Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:09, курсовая работа
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия. Цель финансового менеджмента - оптимизация прибыли, максимизация курса акций, максимизация стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлен на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предполагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные в предприятие средства, но и получат доходы.
I. Теоретическая часть
1. Введение …………….………………………………………………………….4
2. Общее понятие дебиторской задолженности……………………………… 6
3. Сущность дебиторской задолженности……………………………………. 6
4. Виды дебиторской задолженности…………………………………………... 7
5. Управление дебиторской задолженностью………………………………… 9
5.1 Анализ дебиторской задолженности организации
в предшествующем периоде…………………………………………………... 9
5.2 Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять
кредит покупателю, и определение величины дебиторской задолженности..10
5.2.1 Пример возникновения дебиторской задолженности и отражения
ее в бухгалтерском балансе…………………………………………………... 10
5.3 Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота………………………………………………… 13
5.4 Определение структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения………………………………………………………………… 14
5.5 Определение состава просроченной дебиторской задолженности…….. 19
5.6 Расчет эффекта, полученного от инвестирования средств
в дебиторскую задолженность………………………………………………… 19
6. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции………………………………………………………. 20
7. Формирование системы кредитных условий……………………………… 21
8. Формирование стандартов оценки покупателей
и дифференциация условий предоставления кредита……………………… 23
9. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности….. 25
10. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности………………… 25
10.1 Депозит вместе с заказом………………………………………………. 26
10.2 Выставление промежуточного счета………………………………….. 26
10.3 Кредитоспособность…………………………………………………… 26
10.4 Кредитные лимиты…………………………………………………….. 27
10.5 Устранение отговорок………………………………………………… 27
10.6 Скидка за быструю оплату………………………………………… 27
10.7 Напоминание об оплате……………………………………………….. 28
10.8 Последующие телефонные звонки…………………………………… 28
10.9 Дальнейшие действия…………………………………………………. 28
II Практическая часть……………………………………………………. 29
III Заключение…………………………………………………………….. 37
IV Список литературы…………………………………………………… 38
Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, образуется в том случае, когда применяется традиционная форма расчетов-инкассо, или оплата поручением после получения товара, а не предварительная оплата.
Просроченная задолженность образуется после истечения срока, установленного договором. Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее возникает сомнительная и безнадежная задолженность.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости является положительной тенденцией экономической деятельности предприятия.
Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде;
2. Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю, и определение величины дебиторской задолженности;
3. Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота;
4. Классификация дебиторской задолженности по срокам возникновения для контроля за платежной дисциплиной покупателей;
5. Определение
состава просроченной
6. Расчет эффекта,
полученного от инвестирования
средств в дебиторскую
7. Формирование принципов кредитной политики
по отношению к покупателям продукции;
8. Формирование системы кредитных условий;
9. Формирование стандартов оценки покупателей
и дифференциации условий предоставления
кредита;
10. Формирование процедуры инкассации
дебиторской задолженности;
11. Построение эффективных систем контроля
за движением и своевременной инкассацией
дебиторской задолженности.
Рассмотрим каждый этап более подробно.
5.1 Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде.
Оценка этого
уровня осуществляется на основе определения
коэффициента отвлечения оборотных
активов в дебиторскую
КОАдз = ДЗ/ОА,
где
КОАдз — коэффициент отвлечения
оборотных активов в
ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности
организации (или сумма задолженности
отдельно по товарному и потребительскому
кредиту);
ОА — общая сумма оборотных активов организации.
5.2 Решение вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю, и определение величины дебиторской задолженности
Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с решения вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю. В данной главе рассмотрено, каким образом происходит увеличение сумм счетов к получению, а также показаны некоторые из возможных способов их контроля. Системы контроля необходимы для того, чтобы предотвратить излишнее увеличение дебиторской задолженности, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В этом случае единственным способом держать ситуацию под наблюдением является правильный выбор и применение системы контроля счетов к получению.
Общая сумма средств, находящихся в данный момент на счетах дебиторов, определяется двумя факторами:
5.2.1 Пример возникновения дебиторской задолженности и отражения ее в бухгалтерском балансе
Предприятие начинает
К концу первого дня дебиторская задолженность равна 1000$.
Прибыль = 1000 – 800 = 200$.
На начало
первого дня бухгалтерский
Таблица 2. Бухгалтерский баланс фирмы на начало первого дня
Актив |
Пассив | ||
Запасы |
800 |
Акционерный капитал |
800 |
Баланс |
800 |
Баланс |
800 |
На конец первого дня:
Таблица 3. Бухгалтерский баланс фирмы на конец первого дня
Актив |
Пассив | ||
Запасы |
0 |
Акционерный капитал |
800 |
Дебиторская задолженность |
1000 |
Нераспределенная прибыль |
200 |
Баланс |
1000 |
Баланс |
1000 |
Запасы необходимо
Состояние фирмы на начало второго дня:
Таблица 4. Бухгалтерский баланс фирмы на начало второго дня
Актив |
Пассив | ||
Запасы |
800 |
Акционерный капитал |
800 |
Дебиторская задолженность |
1000 |
Нераспределенная прибыль |
200 |
Вексель |
800 | ||
Баланс |
1800 |
Баланс |
1800 |
Через 10 дней дебиторская
Таблица 5. Бухгалтерский баланс фирмы на начало одиннадцатого дня
Актив |
Пассив | ||
Запасы |
800 |
Акционерный капитал |
800 |
Дебиторская задолженность |
10000 |
Нераспределенная прибыль |
2000 |
Вексель |
8000 | ||
Баланс |
10800 |
Баланс |
10800 |
С этого момента начинается
получение выручки за
Выводы:
1. Размер дебиторской
задолженности зависит от
2.Любое увеличение
дебиторской задолженности
3. За счет внешних
источников должна быть
Оптимальная кредитная политика, а следовательно, и оптимальный уровень дебиторской задолженности прямо зависят от специфики деятельности каждой конкретной фирмы. Например, фирмы, у которых имеется недогрузка производственных мощностей и низкий уровень переменных затрат, могут придерживаться более либеральной политики и согласятся на больший уровень задолженности, чем фирмы, работающие на полную мощность и имеющие небольшую удельную прибыль. Вместе с тем оптимальная кредитная политика может различаться у фирм одной отрасли, а также у отдельной фирмы в различные периоды.
Инвесторам, т. е. акционерам и банковским менеджерам, принимающим решение о предоставлении кредита компании, следует обращать пристальное внимание на политику управления дебиторской задолженностью, поскольку предоставляемая финансовая отчетность нередко может ввести их в заблуждение, что впоследствии приведет к потере вложенных средств.
При реализации товара в кредит в Балансе происходит следующее:
1. Запасы уменьшаются на величину затрат на реализованную продукцию;
2.Дебиторская задолженность
увеличивается на сумму
3.Разница между выручкой
и затратами отражается на
счете «Нераспределенная
При предоставлении отсрочки в оплате прибыль лишь числится в Балансе, фактически же этих денег не существует до момента, пока оплата не будет произведена. Поэтому предприятия, стремящиеся к кратковременной выгоде, идут на увеличение объема сделок в кредит, в том числе с ненадежными клиентами, чтобы показать в отчетности более высокую прибыль и повысить рыночную стоимость акций.
5.3 Определение оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневного товарооборота
На третьем этапе анализа определяются средний период оборачиваемости дебиторской задолженности и однодневный товарооборот.
DSO (Days Sales Outstanding) – оборачиваемость – показывает средний период получении платежей.
ADS (Average Daily Sales) – однодневный товарооборот.
Рассмотрим расчет этих величин на следующем примере.
Фирма продает 200000 единиц товара в год по 198$ за штуку. Реализация происходит в кредит на следующих условиях: 2/10 брутто 30, т.е. при оплате в течение 10 дней предоставляется скидка в размере 2%, далее можно оплачивать товар в течение 30 дней без скидки. 70% объема реализации идет со скидкой, т.е. на десятый день, и 30% на тридцатый.
Средний период погашения
DSО = 0,7*10+0,3*30 = 16 (дней).
Однодневный товарооборот:
ADS =
DSO предприятия обычно сравнивают с отраслевым значением. Если у фирмы DSO меньше, чем в среднем по отрасли, значит, она имеет большую долю покупателей, пользующихся скидками, либо фирма достигла больших успехов в контроле за платежной дисциплиной покупателей.
5.4 Определение структуры дебиторской задолженности по срокам возникновения
Для контроля за платежной дисциплиной покупателей часто составляется структура дебиторской задолженности по срокам возникновения.
Рассмотрим составление структуры дебиторской задолженности на следующем примере.
Два предприятия предоставляют
кредит на условиях 2/10 брутто 30. Структура
дебиторской задолженности
Таблица 6. Структура дебиторской задолженности
Срок возникновения, дни |
Величина дебиторской
задолженности первого |
Величина дебиторской
задолженности второго | ||
долл. |
% |
долл. |
% | |
0-10 |
1232000 |
70 |
825000 |
47 |
11-30 |
528000 |
30 |
460000 |
26 |
31-45 |
0 |
0 |
265000 |
15 |
46-60 |
0 |
0 |
179000 |
10 |
Свыше 60 |
0 |
0 |
31000 |
2 |
Всего |
1760000 |
100 |
1760000 |
100 |