Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: одними из важнейших экономических категорий деятельности предприятия являются затраты, издержки и себестоимость. Важность этих категорий заключается в том, что их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………….…….

1.1 Сущность и классификация затрат на предприятии…………………...

1.2 Методы управления затратами на предприятии ….........................……

1.3 Процесс управления затратами на предприятии………….……...…….

1.4 Планирование и анализ затрат предприятия…………………………….

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «ТАЗА ЖОЛ»…

2.1 Общая характеристика деятельности ТОО «Таза Жол»………………..

2.2 Анализ динамики и структуры затрат на проведение строительно-монтажных работ………………………………………………………..

2.3 Факторный анализ затрат на предприятии ……………………………...

2.4 Анализ затрат в системе «директ-костинг»…………………………….

2.5 Анализ факторов, влияющих на формирование затрат………………...

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………

3.1 Современная парадигма управления затратами предприятия…………

3.2 Мероприятия по снижению затрат в ТОО «Таза Жол»…………...…...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Емельянов+Д..doc

— 861.00 Кб (Скачать файл)

Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные  выплаты работникам предприятия  для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника. В состав данных расходов входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к ним относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей [8, c. 209].

К накладным расходам относятся  административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др.

Инвестиции представляют собой капитальные вложения, имеющие целью расширение объемов собственного производства, а также извлечение дохода на финансовых и фондовых рынках. Их характер и структура зависят от применяемой предприятием политики в области капитальных вложений. Источниками их финансирования могут быть как собственные средства (прибыль, амортизация, средства от размещения ценных бумаг, уставной фонд), так и заемные (целевые кредиты банков и банковских учреждений, финансовая помощь, бюджетные средства). Возвратность этой группы денежных затрат обусловлена эффективностью капиталовложений, которая выражается степенью риска инвестиций, их технико-экономическим обоснованием и сроком окупаемости [11, с. 20].

Как уже упоминалось выше, затраты  на производство и реализацию продукции являются самыми весомыми в осуществлении предпринимательской деятельности предприятием, следовательно, их изучение является важным моментом при рассмотрении затрат предприятия. Они классифицируются по учетному признаку, по способу отнесения на единицу произведенной продукции, по степени однородности затрат.

Распределение затрат предприятия  по учетному признаку определяется действующим  законодательством и является основой  для определения законодательной  базы.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы [32, c. 276].

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка последующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Понесенные предприятием денежные расходы на закупку сырья, материалов и других элементов материальных затрат компенсируются лишь в том объеме, который затрачен на реализованную продукцию. Оставшаяся часть оседает в нереализованной готовой продукции и складских запасах.

Затраты на оплату труда, напротив, включаются в состав себестоимости продукции при их фактическом начислении независимо от того, произвело ли предприятие реальные денежные выплаты.

Отчисления на социальные нужды - один из видов принудительных расходов, которые законодательно возложены на хозяйствующие субъекты. Затраты представляют собой платежи по обязательному социальному страхованию и отчисления в социальные внебюджетные фонды. Нормы отчислений установлены законодательно в процентах к заработной плате.

Амортизация основных фондов включается в состав себестоимости продукции по установленным нормам к балансовой стоимости основных фондов. Амортизационные отчисления не представляют собой денежные затраты. Это расчетная величина, позволяющая предприятию накапливать собственные средства для инвестиций. Денежную форму амортизационные отчисления приобретают при финансировании за счет этого источника инвестиционных программ.

Отдельная группа затрат включает в себя затраты, связанные с подготовкой  следующего периода производства. К  ним относятся: остатки незавершенного производства, резерв предстоящих расходов и платежей и расходы будущих периодов.

Прочие затраты включают командировочные, представительские расходы, затраты  на рекламу, погашение процентов  по краткосрочным банковским кредитам, административные расходы, затраты по созданию ремонтных фондов и т.п. В пределах законодательно установленных норм их относят на себестоимость продукции, сверхнормативные расходы погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения [32, c. 312].

Операционными расходами являются: расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; расходы, связанные  с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; прочие операционные расходы.

Внереализационными расходами  являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные расходы.

К прочим расходам относят и чрезвычайные расходы. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие  как последствия чрезвычайных обстоятельств  хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Таким образом, затраты, классифицированные по учетному признаку, относят на себестоимость  продукции специфическими способами. Они также влияют на формирование как прибыли от реализации продукции, так и налогооблагаемой прибыли [32, c. 234].

По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции  выделяют постоянные и переменные расходы.

Постоянные расходы не зависят  от изменения объема выпускаемой  продукции. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.

Переменные расходы прямо пропорциональны  объему производства. Это расходы  на сырье и материалы, технологическое  топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.

Деление расходов на постоянные и переменные необходимо, прежде всего, для планирования себестоимости продукции и соответственно для правильного определения цены реализации.

При классификации расходов по их роли в производственном процессе все  затраты, составляющие себестоимость  продукции, подразделяются на основные и накладные. Это необходимо для выделения затрат, зависящих от изменения объема производства. К основным относятся технологически неизбежные расходы, без которых вообще не может быть изготовлена продукция. К накладным относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства. По месту возникновения они подразделяются на общепроизводственные расходы цеха и общехозяйственные расходы, прочие производственные и коммерческие расходы предприятия.

По способы отнесения расходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов [10, стр. 103].

По способу отнесения расходов на себестоимость конкретных видов  продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов.

Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру  затрат на производство.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятия себестоимость  является основой для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль[11, с. 24].

Рассмотрев понятие затрат предприятия  и их различные виды мы встаем перед  объективной необходимостью изучения процесса управления ими. Остановимся в следующем параграфе на данном вопросе более подробно.

1.2 Методы управления затратами на предприятии

 

 

В управлении затратами  предприятий могут найти применение различные методы, относящиеся как  к стратегическому, так и к оперативному управлению. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. Каждый метод имеет как ограничивающие его применение недостатки, так и практические преимущества. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения.

Управление затратами  осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для  реализации этих функций в современной  экономической науке разработаны  разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами  крупных предприятий могут найти  применение различные методы. Их выбор  обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для  применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Сущность и условия применения метода

 

Метод

Сущность метода

Условия применения метода

Директ-костинг

Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Разделение затрат на переменные и  постоянные

Абзорпшн-костинг

В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)

Использование методов распределения  накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных  затрат, включаемых в себестоимость  единицы продукции

Стандарт-кост

Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Наличие системы стандартов (норм и нормативов)

Метод ABC

Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций

Выделение видов деятельности и операций по ним

Расширение существующей системы  бухгалтерского учета

Дополнительное обучение персонала

Таргет-костинг

На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли  устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами

Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия

Постоянное применение

Организация постоянного контроля уровня затрат

Надежность маркетинговых прогнозов  и правильное позиционирование предприятия  на рынке

Кайзен-костинг

Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение

Обеспечивает целевую себестоимость  в процессе производства продукции

Используется преимущественно  в оперативном управлении затратами  и контроле за их уровнем

Постоянное применение

Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат

Вовлечение всех сотрудников в  непрерывное совершенствование  качества деятельности и создание необходимой  системы мотивации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Основывается на сопоставлении  трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет  определить выручку от реализации (объем  реализации), которая при известных  величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)

Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4

Бенчмаркинг затрат

Предполагает сравнение состояния  управления затратами на предприятии  с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами

Правильный выбор предприятия-эталона 

Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах  их достижения

Кост-киллинг

Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью

Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии 

Стремление руководства предприятия  к снижению издержек

Определенным образом построенная  система мотивации персонала

LCC-анализ

Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами

Наличие точных и детальных маркетинговых  описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия 

Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта

Метод VCC

Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами

Соответствие стратегического  позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка

Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих  с предприятием


 

Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в таблице 2.

 

Таблица 2

Преимущества и недостатки методов управления затратами

 

Метод

Преимущества

Недостатки

Директ-костинг

Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных  процедур

Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов

Снижается трудоемкость распределения  накладных затрат, появляется возможность  определить вклад каждого вида продукции  в формирование прибыли предприятия

В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах

Позволяет сделать выбор между  собственным производством или  закупкой продукции

Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных

Слабое внимание к постоянным затратам

Искажение финансового результата из-за занижения или завышения  стоимости ранее произведенной  продукции

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов

Абзорпшн-костинг

Отсутствие разделения затрат предприятия  на постоянные и переменные

Более точное определение финансового  результата деятельности предприятия

Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат

Повышение обоснованности выбора дополнительного  заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в  распределении накладных затрат

Установление фактической себестоимости  единицы продукции только в конце  периода

Условный характер распределения  накладных затрат

Включение в себестоимость продукции  затрат, непосредственно не связанных  с производством, усложнение учетных  и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Стандарт-кост

Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат

Минимизация учетной работы, связанной  с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство

Применение для периодически повторяемых  затрат

Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы

Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат

Метод ABC

Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование  себестоимости 

Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат

Требует значительных изменений в  системе бухгалтерского учета и  совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Таргет-костинг

Маркетинговая ориентация производства

Определение целевых затрат для  новых продуктов

Контроль затрат еще на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут  потребоваться значительное время  или серьезные инвестиции

Технические возможности предприятия  не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня

Кайзен-костинг

Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне

Необходима мотивация сотрудников  и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат 

Простота, наглядность и оперативность  метода

Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно

Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может дать существенное изменение конечного результата

При количестве видов продукции  больше трех графическое решение  модели становится невозможным

Основывается на допущении, что  производительность труда, которая  непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и не изменяется во времени, а структурные сдвиги качественного состояния, характеризующие изменение системы предприятия, отсутствуют

Бенчмаркинг затрат

Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий

Неверный выбор предприятия-эталона  снижает эффективность метода

Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий

Кост-киллинг

Позволяет быстро сократить затраты  предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде

Жесткость метода (предусматривает  в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала)

Требует системного применения (использование  время от времени, к отдельным  видам затрат или в отдельных  подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)

LCC-анализ

Получение в долгосрочном периоде  оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами

Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого  дохода и понесенных затрат применительно  к производству изделия в целом

Обеспечение стратегического видения  структуры затрат и сопоставление ее со структурой доходов

Отсутствие периодизации финансовых результатов 

Неопределенность в учете накладных  затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Может потребовать затрат на получение  обширной дополнительной информации

Метод VCC

Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам

Требует создания соответствующего информационного  обеспечения, постоянной оптимизации  затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и  участия квалифицированных специалистов

Информация о работе Управление затратами на предприятии