Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Сегодня для принятия эффективных и грамотных управленческих решений в условиях столь динамичного развития рынка предприятию необходимо рассматривать целый комплекс экономических показателей, чётко отражающих сложившуюся ситуацию, как на самом предприятии, так и вне него. Главной причиной, послужившей выбору именно данной темы работы, явилась возможность наблюдения на реально существующем предприятии примеров неэффективного управления, а также наличие цифр экономических показателей работы данного предприятия, необходимых для анализа экономических последствий. Данная тема весьма актуальна и заслуживает подробного рассмотрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Теоретическая глава. Теоретические аспекты управления предприятием в современных условиях……………………………………………………………………6
Предприятие как основная хозяйственная единица……………………….6
1.2 Понятие и этапы процесса управления предприятием……………………..13
1.3 Методы, типы и функции управления предприятием……………………...22
1.4 Показатели эффективности управления предприятием……………………28
2 Практическая глава. Анализ и оценка эффективности управления ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов»…………………………………………….33
2.1 Финансово-хозяйственная деятельность предприятия как основа для оценки эффективности управления…………………………………………………….33
2.2 SWOT-метод изучения сильных и слабых сторон ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов», его возможностей и угроз со стороны окружения………………………………………………………………………………...44
2.3 Пути совершенствования управления предприятием в современных условиях…………………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………………...63
Глоссарий………………………………………………………………………….66
Список использованных источников…………………………………………….68
Приложение А……………………………………………………………………72
Приложение Б……………………………………………………………………..73
Приложение В……………………………………………………………………..74
Приложение Г……………………………………………………………………..85

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

 

Вертикальный анализ заемных средств. Анализ показывает, что предприятие  не имеет долгосрочных обязательств.

Краткосрочные обязательства в  структуре пассива баланса представляет в 2009 году 10,6%, в 2010 году 16,6%, в 2011 году 43,8%. По всей видимости, основной прирост краткосрочных обязательств приходится на 2011 год. Для определения причины роста необходимо в динамике изучить составляющие этой части пассива баланса. Кредиторская задолженность составила в 2009 году - 10,2%, в 2010 году - 16,2%, а в 2011 году -19,2%. Доля кредиторской задолженности в структуре баланса довольно большая и в сравнении с дебиторской задолженностью в несколько раз выше. Это свидетельствует о том, что предприятие пользуется товарными кредитами. Доля задолженности перед поставщиками составила в 2009 году - 3,7%, в 2010 году - 4,2%, в 2011 году - 3,9%. Доля задолженности перед персоналом составила в 2009 году - 2,1%, в 2010 году -2,4%, в 2011 году-1,7%.

Особенно большой рост доли в  структуре пассива баланса приходится на задолженность перед внебюджетными фондами. В 2009 году доля составляла 3,7%, в 2010 году - 7,3%, в 2011 году - 7,4%.

Также увеличивается доля задолженности  перед бюджетом в 2009 году -0,5%, в 2010 году - 1,3%, в 2011 году - 2,9%.

Вызывает особое беспокойство рост доли задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, который  характеризует предприятие как  ненадежное и свидетельствует о  неблагополучном финансовом состоянии.

В целом вертикальный анализ структуры  баланса по состоянию на конец 2011 года характеризует предприятие как ненадежного заемщика и свидетельствует о его крайне сложном финансовом положении. Динамика изменения основных показателей, особенно пассива, является неблагоприятной для предприятия.

 

2.2 SWOT-метод изучения сильных и слабых сторон ООО «Октябрьский комбинат хлебопродуктов», его возможностей и угроз со стороны окружения

 

SWOT- анализ - один из  универсальных инструментов анализа  ситуации, который можно использовать  для разных задач, чаще всего  он используется для выработки стратегий разного уровня. Кроме того, SWOT- анализ - это способ систематизировать всю имеющуюся информацию, понять какой информации не хватает для принятия решения.

Для проведения SWOT-анализа заполняется  матрица, в которой фиксируются:

• Сильные стороны компании с  точки зрения ее внутренних ресурсов. Сильная сторона - это то, в чем  компания преуспела или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться  в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (более хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может являться результатом создания альянса с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.

• Слабые стороны компании с точки  зрения ее внутренних ресурсов. Слабая сторона - это отсутствие чего-то важного  для функционирования компании или то, что ей не удается по сравнению с другими и ставит ее в неблагоприятное положение. Слабая сторона, в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать компанию уязвимой, а может и нет.

• Возможности, возникающие на рынке. Возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать компания.

• Угрозы, возникающие на рынке, и  которые могут непосредственно  угрожать компании.

При рассмотрении сильных и слабых сторон компании, обычно анализируют следующие элементы:

• Продукты и услуги;

• Способы выполнения работ (бизнес-процессы);

• Систему управления;

• Ресурсы.

Причем эти элементы рассматриваются  во всех областях деятельности компании, а именно:

• Производство;

• Финансы;

• Логистика;

• Сбыт;

• Маркетинг;

• Кадры и т.д.

При рассмотрении возможностей и угроз на рынке анализируются:

1. Факторы, которые  оказывают прямое воздействие  на компанию:

• Потребители;

• Конкуренты;

• Поставщики;

• Сырье и материалы;

• Наличие денежных средств (капитала);

• Трудовые ресурсы;

• Система законов.

2. Факторы, которые  оказывают косвенное воздействие  на компанию:

• Социокультурные факторы;

• Технологии;

• Экология;

• Политика.

Само понятие SWOT является аббревиатурой от четырех слов - силы, слабости, возможности и угрозы (strengths, weaknesses, opportunities, threats).

Для успешного бизнес-плана, когда необходимо описать кратко перспективы развития предприятия, можно воспользоваться методологией SWOT - анализа. Данный анализ четко и конкретно, а главное кратко поможет донести информацию до инвестора.

 Strengths – сильные стороны.  Внутренние силы предприятия – это факторы, которые составляют сильные стороны вашего предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые, вы сможете реализовать свой бизнес-план.

Weaknesses – слабые стороны. Внутренние слабости фирмы – это факторы, которыми вы на своем предприятии недовольны или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости – это узкие места, наличие которых на предприятии вы осознаете, и которые, при необходимости, смогли бы сами устранить.

Opportunities – возможности. Внешние возможности – это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию вашего предприятия. Внешние возможности – это факторы, возникновению которых вы сами способствовать не можете, но зато можете использовать с пользой для своего бизнеса.

Threats – угрозы. Внешние угрозы – внешние факторы, которые могут препятствовать развитию вашего предприятия. Внешние угрозы – это такие факторы, для предупреждения которых вы сами непосредственно ничего не можете сделать, но от которых вы можете тем или иным способом застраховаться (страхование, рассеивание экспортных рисков и т.д.).

Составленный таким  образом анализ создает адекватное представление о предприятии. Можно  быстро оценить состояние предприятия: способно ли оно за счет внутренней деятельности противостоять внешним угрозам, а также препятствуют ли внутренние слабости использованию внешних возможностей.

Рекомендуется приложить SWOT-анализ в конец текстовой части  бизнес-плана перед финансовыми  прогнозами. Обычно анализ занимает всего  одну страницу. О каждой части пишется кратко, точно и ясно. Лучше указать от 3 до 10 сильных сторон, слабостей, возможностей или угроз. Можно ограничиться одной фразой по каждому показателю. Цель – предоставить читателю возможность быстро охватить всю общую информацию, характеризующую бизнес-план.

Не советуется воздерживаться от указания в SWOT-анализе слабостей  и угроз. На первый взгляд может показаться, что глупо самому указывать на свои слабости, но такое впечатление  обманчиво. Не забывайте, что бизнес-план читают специалисты, которые помимо сильных сторон бизнес-идеи и бизнес-плана оценивают и то, насколько основательно учтены угрозы и слабости. А зная о своих слабостях и угрозах, легче их избежать или предупредить.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам32.

Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.

Данная матрица предоставляет  руководителям компании структурированное  информационное поле, в котором они  могут стратегически ориентироваться  и принимать решения.

Матрица SWOT-анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. При построении матрицы применена, так называемая "дихотомическая процедура", используемая во многих областях знаний (философия, математика, ботаника, социология, информатика и др.). Тогда элементы матрицы представляют собой "дихотомические пары" (пары взаимоисключающих друг друга признаков), что позволяет снизить энтропию взаимодействия среды и системы за счет описания ситуации "крупным мазком".

Слабые стороны предприятия  — это отсутствие чего-то важного  для функционирования предприятия  или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит фирму в неблагоприятное  положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, устаревшее оборудование, неквалифицированный персонал33.

Под сильными и слабыми  сторонами могут скрываться самые  разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

Главный изъян - в производственном факторе –  недостаточный ассортимент продукции, это приводит к тому, что компания не может полностью удовлетворить  покупательского спроса. Существенным минусом организационного фактора  является недостаточная квалификация руководства и менеджеров предприятия. Необходимо повышение квалификации в первую очередь менеджеров, а также руководства предприятия.

Элементами внешней  среды являются возможности и  угрозы. Рыночные возможности —  это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на выпускаемую продукцию, появление новых технологий производства товара, рост уровня доходов населения и т.д. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать непосредственно компания.

Рыночные угрозы —  это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды.

Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить  и структурировать сильные и  слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам (см. табл. 5 и 6).

Таблица 5 - Анализ факторов внутренней среды предприятия 

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

1. МАРКЕТИНГ:

1.1. Известность компании  на рынке

+

       

0,04

1.2. Доля рынка

   

+

   

0,04

1.3. Репутация в отношении  качества

   

+

   

0,05

1.4. Репутация в отношении  обслуживания

       

+

0,05

1.5. Реклама

     

+

 

0,06

1.6. Эффективность продаж

     

+

 

0,04

1.7. Эффективность НИОКР

       

+

0,03

1.8. Месторасположение

       

+

0,02

Факторы внутренней среды

Оценка качества

Важность

5

4

3

2

1

2. ФИНАНСЫ:

2.1. Стоимость капитала

       

+

0,05

2.2. Доступность капитальных  ресурсов

     

+

 

0,02

2.3. Доходность капитала

   

+

   

0,03

2.4. Финансовая стабильность

     

+

 

0,03

3. ПРОИЗВОДСТВО:

3.1. Современное оборудование 

 

+

     

0,04

3.2. Удовлетворение покупательского  спроса

       

+

0,05

3.3. Соблюдение сроков  поставок

 

+

     

0,04

3.4. Ассортимент продукции

       

+

0,05

3.5. Затраты на производство

     

+

 

0,02

3.6. Технический уровень  производства

   

+

   

0,03

4. ОРГАНИЗАЦИЯ:

             

4.1. Квалификация руководства

     

+

 

0,04

4.2. Малый штат сотрудников

       

+

0,04

4.3. Квалификация и  способности менеджеров

     

+

 

0,05

4.4. Реакция на изменение  рыночной ситуации

     

+

 

0,04

4.5. Преданность работе  сотрудников

   

+

   

0,03

4.6. Инициативность руководства 

 

+

     

0,04

4.7. Оперативность принятия  решений

   

+

   

0,05

Информация о работе Управление предприятием (организацией, фирмой) в современных условиях