Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и результативным. Его оптимальность - это способность быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности. Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к повышению рентабельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…....3

1.РАЗДЕЛ I. Хозяйственные решения и их виды
1.1. Процесс принятия решений, его этапы …………………………...…..7
1.2. Требования к методам принятия решений…………………….…..…12
1.3.Эффективность хозяйственных решений…………………………….14

ВЫВОДЫ
2.РАЗДЕЛ II. Управленческие решения и их виды
2.1.Требования, предъявляемые к управленческим решениям ……......24
2.2. Классификация управленческих решений …………………….…....25
2.3.Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений………………………………………………………………….…….....28

ВЫВОДЫ
3.РАЗДЕЛ III. Способы реализации хозяйственных решений
3.1. Теория принятия решений, ее задачи……………………………...…35
3.2. Информационное обеспечение процесса принятия решений. ……....37
3.3. Этапы процесса принятия и реализации управленческих решений..38
ВЫВОДЫ
4. РАЗДЕЛ IV. Цель и задачи оценки хозяйственных решений
4.1. Показатели хозяйственной деятельности (ПХД)………...…………43
4.2. Цель и задачи принятия хозяйственных решений………………….49
4.3. SWOT – анализ…………………………………………………………52
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....57
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курс.раб.хоз.решения..doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Процесс принятия решений  с использованием экономико-математического  инструментария состоит из таких основных этапов:

  • определение и диагностика проблемной ситуации;
  • разработка экономико-математической модели;
  • выбор методов и программных средств для проведения расчетов;
  • подготовка входной информации;
  • поиск и анализ вариантов решения;
  • выбор решения и утверждение плана его реализации;
  • анализ проблемной ситуации и ее переосмысление.

В общем виде задача принятия решений состоит в поиске такого из допустимых планов действий, который будет обеспечивать наиболее предпочтительный (оптимальный) из возможных путь достижения цели, с 
учетом всех возможных состояний внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Требования к методам  принятия решений

 

При всей своей потенциальной  ценности решения останутся лишь благими пожеланиями, если не воплотятся в конкретные действия. Методы могут быть универсальными, пригодными для любой проблемы и могут быть специфическими. Какой метод применять – зависит от реального содержания проблемы, а не от знаний, желания и умения руководителя или сотрудника. Лучше вообще не начинать дело, чем принимать невыгодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.

Чтобы этого избежать, необходимо учитывать некоторые  требования, которые предъявляются  к рациональным методам. Прежде всего, это – практическая применимость.

Другое требование к  методам решения проблемы – экономичность, подразумевающая, что затраты должны быть меньше полученного результата, а разница между ними, т.е. эффект, оптимальным для данной ситуации.

Третье требование, предъявляемое к методам – обеспечение достаточной точности решения проблемы.

Наконец, методы принятия решения должны быть достоверными, когда число ошибок не превышает  некий приемлемый уровень. Чем он меньше, тем уже границы неопределенности и риска решения, поэтому необходимы надежные способы оценки последнего.

Что же нужно для успешного решения  проблем?

Во-первых, своевременно заметить и проанализировать проблему, с тем, чтобы выяснить, что привело  к ее возникновению, и на деле стремиться к ее решению.

Во-вторых, не тратить  времени на ненужные решения, не влияющие на эффективность работы фирмы.

В-третьих, постоянно  оценивать эффективность процесса принятия,  
а впоследствии и реализации решения.

В-четвертых, не принимать  нескольких решений по одному и тому же вопросу.

В-пятых, привлекать к  процессу принятия решения сотрудников, имеющих к ним отношение, уже  на самых ранних этапах работы с  учетом соответствия их квалификации степени сложности проблемы; обучать  их необходимым образом и не забывать награждать за успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Эффективность хозяйственных решений

 

Эффективность хозяйственных  решений (мероприятий) (effectiveness of economic decision (measures)) – мера измерения эффективности рассматриваемой экономической системы в результате реализации оцениваемых решений (мероприятий). В хозяйственной практике обычно характеризуется дополнительным экономическим эффектом, получаемым за некоторый интервал времени (плановый горизонт, расчетный срок, определенный год) с учетом вероятностного характера последствий принимаемых решений, а также задачи оценивания: проектной, плановой или отчетной.

Результативность управленческих решений определяется тем, насколько  принятое решение соответствует  стоящей перед менеджером проблеме (решает ее). Проблема – измеримый разрыв между существующим и желаемым состоянием. Для повышения результативности принимаемых решений менеджеру необходимо научиться правильно формулировать управленческие проблемы и определять причины  их возникновения. Только в этом случае возможна разработка управленческих решений направленная на устранение причин, а не воздействия на последствия.

Эффективность управленческих решений определяется стоимостью реализации принятых решений. Для повышения  эффективности принимаемых решений менеджеру необходимо научиться на этапе планирования правильно проводить сравнение различных вариантов решений с экономической, маркетинговой, политической, социальной точки зрения. Причем на первом этапе должна быть поведена экономическая оценка (для коммерческих организаций) вариантов решений.

В современной экономической  литературе понятие эффективности  управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью  совпадает с понятием эффективности  производственной деятельности организации. Однако нельзя игнорировать тот факт, что управление производством имеет свои специфические характеристики эффективности, которые выражаются определенным набором показателей, имеющих количественное выражение. При этом нельзя отрицать, что эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства.

Эффективность управляемого объекта рассматривается в качестве главного критерия результативности управления. Проблема эффективности – составная часть использования управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов системы управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах: в форме затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управленческого труда; эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, при достижении определенных целей.

Целесообразно рассматривать эффективность  как результативность функционирования системы и процесса управления, как  результат взаимодействия управляемой  и управляющей систем, т.е. интегрированный  результат компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, – это  и есть содержание эффективности  как управленческой категории.

На эффективность принятия решений менеджером влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определённую работу; средства производства; социальные аспекты персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно,  
в интеграционном единстве.

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Оценить эффективность управления, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль управления в достижении конечного результата. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, прибыль же часто выступает как опосредованный результат. Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно чётко выделить.

Понятие «эффективность решений» можно  рассматривать как эффективность  разработки решения и эффективность  реализации управленческих решений, что  соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждой из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.

Эффективность в общем виде –  результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической  теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата  
к затратам.

Социальная эффективность  выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Чаще всего эффективность  оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

К оценке эффективности  решений подходят с позиции практика – критерий истины. С этим трудно не согласиться, хотя, с другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорироваться практикой. И это явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвердилось мнение, что проявляется страх пользователей к моделированию как методу разработки решений, так как порой уровень методов моделирования превосходит уровень знаний лиц, принимающих решение. Очевидно, с течением времени сложность практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему способствует широкая компьютеризация сферы управления.

Количественная оценка эффективности управленческих решений  во многом затруднена из-за специфических  особенностей управленческого труда. Они состоят в том, что:

  • управленческий труд, в том числе по выработке и принятию решений, преимущественно творческий, трудно поддающийся нормированию и учету из-за различных психофизиологических возможностей людей;
  • фактические результаты, как и затраты на реализацию конкретного решения, далеко не всегда можно учесть количественно из-за отсутствия соответствующей документации;
  • реализация решения сопряжена с определенными социально-психологическими результатами, количественное выражение которых еще более затруднительно, чем экономических;
  • результаты реализации решений проявляются опосредованно через деятельность коллектива предприятия в целом, в которой сложно выделить долю затрат труда управленческого. В итоге отождествляются результаты труда разработчиков решений и исполнителей, на которых направлено управленческое воздействие;
  • из-за существующих трудностей нередко отсутствует текущий контроль за реализацией решений, в результате деятельность оценивается за прошедший период, устанавливается ориентация на будущее с учетом факторов, оказавших влияние в прошлом, хотя в будущем они могут и не проявиться;
  • затрудняет оценку эффективности решений и временной фактор, поскольку их реализация может быть как оперативной (сиюминутной), так и развернутой во времени (в течение дней, недель, месяцев и даже лет).
  • затруднено и количественное выражение характеристик качества решений как основной предпосылки их эффективности, а также действий и взаимодействия отдельных работников.

Динамизм хозяйственной  жизни может в совокупности привносить нюансы, искажающие величину ожидаемой  результативности решений. Спектр причин, затрудняющих количественную оценку управленческих решений, достаточно широк. Тем не менее, теорией и практикой управления разработаны некоторые методологические подходы и методические приемы для ее проведения. При всех сложностях оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические и методические приемы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управления в целом. Так, известны методы оценки эффективности внедрения новой техники, автоматизированных систем управления и др. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель – национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.

Один из известных  подходов к оценке эффективности  управления состоит в использовании  понятий «эффективность в широком  смысле» и «эффективность в узком  смысле». В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической  эффективности управления в широком  смысле используются обобщающие показатели:

Частных показателей  экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много. Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком  смысле могут быть:

  • степень выполнения заказов потребителей;
  • доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности  в широком  смысле являются:

  • своевременность выполнения заказа;
  • полнота выполнения заказа;
  • оказание дополнительных услуг;
  • послепродажный сервис и др.

Частные показатели социальной эффективности в узком смысле:

  • доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;
  • доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;
  • нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

Информация о работе Управленческие и хозяйственные решения, требования, предъявляемые к ним