Управление персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы:
Выявить теоретические аспекты процесса управления персоналом
2) исследовать основы управления персоналом на примере ОАО «Сбербанк России».
Исходя из поставленной цели по предприятию ОАО «Сбербанк России» данная работа должна решить следующие задачи:
Дать анализ организационной структуры предприятия;
оценить эффективность управления предприятием;
выявить проблемы в управлении персоналом предприятия;
предложить собственные пути решения по совершенствованию управления персоналом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты процесса управления персоналом…………..6
1.1 Управление персоналом в современных условиях…………………………6
1.2 Основные подходы к управлению персоналом……………………………..9
1.3 Методы управления персоналом…………………………………………..13
Глава 2. Анализ потребности в персонале предприятия на примере ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………………21
2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России»…………………………21
2.2 Анализ потребности в персонале на предприятии………………………...23
2.3 Анализ кадровой и социальной политики…………………………………38
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию планирования потребности в персонале………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….57
Глоссарий………………………………………………………………………..60
Список использованных источников…………………………………………...62
Приложение А……………………………………………………………………65
Приложение Б……………………………………………………………………66

Файлы: 1 файл

ира диплом новый.doc

— 533.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 6 - Индивидуальный подход к работникам

Отрицательные черты

Положительные черты

1. Не благоприятная  морально-психологическая атмосфера в коллективе

1. Продуманность в  распределении функций

2. Бюрократизм

2. Дисциплина

3. Механическое, бездушное  управление

3. Оперативность и  своевременность принимаемых решений

4. Отсутствие творчества  и энтузиазма в работе

4. Повышение производительности  труда




Полноту использования  трудовых ресурсов можно оценить  по количеству отработанных дней и  часов одним работником за анализируемый  период времени, а также по степени  использования фонда рабочего времени (ФРВ).

Таблица 7 - Использование персонала ОАО «Сбербанк России»

Показатель

Значение показателя

Отклонение

2009г.

2010г.

2011г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

Среднегодовая численность  рабочих (ЧР)

495

523

512

28

-11

Отработано дней одним  рабочим за год (Д)

224

232

209

8

-23

Отработано часов одним  рабочим за год (Ч)

1720,32

1784,08

1667,82

63,76

-116,26

Средняя продолжительность  рабочего дня (П), часов

7,68

7,69

7,98

0,01

0,29

Общий фонд рабочего времени (ФРВ), чел.-часов

1704837

1866148

1709516

161311

-156632


 

На изменение объема выполненных работ, оказанных услуг, оказывают влияние различные факторы.

Классификация факторов представляет собой распределение  их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет  глубже разобраться в причинах изменения  исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.

На основании данных показателей изменение ФРВ за счет следующих факторов составляет:

- за счет изменения  численности рабочих:

часов

- за счет изменения  численности рабочих дней:

часов

- за счет изменения  продолжительности рабочего дня:

 часов

В ОАО «Сбербанк России» фактический ФРВ в 2010 году был больше 2009 года на 161 311 часов. На данное увеличение положительно сказались все факторы, но больше всего оказало воздействие изменение численности рабочих. В среднем одним рабочим было отработано 232 дня вместо 224 дней в 2009 году, в силу чего рабочее время увеличилось на 94617 часов.

Аналогично проведем факторный анализ использования трудовых ресурсов ОАО «Сбербанк России» в 2011году по сравнению с 2010 годом способом абсолютных разниц.

ФРВ в 2011 году был меньше значения 2010 года на 156 632 часа, в том числе за счет изменения:

- численности рабочих:

- количества отработанных  дней одним рабочим:

- продолжительности рабочего  дня:

В 2011 году полезный фонд рабочего времени сократился на 156632 часа, что равносильно высвобождению 55 работников и количества отработанных ими дней.

Как показал анализ факторов, наибольшее положительное влияние  на уровень фонда рабочего времени в 2010 году оказало влияние фактора за счет изменения численности рабочих (94617 часов), а в 2011 году влияние продолжительности рабочего дня (622125 часов).

К трудовым факторам, влияющим на объем товаров, работ, услуг относятся  среднесписочная численность персонала  и среднегодовая выработка.

Для оценки уровня интенсивности  использования персонала ОАО «Сбербанк России» необходимо выполнить анализ производительности труда и исчислить среднегодовую выработку одним работником и среднегодовую выработку рабочего.

На основании данных таблицы 8 выполняется расчет влияния факторов на среднегодовую выработку одного работника способом абсолютных разниц.

Таблица 8 - Исходные данные для факторного анализа производительности труда в ОАО «Сбербанк России»

Показатель

Значение показателя

Изменение

2009г.

2010г.

2011г.

2010г. к 2009г.

2011г. к 2010г.

Среднегодовая численность  ППП

495

523

512

28

-11

В том числе рабочих

160

172

168

12

-4

Удельный вес рабочих  в общей численности работников (Уд)

0,65

0,66

0,65

0,012

-0,010

Отработано дней одним  рабочим за год (Д)

224

232

209

8

-23

Отработано часов всеми  рабочими, часов

1704837

1866148

1709516

161311

-156632

Средняя продолжительность  рабочего дня, ч (П)

7,68

7,69

7,98

0,01

0,29

Выпуск продукции, тыс. руб.

728 544

666 209

1034581

-62335

368372

Среднегодовая выработка  одного работника, тыс. руб.

735

637

1009

-98

372

Выработка рабочего:

         

среднегодовая, тыс. руб. (ГВ)

1135

964

1540

-171

575

среднедневная, руб. (ДВ)

5066,09

4155,70

7366,29

-910,39

3210,59

среднечасовая, руб. (ЧВ)

659,65

540,40

923,09

-119,24

382,691


Среднегодовая выработка  одного работника, занятого в основном производстве, в 2010 году снизилась по сравнению с 2009 годом на 98 тыс. руб.:

- удельного веса рабочих  в общей численности персонала  предприятия:

- количества отработанных  дней одним рабочим за год

- продолжительности рабочего дня

- среднечасовой выработки  одним рабочим:

Общее влияние факторов в 2010 году составит:

14504+26749+1010-140404 = -98141

Таким образом, среднегодовая  выработка одного работника сократилась  на 98141 рублей исключительно из-за сокращения среднечасовой выработки одним работником (-140404руб.).

Оценка факторов изменения  среднегодовой выработки одним работником в 2010 году по сравнению с 2009 годом показала, что в целом среднегодовая выработка одним работником сократилась на 98141 рублей. На данное изменение положительно повлияло увеличение удельного веса рабочих в общей численности персонала предприятия на 0,012, что привело к увеличению среднегодовой выработки одного работника на 14504 рубля. В то же время положительно сказались такие факторы как количество отработанных дней одним рабочим за год, изменение продолжительности рабочего дня. Однако в связи с увеличением количества работников, среднегодовая выработка одного работника снизилась на сумму 140404 руб. Изменение продолжительности рабочего дня на 0,01 часа повлияло на увеличение среднегодовой выработки работника на сумму 1010 руб.

Снижение среднечасовой  выработки привело к снижению годового выпуска продукции на работника  на 230,04 тыс. рублей.

Аналогично проведем факторный анализ производительности труда по результатам 2011 года.

Среднегодовая выработка  увеличилась на 372 тыс. рублей за счет:

- удельного веса рабочих  в общей численности персонала  предприятия:

- количества отработанных дней одним рабочим за год:

- продолжительности рабочего  дня

- среднечасовой выработки  одним рабочим

Итого общее влияние факторов в 2011 году имеет положительное значение: 364 390 руб.

На данное изменение отрицательно повлияло уменьшение удельного веса рабочих в общей численности персонала ОАО «Сбербанк России» на 0,010, что привело к сокращению среднегодовой выработки одного работника на 9641 руб. Уменьшение количества отработанных дней на 23 снизило годовой выпуск на 1 работника на 62127 руб. На 21290 руб. увеличение произошло за счет повышения продолжительности рабочего дня. Увеличение среднечасовой выработки одним рабочим на 382,69 руб. привело к увеличению среднегодовой выработки одного работника на сумму 414868 руб.

В целом на увеличение среднегодовой выработки одного работника очень повлияло изменение  среднечасовой выработки одним  рабочим, так как увеличение количества работников отрицательно сказалось  на среднегодовой выработке одного работника в 2010 году и сокращение количества работников и рост объема выручки сказалось положительно в 2011 году. Поэтому руководству предприятия необходимо обратить внимание на эти факторы и стремиться к сокращению простоев.

Таким образом, основное внимание руководство должно обращать на сокращение простоев, которое напрямую влияет на выработку продукции.

 

2.3 Анализ кадровой  и социальной политики

 

В условиях рыночной экономики  один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности организации – обеспечение высокого качества кадрового потенциала.

Цель кадровой и социальной политики ОАО «Сбербанк России» - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Кадровая и социальная политика - одни из самых приоритетных в деятельности ОАО «Сбербанк России».

Кадровая политика нацелена, прежде всего, на формирование работоспособного коллектива, способного качественно и оперативно решать стоящие перед Обществом задачи. Для достижения этой цели ОАО «Сбербанк России» планомерно проводит работу, направленную на повышение профессионального уровня сотрудников, совершенствование подбора и расстановки кадров, развитие возможностей для быстрого профессионального роста инициативных и творчески мыслящих сотрудников.

В основу работы с кадрами  на предприятии положена комплексная  система управления персоналом: создание условий для добросовестного производительного труда работников, совершенствование материальных и моральных стимулов, подготовка квалифицированных кадров, возможность их профессионального роста.

Имеющаяся в настоящее  время в ОАО «Сбербанк России» численность персонала удовлетворяет потребность предприятия в трудовых ресурсах для реализации запланированного на 2012 год объема реализации своих услуг населению.

При формировании системы управления персоналом в ОАО «Сбербанк России» кадровая работа сводится к следующему:

- определение качественной и количественной потребности в персонале и формирование штатного расписания;

- разработка правил  внутреннего трудового распорядка;

- разработка должностных  инструкций персонала;

- подбор персонала.

Средний возраст работающих на предприятии - 30 лет. В ОАО «Сбербанк России» осуществлялись планомерная подготовка и прием на работу молодых рабочих и специалистов, структура персонала.

Сегодня в ОАО «Сбербанк России» работает 512 человек.

Проанализируем профессионально-квалификационную структуру предприятия.

Для удобства рассмотрения распределим весь персонал ОАО «Сбербанк России» на пять категорий, при этом четыре категории будут разграничены по административным должностям, в целях дальнейшего исследования профессионализма в коммерческой деятельности, и, остальных работников – обслуживающий персонал.

Численный состав и структура  персонала по категориям представлены в таблице 9

Таблица 9 - Численный состав и структура персонала по категориям

Категории персонала

2009г.

2010г.

2011г.

Руководители

12

12

12

Менеджеры высшего звена

31

30

30

Административные работники

74

75

75

Менеджеры среднего звена

57

60

59

Обслуживающий персонал

321

345

336

Всего

495

523

512


 

Из таблицы данных 9 видно, что в 2010 году численный состав увеличился на 28 человек по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году уменьшился на 11 человек, по сравнению с 2010 годом.

В течение 3-х исследуемых  лет персонал категории «Руководители» и «Менеджеры высшего звена» не менялся, а состав «Административных работников»  и «Менеджеры среднего звена» в 2010 году увеличился, а затем - в 2011 году сократился. Обслуживающий персонал в 2010 году увеличился на 24 человек, а в 2011 году сократился на 11 человек. Из анализа следует, что численность персонала в 2011 году показала спад штата.

Рассмотрим административный аппарат управления с целью исследования уровня образования и компетентности персонала в занимаемой ими должности. Численный состав и структура  персонала по образованию за 2011 год представлена в таблице 10

Информация о работе Управление персоналом на предприятии