Трансформационная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, чрезвычайно актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.

В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Концепция и причины экономической трансформации…………………5
2.Основные направления преобразований экономики……………………11
3.Роль государства в трансформации экономики…………………………21
4. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь………..28
Заключение…………………………………………………………………..34
Литература …………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ новый.docx

— 84.88 Кб (Скачать файл)

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который  был сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80% ВВП Республики Беларусь было «завязано» на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное предприятие «Азот», Минский тракторный завод, «Беларуськалий» и т. д.).

В настоящее  время все они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и  подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в  соответствии с принятым в республике законодательством.

4.Деградация экономического потенциала страны, проявляющаяся главным образом в старении основного капитала. По свидетельству мировой практики, если третья часть ВВП не идет через сбережения в инвестиции, то обеспечение экономического роста в стране недостижимо. В Беларуси фактические инвестиции в основной капитал составляли в 2000 году – 17% ВВП, что практически вдвое ниже указанного уровня. Прямые иностранные инвестиции составили лишь 6-7%  вместо запланированных  46%.

5. Переходный характер отношений собственности, выражающийся в их высокой подвижности и изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и разные периоды времени. Сам характер присвоения / отчуждения и распоряжения в республике находится в процессе трансформации. Характеристикой темпов трансформации собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности в настоящее время составляет порядка 85% , ВТО время как согласно мировому опыту критическим уровнем сосредоточение собственности в руках государства расценивается уровень 20-25%.

6.Падение жизненного уровня населения при декларировании социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения нестабилен и характеризуется противоречивыми тенденциями, усиливающимися высоким уровнем инфляции.

Доминирующими в структуре доходов населения  остаются продукты питания (порядка 80%). Что же касается предметов культурно-спортивного  назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру  доходов населения Беларуси к  структуре доходов населения  слаборазвитых стран.

7.Наличие противоречий между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Реализация социальной справедливости осуществляется благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране. [6,с.104-106]

Отличительной   чертой  переходной экономики  являются масштабность  и  глубина   происходящих   преобразований.   Почти 30 странам  с  населением   более  300   млн.  человек  предстоит решить   задачу,  не  имеющую  аналогов  в  мировой   истории:   перейти от огосударствленной  экономики   к  экономике,  базирующейся  на   рыночных    принципах.  Преобразования   охватывают   основы   существующего  строя:  отношения     собственности,  политическую   и   правовую   системы   общества, общественное   сознание.  Успех   в  решении   данной   задачи   в   определяющей   степени зависит  от  избранной  концепции,  модели перехода к  рыночной   экономике.

Как показывает практика, в любом  постсоциалистическом государстве,    ставшем на путь  перехода к рынку, существуют свои концепции и  программы   решения  главных задач трансформационной экономики, формирования рыночных отношений.  Вместе с тем можно  выделить несколько общих,  «обязательных»  направлений :

•  либерализация экономики ;

•   реформирование   отношений  собственности;

•  стабилизация экономики ;

•   реструктуризация (структурная   перестройка)  экономики ;

•  интеграция   национальной   экономики  в  систему  мирохозяйственных    связей,   становление   экономики   открытого   типа.

Важнейшую роль  в  переходной  экономике  играют   широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.

Либерализация    означает    отказ   от  государственного   регулирования   цен,  переход   к  свободному ценообразованию  и   прекращение   контроля       над   торговлей   со   стороны   государства.

Роль  либерализации заключается в возможности ликвидации двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов  и ограниченности  информации.  Либерализация позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства  и наметить  первоочередные направления   структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а   зачастую  и  одновременные) шаги—освобождение от государственного диктата финансовых  отношений,а также  либерализация   внутренней   и   внешней   торговли.

В  постсоциалистических странах либерализация осуществлялась в разные временные периоды.  Так , в Венгрии частичные преобразования начались в  1960-е   гг.,  в  Китае—в  1970-е.  В  Польше имела место      «мгновенная»   либерализация,   когда  в  январе   1990 г.   было   отпущено   90%  цен,   отменена  монополия государства в   торговле  и обеспечена  конвертируемость   валюты.  Подобная   модель   быстрой и комплексной   либерализации   была реализована также в  Албании,  Чехословакии ,   странах   Балтии  и  Кыргызстане . В России  и  некоторых   других   странах   СНГ   на  начальном    этапе   перехода   к   рыночной   экономике произошла значительная   либерализация   цен  и  импортных   операций .   В   то же    время   более   медленными   темпами   происходит   освобождение   цен   на   коммунальные   услуги   и общественный   транспорт,   а цены на многие потребительские товары до  сих   пор находятся под контролем   местных властей.

Практически во  всех   странах   с трансформирующейся   экономикой, в том числе и в Беларуси , после освобождения цен наблюдались   высокий   уровень   инфляции,   спад   производства,  взаимные  неплатежи ,  усиление социального     расслоения     населения, снижение его жизненного уровня . Опыт разных государств показывает,   что   если   уровень   инфляции   превышает   порог   в   40%    в год,  то развитие экономики резко замедляется .  Высокая инфляция    искажает ценовые  стимулы, порождает неопределенность ожиданий,   препятствующую   накоплению   сбережений   и   инвестированию.   Поэтому правительства вынуждены проводить политику  макроэкономической       стабилизации  народного хозяйства, которая призвана устранить резкие колебания освобожденных   цен   и  сформировать   устойчивые   финансовые   отношения. [4, с.364-366]

Ключевой  момент   переходного периода — реформирование отношений   собственности,   которая,   как   известно,   выступает основой   не   только  экономических,   но   и всех   общественных   отношений.  Поэтому   от  темпов  и   масштабов  этих   преобразований  зависит    ход  всей  рыночной  трансформации    народного хозяйства.   Необходимость     реформирования       обусловлена   коренными  различиями отношений собственности в   рыночной и командной  экономике и   разным  статусом собственников.  Главными   целями     преобразований  собственности    являются  рост   эффективности   производства,   формирование   конкурентной   среды,   привлечение инвестиций.  Новые   подходы   к   приватизации     должны    учитывать     также   градостроительные,    социальные,   экологические    последствия реформ.

В процессе приватизации предстоит решить следующие основные задачи:

• обеспечение   непрерывности   и   последовательности   процесса разгосударствления   при   соблюдении условия   повышения   эффективности       работы субъектов хозяйствования и осуществления  инвестиционных проектов; • гарантирование сохранности прав собственности законных владельцев приватизированных объектов ;

•  создание  благоприятных условий   для   привлечения отечественного  и  иностранного  капитала в   реальный  сектор  экономики ;

•  ускорение   процессов      акционирования       и  создания   корпоративных      структур ;

•  формирование   полноценного   фондового   рынка .

Реформирование   государственной   собственности   в  нашей стране   регулируется  Законом   «О  разгосударствлении   и   приватизации государственной    собственности  в  Республике Беларусь».   Законодательством  предусматривается   многообразие  подходов   к   данному   процессу,   включая   преобразование   государственных   и  арендных   предприятий  в   открытые  акционерные  общества,    продажу     объектов    государственной    собственности   на  аукционах   и  по   конкурсу,  выкуп    арендованного    имущества арендным предприятием.  Малая приватизация охватывает  в основном  торговлю   и   сферу услуг,  мелкие  предприятия   промышленности   и   строительства;   большая — крупные   предприятия.  Опыт приватизации в  странах  Содружества  выявил  ряд  проблем.   Наиболее  актуальными  из  них являются:  необходимость   изменения   властных   отношений  в   обществе  (в   частности,  проблема  реституции),   масштабы   охвата   приватизацией,  отсутствие рациональной рыночно-конкурентной   среды;  огромные  технические   сложности,   необходимость      идеологического   выбора,  отсутствие   на  стартовом   этапе соответствующей       институциональной  инфраструктуры,  высокий уровень коррупции  и иных

криминальных  явлений.

Так, несовершенство  законодательства,  поспешность в проведении     приватизации,  коррумпированность  и  криминализация данного процесса  в  России  привели к тому,  что 500   крупнейших  предприятий  страны с   реальной   стоимостью   имущества 200 млрд. дол. США были проданы фактически за бесценок (7,2  млрд. дол.)  и оказались в руках  иностранных компаний и   их  подставных структур. Например, завод  «Уралмаш»,  где  работает 35 тыс. человек,  был  продан за 3,7 млн. дол.   США, а  Челябинский тракторный  завод,  где  занято  53  тыс.  работников,  — за  2,2  млн. дол.  Фактически  это цена металлолома.  Для сравнения   можно   отметить,   что  столько  же  стоит  средняя   хлебопекарня в Европе.  Зачастую иностранные компании скупают через   чековые  аукционы  акции  российских  предприятий,  чтобы   устранить   с   мировых   рынков   своих   конкурентов.

Еще  одним важнейшим направлением   формирования  рыночных    отношений  является структурная    перестройка     народного    хозяйства.    Она   предусматривает переоснащение отраслей  и предприятий  современной техникой,  ликвидацию устаревших производств  и их переориентирование  на  выпуск  современной   наукоемкой  продукции,   пользующейся   спросом   как  на   внутреннем,  так   и   на  внешнем   рынках.   Необходимость   подобной  перестройки обычно обусловлена несоответствие структуры    производства   структуре   потребления,   проявляющимся   в изготовлении   не  находящей   спроса  продукции ,   недостаточной ориентацией   на   выпуск   товаров   и   услуг,   предназначенных  для удовлетворения  внутренних потребностей народного хозяйства и населения,  низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на   мировом   рынке. [4, с.369-371]

Практика  рыночных реформ показала растущее значение формирования    рыночных   институтов.  Цель  институциональных  преобразований,   осуществляемых   в   ходе   трансформационных   процессов  в Республике  Беларусь,  состоит в создании основополагающей,  системно полной совокупности институтов, необходимых   для   становления   и   функционирования   экономики   рыночного   типа,  что   предполагает :

•  развитие институтов,  обеспечивающих   права собственности ,  договорные отношения,  создание компаний,  защиту инвесторов,    осуществление       процедур   банкротства , формирование  конкурентной   среды   и   др.;

•  создание  и   совершенствование   компетентной   и   надежной

системы  судопроизводства   и    таких   специализированных органов, как   комиссии  по  ценны бумагам   и антимонопольным службам;

•  формирование  и   развитие   системы   финансовых   рынков и

институтов,   в   том  числе   банковского   сектора   и   сети   небанковских    финансовых   организаций    (портфельные    фонды,   фонды рискового   капитала ,   лизинговые ,   факторинговые   и   страховые   компании) ;

•  совершенствование  системы государственного управления ,   преобразование   структуры    органов   управления  с  учетом трансформации   форм   и   методов   регулирования   экономики .

  Одно   из главных   направлений   переходного   периода   — интеграция       национальной     экономики    в   мировое   хозяйство. Ключевая   проблема   здесь   заключается   в   перестройке   внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Советская экономика  отличалась  закрытостью, основной  оборот  совершался  между  странами—членами  СЭВ, а также республиками  СССР.  Например ,   более  70 %   торгового  оборота Беларуси   приходилось  на  другие   советские республики , в условиях  же рынка эта доля составила бы около  15 % .Переориентация внешней торговли  на другие  страны ,успешная интеграция народного  хозяйства  Беларуси  в мировую  экономику  обеспечат  ей  значительные экономические преимущества. В частности, позволят  более широко  получать  иностранные  кредиты , более эффективно  развивать  хозяйственную  международную  кооперацию , значительно увеличить объем иностранных инвестиций.

Важную   роль   в   преодолении   трудностей   переходного  периода    играет    экономическая     интеграция    в  рамках    СНГ.    Наиболее тесные экономические  отношения у республики возникли  с Российской Федерацией , Украиной и Казахстаном.  Процесс белорусско-российской  экономической  интеграции начался в 1994г. подписанием Договора  об объединении денежных   систем Беларуси  и России   (к 2006 г. Договор  еще  не был реализван). Затем  были  упразднены таможенные торговые  пошлины, отменена плата за транзит  российских грузов  через территорию нашей страны. Россия получила  в бесплатную аренду белорусские  объекты  стратегических вооруженных   сил.  Страны  заключили  соглашение  о едином таможенном союзе, что позволило им в двусторонних отношениях пересмотреть или отменить отдельные  налоги ,   различные  сборы и другие  торговые  ограничения. Были согласованы одинаковый режим внешней торговли   в отношениях  с третьими странами ,   общие  меры  нетарифного  регулирования и таможенные тарифы . В1996 г.   подписан  Договор об  образовании  Сообщества Беларуси  и России ,а в 2000 г.  — Договор о создании Союзного государства. Вместе с тем следует признать,   что   успехи интеграции в странах  СНГ не так велики ,как ожидалось ,что  связано , прежде всего, с существенными  различиями в способах и темпах  проведения реформ,  их масштабах ,уровне экономического развития , размерах    территории ,  численности  населения.  Кроме того,   отдельные   государства   вступают  в двусторонние  отношения  с другими  странами  а  рамками    Содружества (Азербайджан—Турция,   Молдавия—Румыния) .

Информация о работе Трансформационная экономика