Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:10, дипломная работа
Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной причиной, послужившей выбору именно данной темы работы, явилась возможность наблюдения на реально существующем предприятии примеров неэффективного управления, а также наличие цифр экономических показателей работы данного предприятия, необходимых для анализа экономических последствий. Данная тема весьма актуальна и заслуживает подробного рассмотрения.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты управления предприятием в современных условиях……………………………………………………………………6
Предприятие как основная хозяйственная единица……………………….6
1.2 Понятие и этапы процесса управления предприятием……………………..13
1.3 Методы, типы и функции управления предприятием……………………...22
1.4 Показатели эффективности управления предприятием……………………28
2 Практическая глава. Анализ и оценка эффективности управления ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………….33
2.1 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия как основа для оценки эффективности управления…………………………………………………….33
2.2 SWOT-метод изучения сильных и слабых сторон ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов», его возможностей и угроз со стороны окружения………………………………………………………………………………...44
2.3 Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях…………………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………...63
Глоссарий………………………………………………………………………….66
Список использованных источников…………………………………………….68
Приложение А……………………………………………………………………72
Приложение Б……………………………………………………………………..73
Приложение В……………………………………………………………………..74
Приложение Г……………………………………………………………………..85
Важнейшей задачей планирования является прогнозирование (стратегия).23 Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определенной цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций. Прогнозирование в основном связано с изучением рынка и инвестиционного климата, зачастую выливается в рыночную и инвестиционную стратегию предприятия. Постановка общих задач происходит на базе прогноза и предполагает установление приблизительных сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения.
Планирование включает несколько этапов: подробная и объективная оценка состояния дел в организации и определение ее возможностей; определение цели (основной, промежуточных и второстепенных) и способов достижения и, наконец, выбор методов оперативного контроля.
Планирование определяется теми задачами, которые ставит перед собой предприятие на перспективу. Планирование бывает долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Важнейшими показателями хозяйственной деятельности, которые ставятся в центр планирования, являются объем продаж, доля на рынке и прибыль.
Каждый раз при разработке оперативного или стратегического плана полезно обезопасить себя на случай непредвиденных событий, имея при себе не только главный, но и запасной план. Последний должен быть составлен на основе трезвой оценки хозяйственной ситуации и ее возможных изменений по наихудшим для предприятия условиям. Особенность «аварийного» плана состоит в том, что он должен исполняться при любых обстоятельствах24.
Бюджеты являются важным и широко используемым инструментом системы планирования. Бюджет в самом общем виде представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели, используемые средства.25 Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и выпуска. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Обычно на предприятии разрабатываются разные бюджеты, которые и выражаются по-разному: смета доходов и расходов, смета затрат времени, смета затрат материалов, бюджет капитальных затрат, кассовый бюджет, балансовая смета.
Составлять бюджет и следить за его исполнением должен либо специальный работник, если речь идет о небольшом предприятии, либо специальная группа лиц, в состав которой входит руководство высшего и среднего звена, заведующие или представители финансового отдела и подразделения по планированию. Эти лица не только организуют разработку бюджета, но и следят за его выполнением. В случае изменения бюджета руководство компании обязательно должно быть поставлено в известность.
Качество бюджета может быть определено только в конце бюджетного периода, когда есть возможность сопоставить запланированные и результативные показатели. Однако надо иметь ввиду, что показатели бюджета и его выполнение в действительности должны уточняться в течение бюджетного периода. Возможно даже, что бюджет придется изменить с учетом возникновения новой ситуации26.
Однако любой, даже самый
лучший стратегический план – не догма,
жизнь может и будет вносить
в него неожиданные изменения (например,
при необходимости
Ошибочно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой27.
Мотивация – процесс стимулирования деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации. Теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопределенны и сложны.
Опытные руководители знают, что каждый член группы, получивший конкретное задание будет реагировать на него самым различным, иногда непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих субъективных факторов. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.
Искусство руководителя
особенно наглядно проявляется в
умении стимулировать участие
Достижение предприятием своих целей обеспечивается системой контроля. Контроль позволяет определить, насколько предприятие продвигается к осуществлению намечаемых целей, что способствует этому в наибольшей степени, что, напротив, мешает. Контроль, наконец, обеспечивает надлежащее выполнение задач, поставленных перед всеми элементами организационной структуры предприятия
Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работников, фактором мотивации их родовой деятельности. И, на конец, контроль должен быть экономически целесообразным28.
Предпринимательская практика выделяет стратегический и оперативный контроль.29 Стратегический контроль направлен на выявление возможных шансов и рисков внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Он дает в основе качественные характеристики, и его результаты используются в стратегическом планировании. Оперативный контроль, который иногда называют стоимостным, направлен на оценку результатов деятельности предприятия, его проведение необходимо для оперативного планирования.
Исходным моментом процесса выработки и реализации управленческого решения является то, что данный процесс – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на реализацию определенной управленческой ситуации30.
1.4 Показатели эффективности управления предприятием
Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей. Критерий – это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Критерий и показатель тесно взаимосвязаны: научно обоснованный выбор критерия в значительной степени обусловливает правильный выбор системы показателей. И наоборот, качество показателя определяется тем, насколько полно и объективно он характеризует принятый критерий.
Итак, критерий эффективности – это показатель, выражающий главную меру желаемого результата, которая учитывается при рассмотрении вариантов решения.
Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность.
Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.
а) наименьшие затраты живого труда на производство продукции или оказание услуг;
б) наименьшие затраты материальных ресурсов;
в) наименьшие затраты финансовых ресурсов;
г) наивысшие показатели использования основных производственных фондов (О.П.Ф.);
д) наименьшие издержки;
е) наивысшая рентабельность.
а) высокий уровень технической оснащенности предприятия (организации);
б) условия труда персонала, ведущие к снижению напряженности (усталости) работников;
в) выполнение заказов, договоров (или оказание услуг) в кратчайший срок при затратах в пределах нормы;
г) высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах установления нормы;
д) стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;
е) экологическая чистота.
С точки зрения функционирования субъекта управления, т.е. самой управляющей системы критериями экономической эффективности могут быть:
- быстрый сбор необходимой
информации для принятия управл
- способность принимать
оптимальное решение в
- оперативность доведения решений до исполнителей;
- обеспечение четкого выполнения решений;
- осуществление комплексного
контроля за выполнением
Все эти критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической эффективности.
Одним из наиболее важных
критериев экономической
На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
• выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
• разработка программы его развития;
• определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины;
• определение способов внешней мотивации работника.
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и т.д. Очевидно, что устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки.
Этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
• разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена) и привязка к конкретным условиям организации;
• формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
• определение времени и мест; проведения деловой оценки;
• установление процедуры подведения итогов оценивания;
• проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
• консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
При разработке методики деловой оценки особое внимание следует уделить описанию этапов проведения оценки. Опираясь на передовой опыт лучших отечественных и зарубежных организаций, можно выделить несколько этапов деловой оценки:
1) сбор предварительной информации по индивидуальной, необобщенной оценке сотрудника со стороны субъектов оценки;
Информация о работе Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях