Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа
Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3
1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14
ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28
ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников
Если долю рынка, в общем-то, определить не так уж сложно (по доле оборота или объема продаж фирмы в общей стоимости продукции, реализованной на данном рынке), то показатели качества продукции — объект для измерения достаточно сложный. Обычно для внутрипроизводственных нужд применяется показатель числа дефектов (отказов) в процентах от партии изделий с помощью методов статистического контроля качества, то есть выборочным путем устанавливается количество отказов в данной партии на 1000 штук. Значение данного показателя не столько в уменьшении издержек производства (в результате снижения расходов по выявлению и устранению брака), сколько в поддержании марки фирмы на рынке. Вне предприятия или фирмы в качестве показателей качества продукции чаще всего используются следующие показатели: процент изделий, возвращенных потребителями на гарантийное обслуживание; количество изделий, возвращенных потребителями их изготовителям, в общем объеме реализованной продукции. Даже число публикаций, посвященных продукции фирмы, в специализированных изданиях.
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Цели обладают рядом характеристик:
конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей;
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных;
- достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации;
- взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.
Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз:
1) выявление и общих для организации целей;
2) построение иерархии целей;
3) установление индивидуальных целей.
Конечная цель менеджмента
состоит в обеспечении
Классификация целей может осуществляться :
- по охватываемой сфере (общая, частная цели);
- значению (главная, промежуточная, второстепенная);
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);
- предмету цели (рассчитан
на общий или частный
Типичные результативно-
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному
состоянию (например, доведение фирмы
до состояния, обеспечивающего
возможность ее выгодной продаж
- стремление к увеличению оборота;
- стремление к снижению расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели.
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым);
- инструмент управления (руководящие требования);
- критерий принятия
решения (критерии оценки
- инструмент координации;
- инструмент контроля;
4.3. SWOT – анализ
Промежуточное звено между определением миссии предприятия и формированием его целей и задач это – анализ - SWOT (рис.4.1.)
SWOT – анализ. Ситуационный, или СВОТ (SWOT) - анализ может осуществляться как для предприятия в целом, так и для отдельных направлений его деятельности. Результаты анализа используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга.
Рис. 6. Последовательность определения целей и задач предприятия
Рис. 4.1.
SWOT - это сочетание слов Strengts (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутреннее состояние предприятия выражается в основном в S и W, а внешняя ситуация - в О и Т. Рассмотрим основные факторы, которые учитываются в СВОТ - анализе:
Анализ сильных и слабых сторон предусматривает исследование внутренней среды предприятия. Составляющие внутренней среды включают виды деятельности и ключевые процессы, состояние которых определяет потенциал и возможности, которыми владеет предприятие. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную, кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.
После выявления сильных и слабых сторон, угроз и возможностей устанавливается цепь связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид
Матрица SWOT
Возможности 1 2 3 |
Угрозы 1 2 3 | |
Сильные стороны 1 2 3 |
Поле S и O |
Поле S и Т |
Слабые стороны 1 2 3 |
Поле W и O |
Поле W и Т |
Для успешного применения методологии SWOT – анализа важно уметь не только раскрывать угрозы и возможности, но и оценивать их с точки зрения важности для предприятия. SWOT - анализ может быть проведен по предприятию в целом, товарной линии или конкретному товару. Он объективно предоставляет информацию о существующих возможностях и ограничениях.
ВЫВОДЫ:
Сущность оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия прежде всего в ее целях и задачах. Основной целью проведения оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия является повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов. Из цели оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия вытекают ее основные задачи: - определение реального финансового состояния организации; - выявление основных факторов, влияющих на хозяйственную деятельность; - повышение эффективности хозяйственной деятельности. Оценка хозяйственной деятельности предприятия является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия проводится для: получения ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами; оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия; оценки возможных и целесообразных темпов развития предприятия; выявления доступных источников средств и оценки возможности и целесообразности их мобилизации. Цель оценки финансового состояния определяет задачи его анализа. Основными задачами анализа хозяйственной деятельности являются: оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения; оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заемного капитала, их состояния и движения; анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия и оценка изменения ее уровня; анализ платежеспособности хозяйствующего субъекта и ликвидности активов его баланса. Результаты анализа служат аналитической информацией для инвесторов, партнеров и т.д., которые могли бы оценить реальное финансового состояния предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности выступает не только как основная составляющая любой из функций управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений для поддержания бизнеса на необходимом уровне. Эта активная роль анализа ставит перед ним ответственные задачи, среди которых: - Свободное взаимодействие рыночных субъектов, конкуренция, усиленная криминалистическими тенденциями и гнетом монополий, коммерческий риск и неопределенность получения ожидаемых экономических выгод, вероятность наступления предполагаемого ущерба или получения результата ниже требуемого значения выдвигают на первый план проблему выбора. Отсюда для анализа весьма актуальной становится задача обоснования выбора оптимальных вариантов деловых решений из имеющихся альтернатив. - Развитая система финансового анализа и оценки деятельности хозяйствующих субъектов позволяет выявлять и систематизировать решение наиболее сложных и часто встречающихся хозяйственных ситуаций и разрабатывать наиболее эффективные рекомендации по их устранению. - Посредством финансового анализа хозяйствующим субъектом рассматривается широкий набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов. Хозяйственная практика требует использования в анализе учета решения социальных, экологических и гуманитарных проблем, проблем использования чистой прибыли и ее капитализации и др. Ставится задача не только максимизации прибыли, но и успешное исключение влияния неопределенности и риска; не только обеспечение ликвидности и доходности, а в большей мере - достижение «благосостояния акционеров» с учетом коммерческих рисков, что в дальнейшем обеспечит необходимую финансовую устойчивость. Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему может рассматриваться как важная самостоятельная задача анализа. Реализация традиционных задач хозяйственного анализа, таких, как мобилизация выявленных резервов повышения эффективности производства и усиление его интенсификации, в нынешней экономической ситуации осложняется необходимостью учитывать неопределенность и коммерческие риски, вероятностный характер событий и их оценок, инфляционные процессы, современные характеристики стоимости денежных потоков и т.д. Все это требует совершенствования методики финансового анализа, без чего не представляется возможным усиление его роли в управлении бизнесом. Задача повышения активной роли анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия как информационной базы для принятия оптимальных деловых решений наряду с традиционной задачей совершенствования всех источников информации, в том числе повышения аналитичности учетной, отчетной, бизнес - плановой, нормативной и другой информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития экономики Украины характеризуется нестабильностью факторов внешней среды и усложнением процессов принятия хозяйственных решений, которые формируются в условиях повышенного риска и многовариантного механизма их реализации. Формирование хозяйственного решения - составная часть хозяйственной деятельности и обязательный элемент процесса управления, которое требует совершенствования.
Эффективность хозяйственного решения обеспечивается комплексным и объективным его обоснованием. Таким образом, развитие теоретических понятий и классификаций, критериев принятие эффективных решений, разработка рекомендаций относительно применения методов линейного программирования позволят повысить качество механизма формирования хозяйственных решений. И как результат принятия качественных решений - повысить эффективность деятельности предприятия в целом.
Список использованных источников:
1.Андрійчук В., Бауер Л. Навч. посібник — К.: КНЕУ, 1998. — 316 с.
2.Василенко
В. А. Теорія і практика
3.Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2000. — 256 с.
4.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1998.
5.Наконечний С. І., Савіна С. С. Математичне програмування: Навч. посіб. — К.: КНЕУ, 2003. — 452 с.
6.Теребух А.А.
Формування алгоритму
7.Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001. — 448 с.
8.Формирование
хозяйственных решений./Под
9.Хобта В.М. Управління інвестиціями: Навчальний посібник. Донецьк: ДонНТУ, 2005. - 394с.
10.Хобта В.М., Кравченко С.І. Розвиток системи регулювання інноваційної діяльності // Економіка: проблеми теорії та практики. - Т. 1.-Днепропетровск: ДНУ. - 2004. - № 188. - С. 245-250.
11.Підприємства України пішли
у "мінус" [электронный ресурс].—
Режим доступа: http://news.liga.net/ukr/news/
12.Державний комітет статистики України [электронный ресурс].— Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/
Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним