Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36
производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. [5, с.479]
Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений ; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений — защиты прав собственности, конкуренции ; проведения демонополизации экономики ; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.
В Республике Беларусь принят пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих «правила игры» на рынке : Гражданский кодекс , законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь» , «О собственности в Республике Беларусь» , «О занятости населения в Республике Беларусь» , «Об аренде» , «Об основах государственного социального страхования» и ряд других . Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов , регламентирующих права и обязанности государственных органов в сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектами
хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.
В переходный период важная роль отводится регулированию
процессов разгосударствления и приватизации. Хотя эти процессы существенно сокращают долю государственного сектора, они должны быть управляемы, иметь законодательную основу, обладать утвержденными инструментами и методами разгосударствления. С этой целью разрабатывается законодательная база приватизации и программа ее осуществления . [4, с.381]
Существенную роль играет государство и в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. В переходный период, как правило, осуществляется либерализация цен . Однако опыт показал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилить кризисные явления в экономике. Поэтому государство стремится регулировать цены на отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения, устанавливает «потолки» цен для производителей-монополистов.
В переходный период государство проводит гибкую внешне
экономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых зарубежных товаров на внутренний рынок. С этой целью вводятся ввозные пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, создаются условия для увеличения экспорта.
Важнейшим направлением государственного управления в
переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план . В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоит важная задача — достижение большей
сырьевой независимости и проведение политики ресурсосбережения . Предстоит поистине огромная работа по минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и социально-экономической реабилитации территорий , загрязненных радионуклидами .
В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции , отрицательно сказывающиеся на реальном размере заработной платы , быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев (инвалидов , престарелых , многодетных семей, студенчества), проводит политику регулирования доходов населения , чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе. [4, с.382]
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что в течение последних
лет власти Беларуси предприняли
ряд положительных
Рассматривая будущую
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В прошедшем
пятилетии работа всех органов управления,
коллективов и организаций была
направлена на решение задач и
достижение параметров Программы социально-
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.
При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В 2006 – 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента.
Мировой финансово-экономический
кризис оказал отрицательное влияние
на социально-экономическое
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Вместе с
тем благодаря своевременно принятым
антикризисным мерам и
Отказ от масштабной приватизации при жестком централизованном управлении экономикой позволил Беларуси минимизировать катастрофическое падение совокупного производства, характерное для большинства бывших советских республик, и в значительной степени восстановить его к концу первого десятилетия существования суверенного государства.
Совокупный спад производства в нашей стране оказался намного меньше, чем у основной части бывших союзных республик. Продолжительность этого периода также значительно меньше и лишь на 2,2 года превышает аналогичный показатель для стран Центральной Европы. [4, с.359]
Предоставляя субсидии и кредиты крупным государственным предприятиям, белорусское правительство предотвратило снижение выпуска продукции на начальной стадии переходного периода. Это позволило отечественным производителям частично захватить рынки сбыта основных конкурентов, поскольку в это время в соседних странах наблюдался спад производства. Не идя на приватизацию крупных предприятий, государство сохранило контроль над ними, предотвратив тем самым посредством механизмов разницы в ценах вывоз активов из республики. Жесткий контроль над экономикой позволил государству избежать значительного снижения поступления налогов, обеспечить их высокую собираемость и гарантировать финансирование важнейших бюджетных расходов, в том числе сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Предварительная
оценка выполнения основных показателей
Программы социально-
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличился в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 – 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие.
Валовой объем
производства зерна за текущее пятилетие
достиг
38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора
зерновых за 2001 – 2005 годы. Урожайность зерновых
культур устойчиво превышает по стране
30 центнеров с гектара.
Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1448 молочно-товарных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Укрепляется
национальная продовольственная
Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составило в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа – агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличилась с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 – 960 тыс. рублей в 2010 году.