Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия. Цель финансового менеджмента - оптимизация прибыли, максимизация курса акций, максимизация стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлен на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные в предприятие средства, но и получат доходы.

Содержание работы

I. Теоретическая часть
1. Введение …………….………………………………………………………….4
2. Общее понятие дебиторской задолженности……………………………… 6
3. Сущность дебиторской задолженности……………………………………. 6
4. Виды дебиторской задолженности…………………………………………... 7
5. Управление дебиторской задолженностью………………………………… 9
5.1 Анализ дебиторской задолженности организации
в предшествующем периоде…………………………………………………... 9
5.2 Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять
кредит покупателю, и определение величины дебиторской задолженности..10
5.2.1 Пример возникновения дебиторской задолженности и отражения
ее в бухгалтерском балансе…………………………………………………... 10
5.3 Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота………………………………………………… 13
5.4 Определение структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения………………………………………………………………… 14
5.5 Определение состава просроченной дебиторской задолженности…….. 19
5.6 Расчет эффекта, полученного от инвестирования средств
в дебиторскую задолженность………………………………………………… 19
6. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………. 20
7. Формирование системы кредитных условий……………………………… 21
8. Формирование стандартов оценки покупателей
и дифференциация условий предоставления кредита……………………… 23
9. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности….. 25
10. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности………………… 25
10.1 Депозит вместе с заказом………………………………………………. 26
10.2 Выставление промежуточного счета………………………………….. 26
10.3 Кредитоспособность…………………………………………………… 26
10.4 Кредитные лимиты…………………………………………………….. 27
10.5 Устранение отговорок………………………………………………… 27
10.6 Скидка за быструю оплату………………………………………… 27
10.7 Напоминание об оплате……………………………………………….. 28
10.8 Последующие телефонные звонки…………………………………… 28
10.9 Дальнейшие действия…………………………………………………. 28
II Практическая часть……………………………………………………. 29
III Заключение…………………………………………………………….. 37
IV Список литературы…………………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

курсовая+финмен.doc

— 342.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Министерство Образования Российской Федерации

Нижегородский Государственный  Технический Университет

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

Факультет экономики, менеджмента  и инновации

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Управление дебиторской задолженностью

                                                Выполнила

                                                                     студентка гр.04-СЭФ-2

                                                                              Селякова Е.А.

                                                                               Проверил

                                                                     преподаватель кафедры

                                                   «Экономика и предпринимательство»

                                                                               Титова Н.А.

 

 

                                         

 

 

 

г. Дзержинск, 2007г.

 

Содержание

I. Теоретическая часть

1. Введение …………….………………………………………………………….4

2. Общее понятие дебиторской задолженности………………………………   6

3. Сущность дебиторской задолженности…………………………………….   6

4. Виды дебиторской задолженности…………………………………………... 7

5. Управление дебиторской задолженностью…………………………………   9

5.1 Анализ дебиторской задолженности организации

в предшествующем периоде…………………………………………………...    9

5.2 Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять

кредит покупателю, и определение  величины дебиторской задолженности..10

5.2.1 Пример возникновения дебиторской задолженности и отражения

ее в бухгалтерском балансе…………………………………………………...   10

5.3 Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота…………………………………………………   13

5.4 Определение структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения…………………………………………………………………   14

5.5 Определение состава просроченной дебиторской задолженности……..  19

5.6 Расчет эффекта, полученного от инвестирования средств

в дебиторскую задолженность………………………………………………… 19

6. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции……………………………………………………….   20

7. Формирование системы кредитных условий……………………………… 21

8. Формирование стандартов оценки покупателей

и дифференциация условий  предоставления кредита………………………   23

9. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности…..   25

10. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности…………………   25

10.1 Депозит вместе с заказом……………………………………………….    26

10.2 Выставление промежуточного счета…………………………………..    26

10.3 Кредитоспособность……………………………………………………     26

10.4 Кредитные лимиты……………………………………………………..     27

10.5 Устранение отговорок…………………………………………………      27

10.6 Скидка за быструю оплату…………………………………………          27

10.7 Напоминание об оплате………………………………………………..     28

10.8 Последующие телефонные звонки……………………………………     28

10.9 Дальнейшие действия………………………………………………….     28

II Практическая часть…………………………………………………….     29

III Заключение……………………………………………………………..      37

IV Список литературы……………………………………………………      38

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

1. Введение

Финансовый  менеджмент представляет собой управление финансами предприятия. Цель финансового менеджмента - оптимизация прибыли, максимизация курса акций, максимизация стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый  менеджмент как наука управления финансами направлен на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Осуществляя предпринимательскую  деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные в предприятие средства, но и получат доходы.

          Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения, нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий и может привести к банкротству.   

           Таким образом, эффективное управление дебиторской задолженностью имеет огромное значение для предприятия.

 Дебиторская задолженность, как известно, является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, или не оплаченные в срок (дебиторская задолженность по векселям, по расчетам с бюджетом, по расчетам с персоналом).

В общей сумме дебиторской  задолженности 80-90% приходятся на расчеты  с покупателями. Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и связанной с оптимизацией размера дебиторской задолженности и обеспечением ее своевременной инкассации.

 

 

 

 

    Являясь частью оборотных средств, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная, резко сокращает оборачиваемость средств предприятия и тем самым уменьшает его доход.

   Поэтому на  сегодня важнейшими задачами управления дебиторской задолженностью,  являются:

1.Правильная организация учета дебиторской задолженности;

2.Анализ дебиторской  задолженности и определение факторов, влияющих на ее рост;

 

3. Выявление резервов, которые должны направляться  на ликвидацию неоправданной дебиторской задолженности;

 

4. Определение условий  предоставления кредита покупателям;

 

5. Контроль платежной  дисциплины покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общее понятие дебиторской задолженности.

 

          Должник, дебитор  (от латинского «debitum»-долг, обязанность) - одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности в системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности фирмы.

3.Сущность дебиторской задолженности

              Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

Дебиторская задолженность  является активом предприятия, который  связан с юридическими правами, включая  право на владение.

В целом под активом понимается имущество, имущественные блага и права субъекта, имеющие стоимостную оценку. Будущая экономическая выгода, воплощённая в активе– это потенциальный, прямой или косвенный вклад в приток денежных средств субъекта.

Следовательно, дебиторская  задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощённая в активе и связанная с юридическими правами, включая право на владение.

Актив дебиторской задолженности  имеет три существенные характеристики:

1. Он воплощает будущую выгоду, обеспечивающую способность прямо или косвенно создавать прирост денежных средств.

2. Активы представляют собой ресурсы, которыми управляет хозяйствующий субъект. Причем права на выгоду или потенциальные услуги должны быть законны или иметь юридическое доказательство возможности их получения. Например, при отражении факта продажи актива у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор купли-продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду. Но если покупатель не внесет определенную сумму погашения дебиторской задолженности, то продавец фактически не теряет контроль над ресурсами, то есть потенциальным поступлениями, и следовательно, актив перестает быть активом.

3.    К активам не относится выгода, которая будет получена в будущем, но в настоящее время не находится под контролем предприятия. При этом ключевым моментом является решение бухгалтера о том, что та или иная хозяйственная операция произойдет.

   Фактом подписания договора фирмой устанавливается будущая вероятность выгоды, которая и находится под контролем у бухгалтера. Именно бухгалтер определяет событие достаточно или не достаточно значительным при отражении как актива фирмы. В большинстве случаев значительность подразумевает завершенность операции.

        В текущие активы дебиторская задолженность может быть включена полностью, если сумма, которая не будет получена в течение одного года, раскрыта. Наряду с этим, дебиторская задолженность, числящаяся более года, в составе долгосрочных активов может быть включена в статью «дебиторская задолженность».

        Система бухгалтерского учета, которая действовала при планово-административной системе хозяйствования, в том числе и в РФ до 1997 года, под активами подразумевала все хозяйственные средства, принадлежащие предприятию. Отличительным свойством присущим нынешнему учету в РФ, является то, что активы – это в определенной мере затраты которые должны стать доходами в будущем. Отсюда и возникает необходимость рассмотреть, как списываются затраты, вложенные в активы, в том числе дебиторскую задолженность. В связи с этим в бухгалтерском учете признается не выплата денег, а возникновение или отсутствие прав на эти выплаты. Соответственно и доходом считается не получение платежей а возникновение права на них. Причем доходы данного отчетного периода всегда должны быть соотнесены с расходами благодаря которым эти доходы были получены.

        В настоящее время, в связи с переходом на новый план счетов и новую систему учета дебиторской задолженности, выделяют следующие ее виды: дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам.

        Рассмотрим возникновение дебиторской задолженности и ее отражение в бухгалтерском балансе на следующем примере.

 

4. Виды дебиторской задолженности

 

 По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится задолженность, обусловленная ходом выполнения производственной программы, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил).

Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

 

Существует  несколько подходов к классификации  дебиторской задолженности. В первом случае выделяют следующие виды дебиторской  задолженности: дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ, совместно контролируемых юридических лиц, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

 

Таблица 1. Виды дебиторской задолженности

 

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1. Срочная

В пределах срока, установленного договором

Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа

2. Просроченная (сомнительная)

Более срока, установленного договором

Часть задолженности  может оказаться безнадежной  до истечения срока исковой давности

3. Безнадежная (истек  срок исковой давности)

Более трех лет с момента  окончания срока исполнения

Возникает из законной.  просроченной дебиторской задолженности. Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы. Отражается на забалансовом счете.

4. Находящаяся на забалансовом  счете

В течение пяти лет  с момента списания

Цель - контроль за возможностью ее получения

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью