Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа
Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36
Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80% ВВП Республики Беларусь было «завязано» на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное предприятие «Азот», Минский тракторный завод, «Беларуськалий» и т. д.).
В настоящее время все они занесены в Государственный реестр предприятий-монополистов и подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в соответствии с принятым в республике законодательством.
4.Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 2000 году – 17% ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6-7% вместо запланированных 46%.
5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и разные периоды времени. Сам характер присвоения / отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85% , ВТО время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточение собственности в руках государства расценивается уровень 20-25%.
6.Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.
Доминирующими
в структуре доходов населения
остаются продукты питания (порядка 80%).
Что же касается предметов культурно-
7.Наличие противоречий между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Реализация социальной справедливости осуществляется благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране. [6,с.104-106]
Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина происходящих преобразований. Почти 30 странам с населением более 300 млн. человек предстоит решить задачу, не имеющую аналогов в мировой истории: перейти от огосударствленной экономики к экономике, базирующейся на рыночных принципах. Преобразования охватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Успех в решении данной задачи в определяющей степени зависит от избранной концепции, модели перехода к рыночной экономике.
Как показывает практика, в любом постсоциалистическом государстве, ставшем на путь перехода к рынку, существуют свои концепции и программы решения главных задач трансформационной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений :
• либерализация экономики ;
• реформирование отношений собственности;
• стабилизация экономики ;
• реструктуризация (структурная перестройка) экономики ;
• интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.
Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.
Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства.
Роль либерализации заключается в возможности ликвидации двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги—освобождение от государственного диктата финансовых отношений,а также либерализация внутренней и внешней торговли.
В постсоциалистических странах либерализация осуществлялась в разные временные периоды. Так , в Венгрии частичные преобразования начались в 1960-е гг., в Китае—в 1970-е. В Польше имела место «мгновенная» либерализация, когда в январе 1990 г. было отпущено 90% цен, отменена монополия государства в торговле и обеспечена конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована также в Албании, Чехословакии , странах Балтии и Кыргызстане . В России и некоторых других странах СНГ на начальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций . В то же время более медленными темпами происходит освобождение цен на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой, в том числе и в Беларуси , после освобождения цен наблюдались высокий уровень инфляции, спад производства, взаимные неплатежи , усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня . Опыт разных государств показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40% в год, то развитие экономики резко замедляется . Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестированию. Поэтому правительства вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации народного хозяйства, которая призвана устранить резкие колебания освобожденных цен и сформировать устойчивые финансовые отношения. [4, с.364-366]
Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности, которая, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих преобразований зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Необходимость реформирования обусловлена коренными различиями отношений собственности в рыночной и командной экономике и разным статусом собственников. Главными целями преобразований собственности являются рост эффективности производства, формирование конкурентной среды, привлечение инвестиций. Новые подходы к приватизации должны учитывать также градостроительные, социальные, экологические последствия реформ.
В процессе приватизации предстоит решить следующие основные задачи:
• обеспечение непрерывности и последовательности процесса разгосударствления при соблюдении условия повышения эффективности работы субъектов хозяйствования и осуществления инвестиционных проектов; • гарантирование сохранности прав собственности законных владельцев приватизированных объектов ;
• создание благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в реальный сектор экономики ;
• ускорение процессов акционирования и создания корпоративных структур ;
• формирование полноценного фондового рынка .
Реформирование государственной собственности в нашей стране регулируется Законом «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Законодательством предусматривается многообразие подходов к данному процессу, включая преобразование государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества, продажу объектов государственной собственности на аукционах и по конкурсу, выкуп арендованного имущества арендным предприятием. Малая приватизация охватывает в основном торговлю и сферу услуг, мелкие предприятия промышленности и строительства; большая — крупные предприятия. Опыт приватизации в странах Содружества выявил ряд проблем. Наиболее актуальными из них являются: необходимость изменения властных отношений в обществе (в частности, проблема реституции), масштабы охвата приватизацией, отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды; огромные технические сложности, необходимость идеологического выбора, отсутствие на стартовом этапе соответствующей институциональной инфраструктуры, высокий уровень коррупции и иных
криминальных явлений.
Так, несовершенство законодательства, поспешность в проведении приватизации, коррумпированность и криминализация данного процесса в России привели к тому, что 500 крупнейших предприятий страны с реальной стоимостью имущества 200 млрд. дол. США были проданы фактически за бесценок (7,2 млрд. дол.) и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур. Например, завод «Уралмаш», где работает 35 тыс. человек, был продан за 3,7 млн. дол. США, а Челябинский тракторный завод, где занято 53 тыс. работников, — за 2,2 млн. дол. Фактически это цена металлолома. Для сравнения можно отметить, что столько же стоит средняя хлебопекарня в Европе. Зачастую иностранные компании скупают через чековые аукционы акции российских предприятий, чтобы устранить с мировых рынков своих конкурентов.
Еще одним важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства. Она предусматривает переоснащение отраслей и предприятий современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Необходимость подобной перестройки обычно обусловлена несоответствие структуры производства структуре потребления, проявляющимся в изготовлении не находящей спроса продукции , недостаточной ориентацией на выпуск товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке. [4, с.369-371]
Практика рыночных реформ показала растущее значение формирования рыночных институтов. Цель институциональных преобразований, осуществляемых в ходе трансформационных процессов в Республике Беларусь, состоит в создании основополагающей, системно полной совокупности институтов, необходимых для становления и функционирования экономики рыночного типа, что предполагает :
• развитие институтов, обеспечивающих права собственности , договорные отношения, создание компаний, защиту инвесторов, осуществление процедур банкротства , формирование конкурентной среды и др.;
• создание и совершенствование компетентной и надежной
системы судопроизводства и таких специализированных органов, как комиссии по ценны бумагам и антимонопольным службам;
• формирование и развитие системы финансовых рынков и
институтов, в том числе банковского сектора и сети небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды рискового капитала , лизинговые , факторинговые и страховые компании) ;
• совершенствование системы государственного управления , преобразование структуры органов управления с учетом трансформации форм и методов регулирования экономики .
Одно из главных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема здесь заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Советская экономика отличалась закрытостью, основной оборот совершался между странами—членами СЭВ, а также республиками СССР. Например , более 70 % торгового оборота Беларуси приходилось на другие советские республики , в условиях же рынка эта доля составила бы около 15 % .Переориентация внешней торговли на другие страны ,успешная интеграция народного хозяйства Беларуси в мировую экономику обеспечат ей значительные экономические преимущества. В частности, позволят более широко получать иностранные кредиты , более эффективно развивать хозяйственную международную кооперацию , значительно увеличить объем иностранных инвестиций.
Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения у республики возникли с Российской Федерацией , Украиной и Казахстаном. Процесс белорусско-российской экономической интеграции начался в 1994г. подписанием Договора об объединении денежных систем Беларуси и России (к 2006 г. Договор еще не был реализван). Затем были упразднены таможенные торговые пошлины, отменена плата за транзит российских грузов через территорию нашей страны. Россия получила в бесплатную аренду белорусские объекты стратегических вооруженных сил. Страны заключили соглашение о едином таможенном союзе, что позволило им в двусторонних отношениях пересмотреть или отменить отдельные налоги , различные сборы и другие торговые ограничения. Были согласованы одинаковый режим внешней торговли в отношениях с третьими странами , общие меры нетарифного регулирования и таможенные тарифы . В1996 г. подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России ,а в 2000 г. — Договор о создании Союзного государства. Вместе с тем следует признать, что успехи интеграции в странах СНГ не так велики ,как ожидалось ,что связано , прежде всего, с существенными различиями в способах и темпах проведения реформ, их масштабах ,уровне экономического развития , размерах территории , численности населения. Кроме того, отдельные государства вступают в двусторонние отношения с другими странами а рамками Содружества (Азербайджан—Турция, Молдавия—Румыния) .