Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа
Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3
1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14
ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28
ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников
ВЫВОДЫ
Принятие обоснованного
решения базируется на знании объективных
закономерностей
Принятие решения - сложный творческий процесс, результатом которого могут быть различные последствия.
Однако наиболее часто при принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться одновременно.
В любом случае решение сводится к выбору одного варианта из нескольких, причем совсем не обязательно самого выгодного по экономическим показателям. Не существует управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные последствия. Решения всегда социальны, только потому, что вызывают у подчиненных соответствующие положительные или отрицательные эмоции.
Таким образом, задача ЛПР
всегда состоит в том, чтобы выбрать
правильный путь принятия решения и
максимально снизить
РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений.
В организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.
Любой человек, мало-мальски ознакомившись с рыночной экономикой, будет попросту обескуражен тем обилием показателей (равно как и методов их измерения), которые применяются здесь как для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий и компаний, так и для определения тех затрат, которыми эти результаты были достигнуты. По мере усложнения хозяйственного механизма рынка система показателей также становится все более сложной. Одни показатели утрачивают свое значение, по появляются новые, разработанные специалистами. И вряд ли кому-либо удастся сегодня назвать какой-то один самый лучший показатель даже в оценке результатов деятельности предприятия или компании, одинаково подходящий для всех отраслей экономики и видов коммерческой деятельности, какой-то универсальный критерий, по которому можно было бы однозначно судить об успехе или неудаче в бизнесе.
Поэтому любому предприятию или фирме нужно пользоваться системой показателей хозяйственной деятельности (ПХД). Бесспорным же является другое — все ПХД тесно взаимосвязаны друг с другом.
При всем многообразии ПХД, используемых сегодня в бизнесе, их можно разделить на две основные группы:
— оценочные показатели (прибыль, товарооборот, условно чистая продукция и пр.);
— показатели издержек производства (затраты на оплату труда, амортизацию, на материально-энергетические ресурсы и пр.).
И прежде чем добиваться реального улучшения положения дел в своем бизнесе, думать о повышении своей конкурентоспособности или хотя бы просто об облегчении своего финансового положения, необходимо четко представлять себе не просто что и как измерять, а где, в какой отрасли тот или иной показатель или способ его измерения наиболее пригоден.
Главным определяющим показателем оценки хозяйственной деятельности предприятия или компании в условиях рынка остается конечно же прибыль. Проблема лишь в том, как определить размер прибыли на вложенный капитал. И в зависимости от принятой методики измерения уровень рентабельности предприятия может существенным образом меняться. Размер прибыли конкретного предприятия подвержен влиянию множества не только внутренних, но и внешних факторов; темпов инфляции, особенностей налогообложения и т. п. Методика определения размера прибыли меняется от отрасли к отрасли, различается она на уровне корпорации и ее отделения и т. д. Следует также отметить, что, несмотря на всю свою значимость, далеко не всех, как внутри компании так и за ее пределами, показатели прибыльности предприятии интересуют в первую очередь. Кредиторов или тех, кто сдает в аренду землю, здания, сооружения пли оборудование, например, куда больше интересует движение ликвидности в компании, нежели уровень ее рентабельности. Акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема продаж компании.
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)
В целом среди оценочных ПХД можно выделить девять наиболее важных показателей:
1) оборот (товарооборот, или объем продаж) компании;
2) валовая прибыль;
3) условно чистая прибыль;
4) условно чистая продукция;
5) прибыль после уплаты процентов по займам в кредитам;
6) прибыль после уплаты налогов;
7) прибыль после выплаты всех дополнительных платежей;
8) ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства;
9) ликвидность после уплаты дивидендов.
Все эти показатели одинаково необходимы во внутрифирменном управлении как для эффективного контроля за производством, финансовым положением фирмы, так и для выработки и принятия решений.
На базе этих показателен руководство предприятия получает информацию, которая служит основой для выработки именно тех решений, которые могут изменить положение фирмы в лучшую сторону. Некоторые из перечисленных показателей играют важную роль также и в разработке системы стимулирования труда на предприятии.
Первым из оценочных ПХД определяется размер оборота предприятия или компании.
Он определяется как общий объем продаж, то есть стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Прн измерении оборота предприятия важным является период, за который он подсчитываете я (неделя, месяц, квартал, год), поскольку этот показатель подвержен сильному влиянию инфляционных процессов.
Наиболее предпочтительным является поэтому его измерение в неизменных ценах, но для нужд оперативного бухгалтерского учета и текущего планирования оборот может определяться и в текущих ценах.
Наиболее предпочтительным оценочным показателем величина оборота является для бесприбыльных и бюджетных организаций.
В оптовой и розничной -торговле, сбытовых подразделениях промышленных фирм размер оборота выступает в качестве основы для нормирования и стимулирования труда.
Как правило, при нормальной торговле заработная плата работников ставится в непосредственную зависимость от стоимости проданной продукции. Продавец получает определенный процент от цены каждой проданной вещи. Соответственно чем выше скорость оборота финансовых средств и больше число сделок за данный период времени, тем больше заработная плата работника. Естественно, что при такой системе нет надобности прятать под щшлавок то, что можно достать,— себе дороже.
Определение оборота затруднено в крупных компаниях, особенно конгломератах, а также для отделений крупных фирм. В последнем случае возникает проблема определения внутрифирменного оборота — оборота между отделениями на основе трансфертных средств.
Если вычесть из размера оборота компании стоимость покупных сырья, материалов, полуфабрикатов, другие переменные издержки, то получим другой ПХД — валовую прибыль.
Данный показатель, кстати, легко рассчитывается и для отделения крупной корпорации. В управлении валовая прибыль (ВП) является одним из наиболее распространенных оценочных показателей. По данным имеющихся обследований, свыше '/г британских и американских фирм сегодня используют ВП в качестве главного оценочного показателя хозяйственной деятельности.
Показатель ВП наиболее предпочтителен в тех отраслях промышленности и сферах бизнеса, где относительно невелика доля постоянных издержек (например, в торговле).
В краткосрочном плане
пользоваться показателем ВП во всех
отношениях является более предпочтительным,
нежели оборот предприятия. ВП широко
применяется также в тех
Если из ВП вычесть накладные расходы и сумму амортизационных отчислений, то получим так называемую «условно чистую» прибыль предприятия, или, как ее еще называют, прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов.
Данный ПХД пригоден в качестве оценочного практически для всех сфер бизнеса. Однако применительно к мелкому бпзпесу условно чистую прибыль часто смешивают с предпринимательским доходом владельцев предприятий.
Именно условно чистая прибыль является основой для определения премиального фонда для рабочих и служащих во всех странах мира, включая социалистические: Венгрию, Китай. В американских и западноевропейских компаниях размеры премий высшим руководителям также устанавливаются, как правило, в зависимости от величины полученной условно чистой прибыли. В Великобритании, например, 40% менеджеров премии выплачиваются в зависимости от размера условно чистой прибыли. Приплюсовав к величине условно чистой прибыли издержки на заработную плату рабочих и служащих, получаем показатель условно чистой продукции (УЧП).
Размер УЧП можно также определить как разницу между стоимостью реализованной продукции (оборотом) и стоимостью затраченных на ее производство ресурсов (покупных материалов, услуг, выплат субподрядчикам, амортизационных отчислений, затрат на ремонт и т. п.). При расчете УЧП и соответствующих производственных затрат применяются текущие цепы. Рост УЧП -— показатель успешной хозяйственной деятельности, вне зависимости от темпов и масштабов инфляции.
Его применение на практике во многом сходно с использованием В П. Но наиболее подходящей сфер ой его применения является внедренческий и консультативный бизнес.
УЧП может служить также эффективным инструментом управленческого контроля в отраслях и компаниях со стабильной структурой издержек производства. В то же время данный показатель мало подходит для оценки конечных результатов конгломератов, компаний с сильно диверсифицированным производством, однако вполне пригоден для отделений крупных фирм.
Показатель УЧП получил
ш и р о к о е распространение
УЧП нашла применение в различных системах участия рядовых рабочих и служащих в распределении прибыли компании, полученной в результате повышения эффективности производства. При определении величины УЧП главной проблемой, помимо измерения уровня запасов и незавершенного производства, является расчет суммы амортизационных отчислении.
Если из УЧП вычесть издержки па заработную плату и проценты за кредит, то получим прибыль до налогообложения.
Этот ПХД не пригоден в качестве оценочного на новых предприятиях, как правило еще не вышедших на проектную мощность, а также на тех предприятиях, где осуществляются крупные капиталовложения с длительным сроком окупаемости. Неприменим он и в отраслях и на предприятиях с низкой фондо и энерговооруженностью труда, например в сфере бытового обслуживания. Сфера применения остальных оценочных ПХД ограничена, как правило, исключительно потребностями бухгалтерского учета.
Наряду с показателями, необходимыми для нужд текущего планирования и управления производством, существуют также показатели для стратегического управления. Среди них:
— доля рынка сбыта, контролируемого фирмой;
— показатели качества продукции;
— показатели уровня обслуживания потребителей;
— показатели, касающиеся подготовки и переподготовки рабочей силы.
Все они так пли иначе связаны с повышением размера прибыли, получаемой фирмой. Так, например, увеличение > доли рынка непосредственно ведет к росту массы прибыли, получаемой фирмой. Особенно отчетливо зависимость такого рода прослеживается в капиталоемких отраслях промышленности. Но при этом важно и то, что рост массы прибыли достигается лишь на перспективной основе и может быть зафиксирован с помощью показателей, применяемых для нужд текущего планирования и управления, только за относительно продолжительные периоды времени.
Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним