Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3

1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14

ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28

ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс.раб.хоз.решения..doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Немаловажное значение для определения качества решения имеет и такой показатель, как экономичность, которая определяется как разность между экономическим эффектом, полученным от реализации решения, затратами на его разработку, реализацию и контроль а исполнением.

Стабильность управленческого решения означает отсутствие необходимости частых его корректировок или даже отмены в ходе реализации. Стабильность способствует   успешной   реализации   решений.   Но месте с тем решение должно быть достаточно гибким, т.  е.  предусматривать  возможность  корректировки.

Обобщающим показателем  качества управленческого решения  является его результативность, которая  определяется как степень соответствия коечного результата реализации решения  намеченной ели.

Существуют различные  критерии оценки эффективности управленческих решений. Например, критерии, характеризующий  степень достижения  поставленной ели (£). Он рассчитывается как отношение результат, который планировалось получить от реализации рдения, к фактически полученному результату

Можно использовать и обобщенный критерий, характеризующий достижение общей цели как суммы достигнутых частных целей, взвешенных по их значимости:

l = k1q1 + k2q2+ ...+ knqn,

где 1 — общий критерий эффективности управленческих решений; q1, ..., qn — частные цели, достижение которых планировалось в качестве результатов управленческих решений; k1,.. , kn — значимость достигнутых частных целей в достижении общей цели.

Использование приведенных  формул возможно, если достижение целей, поставленных перед системой, может  быть выражено количественно (например, достигнуть определенного прироста товарооборота при сокращении уровня товарных запасов, росте производительности труда и т. п.) или при оценке результативности управленческих решений. Причем в последнем случае важно оценить достижение не только экономических и организационных, но и социальных целей (ценностные ориентации работника, межличностные отношении и социально-психологический климат). Для их оценки используются качественные критерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Для каждого  предприятия должен индивидуально  разрабатываться механизм формирования и принятия хозяйственных решений. Эффективность же этого процесса в большой степени зависит  от методов, которые используют менеджеры  в ходе выполнения всех видов управленческих работ.

Использование механизма  предусматривает правильный диагноз  проблемы,  согласно избранной модели принятия решения разрабатываются  альтернативные варианты, которые оцениваются  по критериям оптимальности решения. Этот этап считается наиважнейшим и  ответственным моментом в процессе формирования решения.

Усовершенствование механизма принятия хозяйственных решений  становится одним из важных компонентов реформирования предприятий с целью повышения конкурентоспособности  на международных рынках. Стратегическим подходом к решению этой проблемы является разработка соответствующего категориального аппарата, технологий, методов, принципов, а также отбор и  обоснование системы конструктивных моделей и инструментов принятия хозяйственных решений. Это даст возможность перевести процессы принятия хозяйственных решений, которые сегодня имеют по большей части интуитивный характер, в научно управляемый и экономически обоснованный процесс, который будет способствовать улучшению общей ситуации в экономике.

Во время  разработки хозяйственного решения  наиболее точного результата можно достичь, применяя математические методы на основе формализации задания, хотя этот путь и сложный. Очень непросто точно построить модель исследуемого объекта по избранному критерию; даже точное математическое решение задания может не учитывать возможные последствия наиболее оптимальных решений: социального, экологического, эргономичного и т. п. характера. Методы обоснования решения, как правило, используются комплексно.

 

III. Способы реализации хозяйственных решений.

 

Принятие решений субъектом  управления невозможно без изучения ситуации, в которой находится система, и условий внешнего окружения управляемого объекта.

Получаемая информация о ситуации должна быть достоверной  и полной. Недостоверная или недостаточно полная информация может привести к  принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, которая действительно представляет интерес для ЛПР с целью принятия эффективного управленческого решения.

Принятие решений осуществляется посредством моделирования состояний  системы и ее движения на основе полученной релевантной информации, ее проверки и оценки.

Выявление проблем –  эта постоянно действующая функция  в любой организационной системе. Без этой функции осуществить принцип постоянного совершенствования системы невозможно. Для реализации функции выявления проблем необходимо организовать систематический сбор информации о состоянии внешней среды, самой системе в настоящем и будущем и проводить анализ целей.

Проблема (в переводе с греческого означает задача) в  широком содержании представляет собой  сложные теоретические или практические вопросы, которые требует изучения и разрешения. Под проблемой следует  понимать несоответствие желаемого (нормативного) и фактического уровней достижения цели. Под ситуацией - соединение условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, в которой возникла проблема.

Первый шаг в диагностировании сложных проблем – осознание  и установление симптомов или затруднений имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы болезни организации – это низкие прибыли, сбыт, производительность и качество, чрезмерные затраты, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров. Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Например, большим затратам всегда соответствует низкая прибыль.

Для выявления причин возникновения проблем необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию, стремясь к  ее релевантности. Полученная информация служит основой для дальнейших процедур, поэтому необходимо добиваться ее максимальной точности и соответствия проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Теория принятия  решений, ее задачи

 

Существует несколько  областей науки и техники, которые  можно назвать наукой о принятии решений. Одной из них, название которой наиболее полно отражает сущность вопроса, является теория полезности, представляющая собой попытку построения единой научной теории принятия решений. Прежде чем перейти к процессу изучения теории принятия решения и ее практической реализации, целесообразно будет определиться с основными терминами и самой сущностью решений.

Решение как  процесс характеризуется тем, что решение, протекая во времени, осуществляется в нескольких этапах (подготовки, формирования, принятия и реализации решения).

Этап принятия решений  можно трактовать как акт выбора ЛПР с помощью определенных правил.

Решение как  результат выбора представляет собой распоряжение к действию (план работы, вариант проекта).

Теория принятия решений  является одной из составных частей теории управления. В теории принятия решений содержится система основных идей, описываются закономерности процесса принятия решений, определяются методы и технология принятия решений, формируются важнейшие практические рекомендации.

Основные  задачи теории принятия решений:

  • определение роли решений в управлении производством;
  • изучение и обобщение опыта принятия решений в различных условиях (например, риска, определенности и неопределенности).
  • выявление и исследование объективных закономерностей процесса принятия решений и формирование на их основе принципов организации деятельности ЛПР, организационных форм и методов, технологических разработок принятия и реализации решений;
  • определение показателей эффективности принятия управленческих решений;
  • выработка практических рекомендаций по работе менеджеров, аппарата управления при принятии решений в реальной обстановке, использование технических средств, автоматизированной системы управления.

Предметом исследования теории принятия решений являются законы (закономерности) деятельности ЛПР, ее организационные формы, технологии, методы, модели, принципы управления, сущность и содержание решений.

Объектом теории принятия решений является системная деятельность руководителей и персонала управления в процессе выработки, принятия и реализации решений.

Принятие решений должно основываться на достоверной, текущей  и прогнозируемой информации, анализе  всех факторов, оказывающих влияние  на решения с учетом предвидения  его возможных последствий.

Принятие решений - составная часть функции любого руководителя. Менеджером человека можно назвать только тогда, когда он принимает какие-либо организационные решения и реализует их через подчиненных ему людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений

Менеджеры имеют возможность  эффективно выполнять свои функции  только тогда, когда они владеют  точной и своевременной информацией. Достижение необходимого информационного  обеспечения для процесса принятия и реализации решений – задача аналитических и специальных служб предприятия.

Эффективность использования информации зависит  от способности предприятия собирать первичные данные. Первичные данные представляют собой исходные данные, цифры и события, преобразование которых зависит от эффективности работы информационной системы предприятия (отдельных работников, процедур, технического оснащения, программного обеспечения, носителей и т.д.).

Обычно информацию разделяют  на объективную и субъективную. Сам источник информации носит объективный характер, но информация о нем субъективна, так как при отображении происходит прием, преобразование и передача ее человеком.

Информационное обеспечение  решения задач управления основывается на следующих характеристиках информации: объем, достоверность, своевременность, ценность, насыщенность и открытость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений

 

Подготовка, принятие и  реализация решений как процесс  управленческого труда руководителя имеют определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. При этом руководитель, отвечающий за развитие системы, сталкивается с множеством возможных целей и со значительным числом конкурирующих способов и средств, которые могут быть использованы для достижения каждой отдельной цели. Но, прежде всего, требуется установить содержание задач, которые обеспечивают достижение целей. Эти задачи могут быть представлены в виде так называемого «дерева задач».

Менеджмент рассматривает  управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения (приложение А).

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро - и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

 На стадии принятия  решения осуществляется разработка  и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для  конкретизации решения и доведения  его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата принятого решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Упорядочение процесса подготовки, принятия и реализации решения в определенной степени  компенсирует недостатки, обусловленные  невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникших проблем в строгой логической последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.

Обратная связь является важным элементом процесса принятия и реализации решений, то есть поступление  данных о том, что происходило  до и после реализации решения  – позволяет руководителю скорректировать  решение, пока предприятию еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.

В приведенных этапах процесса подготовки, принятия и реализации решения специально не выделены этапы сбора информации, построения моделей, выбора оценочных критериев. Все это осуществляется практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решений. Например, определенные оценочные критерии используются и при ранжировании проблем и целей, и при выборе альтернатив решения, и при определении степени выполнения решения и т.д. То же касается и использования в процессе подготовки, принятия и реализации решения определенных функций управления, например организации, мотивации, контроля. Очевидно, что они должны применяться на всех этапах данного процесса.

Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним