Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной причиной, послужившей выбору именно данной темы работы, явилась возможность наблюдения на реально существующем предприятии примеров неэффективного управления, а также наличие цифр экономических показателей работы данного предприятия, необходимых для анализа экономических последствий. Данная тема весьма актуальна и заслуживает подробного рассмотрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты управления предприятием в современных условиях……………………………………………………………………6
Предприятие как основная хозяйственная единица……………………….6
1.2 Понятие и этапы процесса управления предприятием……………………..13
1.3 Методы, типы и функции управления предприятием……………………...22
1.4 Показатели эффективности управления предприятием……………………28
2 Практическая глава. Анализ и оценка эффективности управления ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………….33
2.1 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия как основа для оценки эффективности управления…………………………………………………….33
2.2 SWOT-метод изучения сильных и слабых сторон ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов», его возможностей и угроз со стороны окружения………………………………………………………………………………...44
2.3 Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях…………………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………...63
Глоссарий………………………………………………………………………….66
Список использованных источников…………………………………………….68
Приложение А……………………………………………………………………72
Приложение Б……………………………………………………………………..73
Приложение В……………………………………………………………………..74
Приложение Г……………………………………………………………………..85

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

Тип управления – это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения.

Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой, которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре, при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае – авторитет руководителя.

Следующий тип характеризуется рыночной управленческой формой. При ее использовании решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эффективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее затраченным силам, более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре, в которой существуют, как правило, активные, пассионарные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний).

Относительно новый  тип управления, возникший в партиципативной организационной культуре, характеризуется демократической управленческой формой. Этот тип управления связан с использованием закона как главного рычага управления. Для партиципативной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию.

Персонал. Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает  предприятие. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.3

Именно организация  эффективной деятельности персонала  и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. [6, с.95]

На основе процессного подхода  можно построить модель управления предприятием и показать на ней процесс управления как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (см. рис.2).

Рисунок 2 – Модель управления предприятием

В соответствии с представленной моделью процесс управления начинается с взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику.

Затем проводятся мероприятия  по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия4.

После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные  решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.

Для завершения создания системы управления необходимо разработать  нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные  выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована. [5, с. 145]

 

1.2 Понятие и этапы процесса управления предприятием

 

Способы и типы управления зависят, в первую очередь, от вида и  формы предприятия. Предприятие  – это имущественно обособленная хозяйственная единица, предназначенная  для решения хозяйственно-производительных задач (производств потребительных благ - предметов и услуг) и способная к самовоспроизводству (обеспечению своего жизненного цикла) 5.

Иногда предприятия  называют коммерческой организацией, чтобы подчеркнуть основную цель его деятельности, отделить от организации некоммерческой, то есть организации, которая не преследует цель извлечения прибыли и не распределяет полученный доход между участниками организации, (к таковым относятся, к примеру, государственные учреждения, благотворительные фонды и проч.)

Предприятие, осуществляя  свою деятельность, вступает в различного рода отношения с другими предприятиями, организациями и отдельными гражданами. Оно имеет определенные права  и обязанности (осуществлять предпринимательскую  деятельность, обращаться за кредитом в банк) и выполняет определенные обязанности (заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами).6.

Предприятие как юридическое  лицо заключает договоры, исполняет  сделки, но как таковое оно не может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни оформить человека на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия – по закону либо по поручению партнеров по предприятию, или специально избираемые органы юридического лица.

Выделяют три основных вида предприятий, ориентированных  на получение прибыли: компания с  одним владельцем, партнерство и  корпорация (см. Приложение А).

Компания с одним  владельцем – это фирма, принадлежащая одному владельцу, который единолично управляет ею, получает всю прибыль, но и лично отвечает по всем ее обязательствам.7 Такая форма предприятия имеет ряд преимуществ. Во - первых начать и ликвидировать дело очень легко, т.к. создание сводится к регистрации названия предприятия, а для ликвидации владелец просто перестает заниматься бизнесом. Второе преимущество – это сосредоточение всей прибыли в руках одного владельца. Доход от такой формы предпринимательства подвергается лишь обложению индивидуальным подоходным налогом. И, наконец, компания с одним владельцем работает сама по себе, т.е. она неподотчетна нанимателям или совладельцам.

Но компания с одним  владельцем имеет также и некоторые  недостатки. Одним из существенных недостатков является полная финансовая ответственность владельца фирмы долги, кредиты, судебные процессы, ущерб при невыполнении контракта. Таким образом, банкротство такой компании означает банкротство ее единственного владельца.

Партнерство – это  объединение двух или более людей, ведущих дело как совладельцы.

Партнеры по бизнесу объединяют свои имущества для реализации коллективных предпринимательских действий. Однако объединению подлежит не только имущество, материальные или денежные средства, но и труд, затрачиваемый на организацию общего дела. Поэтому объединение предпринимателей носит также название хозяйственного товарищества.8 Участвующие в нем предприниматели являются его создателями и владельцами, партнерами по совместной деятельности.

Товарищество предполагает объединение трудовой деятельности, поэтому оно нередко называется объединением лиц. Личностный характер товарищества может создавать определенные трудности для предпринимателей – необходимо личное участие в хозяйственной деятельности, что не всегда входит в планы того или иного лица, необходимо личное доверие друг к другу, а его может и не быть. Кроме того любое изменение в составе участников должно сопровождаться определенными предусмотренными законом процедурами. Но главное состоит в том, что участники товарищества несут ответственность по обязательствам и долгам товарищества им принадлежащим имуществом – если имущества предприятия недостаточно для оплаты долгов, расплачиваются участники товарищества уже личным имуществом.

Корпорация – юридически независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли.

Корпорация может быть представлена в форме хозяйственного общества9, которое предполагает сложение только денежных средств. Хозяйственное общество - более сложная организационная структура, чем товарищество, здесь больше участников, руководство и управление обществом осуществляют специально создаваемые органы. Поэтому создание хозяйственного общества требует не только заключения соглашения между учредителями (учредительного договора), но и наличия регулирующего их деятельность устава, который утверждается учредителями.

В хозяйственном обществе есть не только учредители (лица, имевшие  отношение к созданию), но и участники, лишь вносящие свою долю в его имущество. Выход участников или приход новых  не отражается на деятельности общества, не требует пересмотра его документов.

Участники хозяйственного общества несут ответственность  по его обязательствам только в пределах своих вкладов или взносов. Это  значит, что при неблагоприятном  стечении обстоятельств, невозможности  общества расплатиться по своим долгам участник может потерять только свой взнос, но кредиторы не могут претендовать на принадлежащее ему имущество.

Вот почему хозяйственные  общества – более распространенная форма предприятий, чем товарищества. Они являются крупными предприятиями (корпорациями), они более устойчивы и более долговечны. У них больше возможностей привлекать денежные средства. Они не привязаны к личности одного или нескольких предпринимателей, могут полностью использовать преимущества профессиональных управляющих.

Предприятие создается в определенной организационной форме. Под организационной формой предприятия понимается система норм, определяющих отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношение этого предприятия к другим предприятиям и физическим лицам- с другой. Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационных формах регулируется особыми положениями гражданских и торговых кодексов, законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. Предприятия могут преобразовываться из одной организационной формы в другую в порядке, установленном законом.

Предприятия могут выступать  учредителями и участниками хозяйственных  товариществ и обществ. Предприятия  могут создавать филиалы, то есть территориально обособленные образования, выполняющие всю совокупность или часть функций, характерных для данного предприятия. Предприятия могут открывать представительства (территориально обособленные подразделения), предназначенные для представления и защиты интересов предприятия. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, они действуют от имени и в пределах полномочий, представленных предприятием.

Выделяют несколько  форм предприятий.

Полное товарищество (общество с неограниченной ответственностью) представляет собой форму организации предприятия, основанную на личном участии партнеров в делах товарищества.10

Главный отличительный  признак товарищества заключается  в том, что партнеры несут совместную (имуществом товарищества), так и  раздельную (личным имуществом) ответственность по обязанностям предприятия, что обуславливает сравнительно узкое применение этой формы в среде крупного бизнеса. Полное товарищество создается и действует под фирменным наименованием, с указанием имен товарищей.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Обычно договор общества содержит следующие основные положения:

  • имена участников
  • фирменное наименование
  • местонахождение товарищества
  • предмет деятельности
  • размер и состав складочного капитала товарищества
  • размер, состав, порядок внесения и изменения долей каждого члена товарищества
  • характер распределения прибыли
  • срок функционирования создаваемого общества

Информация о работе Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях