Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа
Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3
1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14
ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28
ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
Виды эффекта от реализации хозяйственных решений
Вид эффекта |
Факторы, показатели |
Экономический |
Показатели учитывают
в стоимостном выражении все
виды результатов и затрат, обусловленных
реализацией хозяйственных |
Научно-технический |
Новизна, простота, полезность, эстетичность компактность |
Финансовый |
Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
Ресурсный |
Показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
Социальный |
Показатели учитывают социальные результаты реализации хозяйственных решений |
Экологический |
Шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние хозяйственных решений на окружающую среду. |
ВЫВОДЫ
Современный этап
развития экономики Украины
Эффективность хозяйственного решения обеспечивается комплексным и объективным его обоснованием. Таким образом, развитие теоретических понятий и классификаций, критериев принятие эффективных решений, разработка рекомендаций относительно применения методов линейного программирования позволят повысить качество механизма формирования хозяйственных решений. И как результат принятия качественных решений - повысить эффективность деятельности предприятия в целом.
II. Управленческие решения и их виды
Человек в продолжение дня принимает десятки и сотни разнообразных решений: в быту, производстве, бизнесе, личных отношениях, но далеко не все они являются управленческими.
Управленческое решение принимается руководителем и направлено на подчиненный ему коллектив, который, будучи объектом управления должен быть способным его выполнить в точном соответствии с установленными правилами.
Под управленческим решением в менеджменте следует понимать выбор альтернативы, акт, направленный на решение проблемной ситуации. В более широком понимании управленческое решение следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Причинами возникновения проблемных ситуаций в управлении являются:
Управленческое решение - это творческий процесс, в котором определенным образом объединяются математический подход, логика, психология, эмоции, воля, мотивация, интересы и функциональные обязанности руководителя того ли другого уровня.
Важнейшей задачей руководства предприятия является принятие решений по различным вопросам политики предприятия. Возникновение ситуации принятия решения, т.е. ситуации, которая требует разработки новых решений, объясняется тем, что постоянно возникают новые, существенно касающиеся предприятия обстоятельства, изменяются условия внутренней и внешней среды предприятия.
Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования,
оптимизации, экономического обоснования
и выбора альтернативы
из множества вариантов достижения конкретной
цели.
Центральной фигурой и субъектом управления и принятия решений выступает ЛПР (decision maker) – Лицо, Принимающее Решение. Оно может представлять собой одно лицо («индивидуальное» ЛПР), либо несколько лиц («групповое» ЛПР). Считается, что ЛПР – это руководитель или руководящий орган, который формулирует проблему, играет решающую роль при разработке решения и несет ответственность за выбранное решение.
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Для того, чтобы принятое решения было успешно реализовано, необходимо учитывать следующее:
Управленческие решения должны удовлетворять ряду требований, существенными из которых являются:
Выполнимость Своевременность Оптимальность Законность Правомочность Непротиворечивость и преемственность Простота, ясность и краткость изложения.
2.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют общие признаки, позволяющие классифицировать решения:
1. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные – неоднократно встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные – нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
2. Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством, способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими и тактическими.
3. Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях предприятия. В этом случае решения можно считать локальными. Решения, влияющие на работу предприятия в целом – являются глобальным.
4. Длительность реализации. Реализация решения может потребовать несколько часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдёт сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время всё более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
5. Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов – такие решения называют корректируемыми. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы, их определяют как некорректируемые.
6. Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти решения играют чрезвычайно важную роль при принятии решения.
7. Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее заданному алгоритму. Другими словами, формализованные - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Формализация принятия решения повышает эффективность управления.
8. Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию, то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным.
9. Форма принятия. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными.
10. Способ фиксации решения. По этому признаку управленческие решения могут подразделяться на фиксируемые, или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные
В управленческой практике также выделяют решения:
результативные – реализация которых приведет к итоговым результатам
2.3.Факторы, определяющие
качество и эффективность
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды). К числу этих факторов следует отнести:
- законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;
- четкую формулировку цели – для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
- объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
- время разработки УР – как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);
- организационные структуры управления;
- формы и методы осуществления управленческой деятельности;
- методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
- субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.
- состояние управляющей и управляемой
систем (психологический климат, авторитет
руководителя, профессионально-
- систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.
Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, УР существенным образом зависят от множества субъективных факторов – логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т. п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
Качество управленческих
решений оценивается и таким
показателем, как оперативность—
Существенным показателем качества решения является четкость, предусматривающая полноту содержания и точность формы выражения. Этот показатель складывается из конкретности формулировки проблемы и причин ее возникновения в констатирующей части документа, в котором оформлено решение, а также указание средств и ресурсов, необходимых для реализации решения, способов и сроков реализации, исполнителей, форм и методов контроля за исполнением решения в постановляющей его части. Кроме го, решение должно быть понятным, а его формулировка достаточно лаконичной.
Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним