Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3

1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14

ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28

ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс.раб.хоз.решения..doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

«ОБОСНОВАНИЕ  ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ 

И ОЦЕНКА РИСКОВ»

на тему:

«Управленческие и хозяйственные решения, 

требования, предъявляемые к ним »

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

«Экономика предприятия»

заочного отделения

Калашник Е.Б.

Проверил:

Преподаватель:

Дреммблюга Е.А.

 

 

СИМФЕРОПОЛЬ 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3

 

1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды

1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7

1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12

1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14

 

ВЫВОДЫ

2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды

2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24

    2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25

2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28

 

ВЫВОДЫ 

3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений

3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35

3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37

3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38

ВЫВОДЫ

4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений

         4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43

         4.2. Цель  и задачи принятия хозяйственных решений………………….49

         4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52

       ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57

Список  использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Решение является одним  из видов мыслительной деятельности и проявлением воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов, суждений и сомнений.

Понятие "решение" в научной литературе трактуется по-разному. Чаще всего оно характеризуется  как процесс, как акт выбора или  как результат выбора. Решение  как процесс характеризуется  тем, что, происходя во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовка, формирование, принятие и реализация). Решение как результат выбора являет собой распоряжение к действию (план работы, вариант проекта). В целом управленческое решение носит комплексный характер.

Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности.  Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.

Формирование  хозяйственного решения - это прежде всего процесс, трудовой процесс  руководящего состава и всего  коллектива работников предприятия, направленный на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия, формирование и рациональное использование ресурсов, увеличения производства продукции, снижения себестоимости и повышения рентабельности, увеличения доходов и прибыли и тому подобное.

i. Хозяйственные решения и их виды.

Хозяйственное решение (ХР) — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации экономического обоснования и выбора альтернативы из совокупности вариантов достижения конкретной цели предприятия. Классификация хозяйственных решений.

По степени  неопределенности (полноты информации):

- принятые в условиях определенности;

- принятые в условиях неопределенности;

- принятые в условиях риска.

По  степени  уникальности:

- рутинные;

- нетворческие;

- уникальные (творческие).

По типу применяемых критериев и времени (скорости) решения заданий:

- автоматические (принятые мгновенно: вопрос — ответ);

- блиц-решение (принятые за несколько минут);

- экспресс-решение (принимаются на протяжении нескольких часов);

 - ролонгированные (длительное время).

По стадии жизненного цикла товара:

- решение на стадии разработки,

- решение на стадии производства и т.д.

По функциональной направленности:

- разработанные для осуществления плановых мероприятий в компании, подразделе;

- направленные на решение организационных проблем; 

- координационные (кадровые);

- контрольные;

- информативные;

- регулировочные.

По сфере  действия:

- технические;

- экономические;

- социальные.

По цели:

- коммерческие;

- некоммерческие. 

По масштабности:

- комплексные;

- частные.

По уровням  управления:

- высшего уровня;

- среднего;

- низшего.

По организации  разработки:

- комплексные;

- корпоративные;

- индивидуальные;

- смешанные.

По сроку  действия:

- стратегические;

- тактические;

- оперативные.

По степени сложности:

- стандартные;

- нестандартные.

По глубине  действия:

- одноуровневые;

- многоуровневые.

По компетентности:

- на основе логики;

- профессиональные.

По прогнозируемой эффективности:

- одинарные;

- синергичные;

- асинергичные. 

С учетом изменения в условиях реализации:

- гибкие;

- жесткие.

По количеству целей:

- многоцелевы;

- одна цель.

По степени  обязательности выполнения:

- директивные;

- рекомендательные;

- ориентационные.

По характеру  принятия:

- выборочные;

- систематические.

По широте охвата:

- общие;

- специальные.

По подходу  к вариантности:

- бинарные;

- многовариантные;

- инновационные.

По степени  обусловленности:

- запрограммированные;

- незапрограммированные.

 


1.1. Процесс принятия решений, его этапы

 

На принятие решений  можно посмотреть как на некий  логический процесс. Несмотря на то, что  само принятие решения часто воспринимается как единичный акт, этот процесс  сложен и состоит  
из нескольких этапов. Согласно Саймону, таких этапов три:

  • обдумывание;
  • проектирование вариантов решения;
  • выбор.

На этапе обдумывания  следует проанализировать проблему и собрать необходимую информацию. На этом этапе требуется также  четко сформулировать критерии, которым  должно удовлетворять искомое решение. На этапе проектирования осуществляется систематический поиск возможных решений проблемы. На этапе выбора среди возможных вариантов решения выбирается лучший из всех предложенных вариантов, удовлетворяющий всем критериям.

Компоненты «черного ящика» системного подхода к принятию решения представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Компоненты «черного ящика» системного подхода к принятию решения

«Вход» системы характеризуется  параметрами проблемы, исходными  условиями проблемы (спрос на рынке, объем заказа, технология, ресурсы  
и т.д.);

«Выход» системы –  решение, выраженное количественно  или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность  реализации, степень риска достижения запланированного результата;

К элементам «внешней среды» относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктура региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся правовое поле, конкуренция, спрос и предложение на рынке, политическая ситуация в стране, природно-климатические условия, развитие научно-технического прогресса, социальная среда, факторы, связанные с непосредственной деятельностью предприятия.

Обратная связь характеризует  информацию, поступающую от потребителей к ЛПР после реализации решения. Такая информация необходима для оценки качества решения, внесения корректив в решение, если есть такая необходимость.

Процесс принятия решений.

Понятия «решение», «принятие  решения» означают как процесс, так  и результат выбора. Решение как  процесс состоит из нескольких последовательных этапов.

1. Подготовительный этап:

  • осознание и диагностика проблемной ситуации;
  • формулировка целей;
  • оценка времени и ограничений (ресурсных, организационных);
  • сбор и анализ необходимой информации;
  • разработка альтернативных вариантов решения проблемы (формулировка перечня альтернатив);
  • предварительное ранжирование альтернатив.

2. Принятие решения:

  • оценка альтернатив и их сортировка по приоритету;
  • выбор и утверждение решения.

3. Реализация решения:

  • установка последовательности, сроков и методов (способов) выполнения решений;
  • определение исполнителей и доведение до них решения для выполнения;
  • обеспечение исполнителей необходимыми ресурсами.

4. Контроль и анализ  эффективности:

  • организация контроля за выполнением решения;
  • учет, контроль и анализ выполнения решения и его результатов;
  • оценка эффективности результатов выполнения решения  
    (с дальнейшим переосмыслением и анализом проблемной ситуации).

На этапе определения  проблемной ситуации во время анализа  и прогнозирования развития исследуемого объекта или процесса необходимо изучить влияние внешней среды (природы).

Часто бывает так, что, достигнув  финальной стадии процесса, вы оказываетесь вынужденными повторить все сначала. Например, принятое вами решение может  показаться вам неудовлетворительным, потому что за время последовательного прохождения всех этапов процесса у вас изменились представления о проблеме или критериях, которым должно удовлетворять решение. Иногда, уже почти приняв решение, вы можете интуитивно почувствовать, что оно не сработает. Итак, применение структурированного подхода не всегда дает удовлетворительный ответ с первого раза. Наоборот, после выполнения всех этапов может оказаться необходимым заново переосмыслить проблему и повторить весь цикл с начала.

Циклическая модель процесса принятия решения графически представляется в виде петли на рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2  Решение проблемы – хождение по кругу

 

Окончательный выбор  на этапе принятия решения необходимо осуществлять с учетом всех возможных будущих состояний природы. Что касается контроля за результатами реализации принятых решений, то он должен быть активным – с постоянным переосмыслением проблемной ситуации. Таким образом, принятие решений – это циклический процесс, который постоянно возобновляется, а не только отдельный акт этого процесса.

Выбор эффективных управленческих решений невозможен без всестороннего  анализа комплекса взаимосвязанных  факторов, определения и сравнительной  оценки возможных альтернатив и допустимых планов действий. Поэтому широкое применение в процедурах принятия управленческих экономических решений нашли математические методы: моделирования, анализа, метод балансов, имитационного моделирования, прогнозирования, оптимизации, поддержки принятия решений. Среди основателей этого научного направления необходимо отметить В. Леонтьева, Дж. фон Неймана, Л. Канторовича, Дж. Данцига, В. Глушкова.

Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним