Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной причиной, послужившей выбору именно данной темы работы, явилась возможность наблюдения на реально существующем предприятии примеров неэффективного управления, а также наличие цифр экономических показателей работы данного предприятия, необходимых для анализа экономических последствий. Данная тема весьма актуальна и заслуживает подробного рассмотрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты управления предприятием в современных условиях……………………………………………………………………6
Предприятие как основная хозяйственная единица……………………….6
1.2 Понятие и этапы процесса управления предприятием……………………..13
1.3 Методы, типы и функции управления предприятием……………………...22
1.4 Показатели эффективности управления предприятием……………………28
2 Практическая глава. Анализ и оценка эффективности управления ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………….33
2.1 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия как основа для оценки эффективности управления…………………………………………………….33
2.2 SWOT-метод изучения сильных и слабых сторон ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов», его возможностей и угроз со стороны окружения………………………………………………………………………………...44
2.3 Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях…………………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………...63
Глоссарий………………………………………………………………………….66
Список использованных источников…………………………………………….68
Приложение А……………………………………………………………………72
Приложение Б……………………………………………………………………..73
Приложение В……………………………………………………………………..74
Приложение Г……………………………………………………………………..85

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

После подачи соответствующего заявления полное товарищество   подлежит государственной регистрации11.

Каждый партнер по товариществу является и руководителем, и представителем других партнеров  по товариществу, если договором не предусмотрено совместное ведение  дел или поручение на ведение  дел одному или нескольким товарищам. Каждый товарищ имеет право на управление, то есть все участники в равной степени обладают правом голоса (если иное не предусмотрено договором).

Поскольку имущество  полного товарищества является совместным, передача доли (вклада) может происходить только с согласия всех участников. В случае выхода или смерти какого-либо из участников полного товарищества оно может продолжить свое существование, если это предусмотрено учредительным договором или соглашением остающихся участников. Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества, соответствующая его доле в складочном капитале, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами. Наследник умершего участника может вступить в полное товарищество с согласия остальных партнеров. При выбытии одного участника товарищества доли оставшихся в складочном капитале соответственно увеличиваются, если иное не предусмотрено документами товарищества12.

Появление дополнительных совладельцев товарищества всегда означает создание нового товарищества, при этом члены прежнего товарищества должны быть согласны с таким решением.

Полное товарищество ликвидируется, если в нем остается один участник, а также по общему решению участников или по решению  суда.

В соответствии с российским законодательством лицо может быть участником только одного полного товарищества. Управление деятельностью полного товарищества определяется по общему согласию всех участников. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с другими участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в который он выбыл из товарищества13.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)14 представляет собой форму организации предприятия, в котором личное участие партнеров в делах товарищества сочетается с участием капитальными средствами.

В товариществе на вере наличествуют два типа участников: коммандитисты  и полные товарищи. Коммандитисты (члены-вкладчики) отвечают по обязательствам товарищества только в пределах своих взносов и не участвуют в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Полные товарищи отвечают по обязательствам всем своим имуществом и осуществляют от имени товарищества предпринимательскую деятельность.

Товарищество на вере действует  под фирменным наименованием, с  указанием имен полных товарищей. Оно  создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается  полными товарищами и включает следующие положения:

- наименование товарищества

- предмет деятельности

- местонахождение головного органа

- срок действий

- размер и состав складочного капитала товарищества

- размер, состав, сроки и порядок внесения и изменения долей каждого из полных товарищей

- совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками

- порядок распределения прибыли и другие положения

В товариществе на вере только полные товарищи имеют право управлять. Каждый полный товарищ является руководителем  и представителем других партнеров. Вкладчики не могут выполнять такие функции и не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества15.

Товарищество на вере ликвидируется вследствие выбытия  всех участников-вкладчиков, если полные товарищи договариваются о его преобразовании в полное товарищество. Товарищество на вере продолжает функционировать, если в нем остается по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на составные доли, участники  общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, только в пределах внесенных вкладов16.

Учредители ООО подписывают  учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор  ООО должен включать следующие положения:

  • наименование общества, его местонахождения, а также сведения об учредителях,
  • цели создания ООО,
  • уставной капитал, размер, порядок внесения вкладов участниками,
  • права и обязанности членов ООО,
  • распределение прибыли общества,
  • сведения о прекращении деятельности общества,
  • срок заключения договора.

Обществом с ограниченной ответственностью может быть признано только предприятие, имеющее разделенный на доли уставной капитал. Предприятие в форме общества с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам всем имуществом, а вкладчики рискуют понести только в пределах вклада17.

Органами управления общества  с ограниченной ответственностью являются распорядители (правление, дирекция) и общее собрание участников.

Общее собрание участников - высший орган ООО. Количество голосов  участников на собрании определяется их долей в уставном капитале. К компетенции собрания участников обычно относятся такие вопросы, как определение основных направлений развития общества, распределения прибыли и убытков, утверждение внутренних документов ООО, а также его структуры и другие вопросы. Решения по тем или иным вопросам могут быть приняты как единогласно, так и простым большинством голосов. Собрание участников созывается с определенной периодичностью (обычно не реже одного раза в год).

Текущее руководство  в обществе с ограниченной ответственностью осуществляет исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), подотчетный общему собранию участников. Число распорядителей, срок их деятельности и правомочия определяются общим собранием. Распорядителями ООО  могут быть как члены общества, так и приглашенные лица.

Любая организация, имеющая  экономическую самостоятельность, нуждается в менеджменте. В самом  общем виде можно сказать, что  менеджмент – это управление совместной деятельностью людей. Менеджмент рассматривает  сложную систему управления экономическими, социальными, производственными и информационными процессами на предприятии. Понятие менеджмента неразрывно связано с осознанием управления как сферы деятельности, требующей не только опыта, но и специальных знаний и умений.

По мере усложнения производства происходит и усложнение процесса управления. На первоначальных стадиях развития капитализма собственник капитала сам мог участвовать в производстве и управлении, но по мере усложнения и увеличения объема производства он вынужден нанимать специалиста, который управляет производством. Так начался процесс отделения собственности от управления. По мере дальнейшего усложнения и дифференциации процесса управления возрастают роль и значение в обществе людей, владеющих «секретами» управления, знающими менеджмент18.

Менеджмент, являясь областью обширных знаний, включает в себя множество  проблем, касающихся управления, профессионального  мастерства специалистов в этой области, особенностей объекта управления. В  производственной сфере менеджмент в качестве основной задачи всегда направлен на то, чтобы добиться запланированного результата – удовлетворить потребности клиента через рынок.

Менеджмент как наука  – это накопленный и обобщенный опыт успеха и неудач руководства  фирмами. В отличие от других областей в менеджменте не существует готового рецепта успеха. Каждый удачный пример преуспевающей фирмы не может быть точно скопирован. Можно лишь вывести общие закономерности и причины успехов и неудач. В менеджменте есть типовые ситуации, различные стратегии ведения борьбы, свои практические приемы. Но в зависимости от действия партнера (конкурентов, окружения) каждый раз предприниматель попадает в новую ситуацию и вынужден применять весь накопленный опыт, умение просчитывать варианты и оценивать ситуацию, а также свою интуицию и талант, чтобы победить соперника. Не случайно утверждают, что в менеджменте талант и интуиция играют не меньшую роль, чем знания и опыт19.

Менеджер должен иметь  не только знания менеджмента, но и  обладать рядом необходимых качеств, таких, как уверенность, ответственность, умение руководить людьми.

Работу менеджера следует оценивать  по двум критериям: результативность и  эффективность. Результативность –  это достижение результата с минимальными затратами. То есть результативный менеджер за счет более высокой производительности получает больший объем продукции при меньших затратах. Но этого еще недостаточно для положительной оценки работы менеджера. Главное – правильно определить цели, на которых необходимо сконцентрировать все усилия, направить деятельность предприятия. Можно работать производительно, но неэффективно, т.е., например, выпускать товары не пользующиеся спросом, результативный менеджер делает вещи правильно, а эффективный делает правильные вещи20.

 

1.3 Методы, типы и функции управления предприятием

 

Предприятие должно быть управляемо. Управление же может эффективно осуществляться при наличии на предприятии  особых работников и структурных  подразделений, занимающихся управлением.

Система управления предприятием зависит, прежде всего, от его типа и его устава. Характер предприятий, юридической организации определяет высшие полномочные органы управления предприятием, его директорат, а также права и обязанности управляющих органов и лиц, в них действующих. Реальное руководство предприятием должно соответствовать его типу как хозяйствующего юридического лица.

По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).

Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией.21.

Организационные функции  генерального менеджмента предприятия  включают (см. Приложение Б):

  • непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
  • управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы
  • контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;

- координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.

Менеджмент на уровне отдела (подразделения) выполняет следующие функции: постановка целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.22

Наличие на предприятии  функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления – это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархической и кооперационной связи.

Цель науки управления – изучение и совершенствование  принципов, структур, методов и техники  управления. Изучение процесса управления с точки зрения его функций  позволяет установить объем работы по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления.

Функции управления весьма многогранны. Можно выделить как  самостоятельные многие производственные функции, такие, как маркетинг, бухгалтерский  учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Но наиважнейшими этапами организации управленческого процесса являются: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), мотивация и контроль.

Термин «организация»  имеет двоякий смысл. Организация  как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех иерархических уровнях. В то же время другое значение этого слова – коллектив, усилия которого направленные на достижение конкретных, общих для всех членов этого коллектива целей. Но любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология. Успех ее функционирования зависит от сложных, переменных факторов внешней среды: экономических условий, применяемых техники и технологии, конкурирующих организаций, связи с потребителями, действующей системы маркетинга, правительственных и правовых актов и т.д.

Информация о работе Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях