первых,   тем,   что  процесс  разгосударствления  значительно   сокращает   размеры   государственного   сектора, отвергает    всеобъемлющий   характер  государственного регулирования,  присущий  командной экономике.  Во-вторых,  в   переходный  период   рынок   находится   в   стадии становления   и,  следовательно,   его  регулирующие   возможности   невелики.   Поэтому,   с одной   стороны,   степень   государственного   вмешательства   в   экономику здесь меньше, чем в командно-административной системе, с другой — оно должно быть более весомым ,   чем   в   развитой  рыночной  экономике .

Государство  в  трансформирующейся  постсоциалистической  экономике   выступает   одновременно   инициатором   и субъектом  экономических   реформ:   преобразования  отношений  собственности,  смена   методов поддержки малого  бизнеса,  реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др.  Кроме того, государство   в   связи с неразвитостью   рыночных   отношений   берет  на себя функции,  которые в развитой  экономике выполняют другие рыночные субъекты,  например в финансовой,  валютной,   инвестиционной   и других   сферах.

Государство   влияет  на  экономику   через  механизм    регулирования    — систему организации целенаправленного  воздействия  на деятельность   хозяйствующих  субъектов. Механизм  включает:

•  цели государственного  регулирования  (стратегические и текущие) ;

•  методы регулирования (административные , правовые , организационно-экономические, бюджетно-финансовые,  кредитно-банковские,  налоговые ,  ценовые) ;

•   формы реализации (индикативное планирование, специальные     программы   развития   отдельных  отраслей, программы- прогнозы);

•   субъекты регулирования  (банки , предприятия, домашние хозяйства) ;

•  объекты  регулирования  (сферы  воспроизводства,  производственные   и   хозяйственные  непроизводственные  отношения и др.). [4, с.375]

Государство  в  трансформационной  экономике  выполняет  те же функции,  что и в любой другой экономической системе:  осуществляет  производство  общественных   благ,   защищает  общество  от  «внешних   эффектов» (охрана   природной   среды);   регулирует  естественные     монополии  (энергетику, транспорт, связь), сглаживает  неравенство в доходах,  занимается  стабилизацией экономики и  поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное   создание   правовых, экономических,   социальных   и других  условий  и  стимулов  для  формирования  рыночных   отношений.  Эта  задача  очень  сложная и решается белорусским      государством впервые  В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация  происходила  путем эволюционного  совершенствования   складывающихся товарно-денежных   отношений. В постсоциалистических   государствах   данный   процесс   идет   параллельно с разрушением командно-административной системы. Отсутствие опыта подобных преобразований   в мировой  практике,   чрезвычайно   сложная   обстановка, усугубляющаяся   в   ряде   стран   глубоким   экономическим   кризисом,  скудость  государственных финансов  создают  значительные трудности  для  эффективного государственного   регулирования экономики.

Государство в   переходном  периоде использует прямые и косвенные  методы   регулирования.  На  начальном   этапе  преобладают  первые из них,  что обусловлено следующими  причинами : во-первых,  значительную  долю   национальной   экономики составляет государственный   сектор как объект   преимущественно прямого воздействия ; во-вторых, рыночная среда,  управляемая в основном  косвенными методами, в  полной мере еще  не создана; в-третьих, глубокий  кризис , характерный   для     начального

этапа   переходного   периода, может   быть   преодолен   только   при прямом      воздействии   государства.

Государственный   сектор   в   переходной   экономике   претерпевает  коренные  изменения. Уходят в прошлое директивные плановые  задания, их заменяют  государственные заказы.  Отсутствуют  централизованное  прикрепление   к   предприятию   поставщиков ресурсов и комплектующих ,  гарантированный сбыт продукции .Поэтому  субъекты хозяйствования  самостоятельно изучают   спрос,  находят  партнеров  по  изготовлению  продукции  и  покупателей .  Разрыв  сложившихся    связей ,  недостаток оборотных   средств,  взаимные  неплатежи— эти и другие трудности переходного   этапа  предприятиям  предстоит   преодолевать  самостоятельно,  постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях .

   В  переходной  экономике можно   выделить три основных  направления      деятельности  государства:

•  создание    правовых     и   организационных    институтов,   необходимых       для   функционирования  рыночной   экономики (формирование    частной    собственности,   правового   государства,   обеспечение   свободы предпринимательства,  проведение эффективной антимонопольной политики) ; •  переориентация   государственной   структуры   управления   на  принципы   демократии  и удовлетворения     потребностей рыночного   хозяйства ,   что   требует   коренного   преобразования аппарата   исполнительной   власти ,   использования   новых   методов управления   экономикой .   Это  длительный,   болезненный   и противоречивый   процесс .   Простое   разрушение   прежнего   механизма управления не обеспечит автоматически рождения новой  системы,   адекватной   рыночной   экономике .  Оно   лишь   ведет  к полной потере управляемости хозяйственными процессами ,  порождает   анархию ,    предоставляет  относительную   свободу  криминальным элементам, усугубляет экономический кризис.  Поэтому   огромное   значение   приобретает   работа   по   реформированию   государственной   власти   на  демократических   началах ,   сокращению   численности   государственного   аппарата .   Необходимо также уйти  от  системы   отраслевых   министерств   к  органам   функционального   управления ;

•  переход   к  новым  формам  регулирования,   реализации   социальной и экономической политики ,  призванной найти оптимальный       путь   для  решения      триединой      задачи :  обеспечение структурной      перестройки      и  экономического    роста,   остановка инфляции  (стабилизация   экономики) ,  сохранение  устойчивости и  порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение  и может появиться  социальная  напряженность.

К важнейшим   направлениям  деятельности   государства   следует   отнести  и выбор приоритетов развития,  от  которого  зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического   роста.

Определение приоритетов — многофакторный процесс,  в котором   учитываются   масштабы   страны, ее геополитическое   положение, сохранение экономической безопасности,  экономическая   эффективность   национального  производства,   сбалансированность   внешней   торговли   и   др.   Четко   определенные   цели   и приоритеты   должны  соответствовать   национальным   интересам  страны. [4, с.377]

Длительность   периода, необходимого   для   достижения  конечных      целей   реформ,  требует   выделения  следующих   этапов  социально-экономического   развития   Беларуси.

Первый   этап   (2001—2005 гг.) — создание     макроэкономических     условий  для стабильного социально-экономического  и экологического  развития ,  повышения  уровня  жизни  народа на  основе  роста  эффективности  реального  сектора  экономики. На  этом  этапе  предусматривалось    завершить  создание    необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования   субъектов   хозяйствования.

Второй  этап  (2006—2010гг.) —активная структурная перестройка и модернизация экономики с  формированием основных    блоков    социально      ориентированной      рыночной     (смешанной)    экономики.      Приоритетными         направлениями        являются технологическое   перевооружение   производства   на   базе   внедрения новейших технологий ;  стимулирование внутренних и внешних   инвестиций   и  фундаментальных   разработок,   в  том   числе  в области     ресурсосбережения;    обеспечение     динамичного   развития   инвестиционных   процессов.

Третий   этап  (  2011-2020г г.)  — создание  основ  постиндустриального   информационного  общества,   приближение   к   уровню жизни   населения   экономически   развитых   государств   в   рамках  социального   рыночного   хозяйства .   В   этот  период   начнет  формироваться новый технологический базис ,  обеспечивающий переход   к   ресурсосберегающему   типу   воспроизводства.   Экономическое   развитие   будет   обеспечено   за  счет   активизации   процессов   структурных   преобразований   частного   бизнеса,   внедрения  достижений  науки  и техники,  создания   экологически    чистых

Информация о работе Трансформационная экономика