Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:09, курсовая работа
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия. Цель финансового менеджмента - оптимизация прибыли, максимизация курса акций, максимизация стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлен на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные в предприятие средства, но и получат доходы.
I. Теоретическая часть
1. Введение …………….………………………………………………………….4
2. Общее понятие дебиторской задолженности……………………………… 6
3. Сущность дебиторской задолженности……………………………………. 6
4. Виды дебиторской задолженности…………………………………………... 7
5. Управление дебиторской задолженностью………………………………… 9
5.1 Анализ дебиторской задолженности организации
в предшествующем периоде…………………………………………………... 9
5.2 Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять
кредит покупателю, и определение величины дебиторской задолженности..10
5.2.1 Пример возникновения дебиторской задолженности и отражения
ее в бухгалтерском балансе…………………………………………………... 10
5.3 Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота………………………………………………… 13
5.4 Определение структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения………………………………………………………………… 14
5.5 Определение состава просроченной дебиторской задолженности…….. 19
5.6 Расчет эффекта, полученного от инвестирования средств
в дебиторскую задолженность………………………………………………… 19
6. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………. 20
7. Формирование системы кредитных условий……………………………… 21
8. Формирование стандартов оценки покупателей
и дифференциация условий предоставления кредита……………………… 23
9. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности….. 25
10. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности………………… 25
10.1 Депозит вместе с заказом………………………………………………. 26
10.2 Выставление промежуточного счета………………………………….. 26
10.3 Кредитоспособность…………………………………………………… 26
10.4 Кредитные лимиты…………………………………………………….. 27
10.5 Устранение отговорок………………………………………………… 27
10.6 Скидка за быструю оплату………………………………………… 27
10.7 Напоминание об оплате……………………………………………….. 28
10.8 Последующие телефонные звонки…………………………………… 28
10.9 Дальнейшие действия…………………………………………………. 28
II Практическая часть……………………………………………………. 29
III Заключение…………………………………………………………….. 37
IV Список литературы…………………………………………………… 38
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
Кэдз = Эдз / ДЗрп,
где
КЭдз — коэффициент эффективности
инвестирования средств в дебиторскую
задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования
средств в дебиторскую задолженность
по расчетам с покупателями в определенном
периоде;
ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности
по расчетам с покупателями в рассматриваемом
периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
6. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции
В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
7. Формирование системы кредитных условий
В состав этих условий входят следующие элементы:
Срок предоставления
кредита (кредитный период) характеризует
предельный период, на который покупателю
предоставляется отсрочка платежа
за реализованную продукцию. Увеличение
срока предоставления кредита стимулирует
объем реализации продукции (при прочих
равных условиях), однако приводит в то
же время к увеличению суммы финансовых
средств, инвестируемых в дебиторскую
задолженность, и увеличению продолжительности
финансового и всего операционного цикла
организации.
Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
Стоимость предоставления
кредита характеризуется
ПСк = ЦСн х 360 / СПк,
где
ПСк — годовая норма
процентной ставки за предоставляемый
кредит;
ЦСн — ценовая скидка, предоставляемая
покупателю при осуществлении немедленного
расчета за приобретенную продукцию;
в %, СПк — срок предоставления кредита
(кредитный период), в днях.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
8. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по следующим критериям:
Цель формирования и экспертизы информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей — обеспечение ее достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, состоит:
Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки, в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями, путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.
Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:
Дифференциация
кредитных условий в
9. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности
В составе этой процедуры должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей, возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту, условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
10. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности
Такой контроль
организуется в рамках построения общей
системы финансового контроля в
организации как
Одним из видов таких систем является ABC-система применительно к портфелю дебиторской задолженности организации. В группу «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты); в группу «В» — кредиты средних размеров; в группу «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности организации.
Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:
ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,
где
ДЗо — оптимальный размер дебиторской
задолженности предприятия при
нормальном его финансовом
состоянии;
ОПдр — дополнительная операционная прибыль,
получаемая предприятием от увеличения
продажи продукции в кредит;
ОЗдз — дополнительные операционные затраты
организации по обслуживанию дебиторской
задолженности;
ПСдз — размер потерь средств, инвестированных
в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности
(неплатежеспособности) покупателей.
Кроме рассмотренных этапов формирования политики управления дебиторской задолженностью, следует также отметить, что необходимо постоянно отслеживать уровень кредиторской задолженности, т.е. анализировать уровень средств, привлекаемых от поставщиков.
Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей. Некоторые думают, что для этого нужно всего лишь высылать счета-фактуры и писать письма-напоминания тем покупателям, которые не платят в срок. Если бы все было так просто, но, увы, в реальности дела обстоят совсем по-другому. Ниже представлены основные элементы управления дебиторской задолженностью.