Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:15, дипломная работа
Актуальность: одними из важнейших экономических категорий деятельности предприятия являются затраты, издержки и себестоимость. Важность этих категорий заключается в том, что их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………….…….
1.1 Сущность и классификация затрат на предприятии…………………...
1.2 Методы управления затратами на предприятии ….........................……
1.3 Процесс управления затратами на предприятии………….……...…….
1.4 Планирование и анализ затрат предприятия…………………………….
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «ТАЗА ЖОЛ»…
2.1 Общая характеристика деятельности ТОО «Таза Жол»………………..
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на проведение строительно-монтажных работ………………………………………………………..
2.3 Факторный анализ затрат на предприятии ……………………………...
2.4 Анализ затрат в системе «директ-костинг»…………………………….
2.5 Анализ факторов, влияющих на формирование затрат………………...
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………
3.1 Современная парадигма управления затратами предприятия…………
3.2 Мероприятия по снижению затрат в ТОО «Таза Жол»…………...…...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Данные для факторного
анализа приведены в таблице 12
Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
ТОО «Таза Жол» за 2010-2011 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | ||
тыс. тенге |
% | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Выручка от продажи, тыс. тнг. |
224 235 |
249 800 |
25 565 |
11,40 | |
Себестоимость проданных товаров, тыс. тнг. |
108 670 |
126 894 |
18 224 |
16,77 | |
Материальные затраты, тыс. тнг. |
7351 |
8627 |
1276 |
17,36 | |
Затраты на оплату труда, тыс. тнг. |
12420 |
12600 |
180 |
1,45 | |
Отчисления, тыс. тнг. |
63360 |
66960 |
3600 |
5,68 | |
Амортизация, тыс. тнг. |
8256 |
8962 |
706 |
8,56 | |
Прочие затраты, тыс. тнг. |
43 450 |
44 569 |
1 119 |
2,58 |
По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.
Модель факторов второго порядка можно представить в виде следующей формулы:
Пр = (Vр х Цр) - (Зм + Зт + ОСН + За + Зпр) - Кр, (1)
где, Vр - объем проданных товаров, услуг в натуральных измерителях;
Цр - цена за 1 час. услуг, работ;
Зм - материальные затраты;
Зт - затраты на оплату труда;
ОСН - отчисления;
За - амортизация основных средств;
Зпр - прочие затраты;
Кр - коммерческие расходы.
Используя метод цепных подстановок, находим влияние на прибыль от продаж факторов второго порядка. В таблице 14 приведен анализ факторов второго порядка.
Увеличению прибыли способствуют такие факторы, как объем проданных товаров (продукции, работ, услуг) и средняя цена продажи. За счет расширения объема продаж, прибыль увеличивается. А такие факторы, как материальные затраты, затраты на заработную плату, отчисления и прочие затраты отрицательно повлияли на прибыль от продаж. В результате прибыль будет увеличиваться.
На отклонение затрат на механизмы оказавают влияние как изменение объема и структуры выполненных работ, так и уровень затрат по отдельным видам работ. То есть, в данную статью затрат включаются затраты по содержанию автотранспорта. Можно сказать, что в организации ТОО «Таза Жол» в 2010-2011 году присутствовало не полное использование автотранспорта.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что данные факторы изменения отклонений в статьях затрат непосредственно являются также и факторами снижения общих затрат в будущей перспективе по всей организации в целом, то есть могут повлиять на снижение себестоимости, а значит, увеличение прибыли организации.
Подводя итоги, приведем некоторые конкретные предложения по снижению затрат на предприятии ТОО «Таза Жол».
Основными источниками резервов снижения затрат являются:
Резервы увеличения объема выполнения выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы.
Резервы сокращения затрат
устанавливаются по каждой статье расходов
за счет конкретных инновационных мероприятий
(внедрение новой более
Получение наибольшей прибыли с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопрос снижения себестоимости продукции. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости
работ и услуг имеет
Получение наибольшего эффекта с наименьшими
затратами, экономия трудовых, материальных
и финансовых ресурсов зависят от того,
как решает предприятие вопросы снижения
себестоимости.
В таблице 7 представлены данные о количестве автотранспортных средств в ТОО «Таза Жол», а также рассчитан показатель интенсивности использования транспортных средств. В 2011 году приобрели 2-е новые единицы.
Таблица 7
Количество автотранспорта
по ТОО «Таза Жол»
на 2010-2011гг., ед.
2010 |
2011 |
Отклонение | ||
ед. |
% | |||
Кол-во автотранспорта до 2005 года выпуска, шт. |
23 |
22 |
-1 |
-4,4 |
Кол-во автотранспорта с 2005 года выпуска, шт. |
3 |
5 |
2 |
66,7 |
Неиспользуемый автотранспорт, шт. |
9 |
10 |
+1 |
11 |
Коэффициент использования парка автомобилей, % |
74,3 |
72,9 |
-1,31 |
-1,8 |
Всего |
35 |
37 |
2 |
5,7 |
В результате анализа можно выделить две основные проблемы - увеличение затрат на ремонт и снижение интенсивности использования парка автотранспортных средств.
На (рис. 9) предоставлены данные о средних затратах на ремонт на одну единице автотранспорта выпущенного до и после 2005 года.
Рис. 9 Затраты на ремонт единицы автотранспорта ТОО «Таза Жол»
Таким образом, подводя
итоги, следует сказать, что снижению
себестоимости продукции
Однако этот комплекс мер будет эффективен при глубоких переменах во всей экономической политике и экономики в целом.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Современная парадигма управления затратами предприятия
Взгляды на затраты производства и стратегическое управление ими в настоящее время претерпевают столь существенную модификацию, что можно с определенной оговоркой вести речь о смене парадигмы управления затратами производства.
Затраты производства - многофакторный процесс. Но по вопросу о том, как подходить к анализу факторов и какие принимать решения - взгляды принципиально разные. Согласно господствующим ныне в теории и практике представлениям, затраты производства на уровне фирмы являются функцией только одного определяющего фактора - объема произведенной продукции. В рамках подобной парадигмы, анализ затрат осуществляется с позиции их влияния на количественные и качественные показатели производства. Он включает в себя классификацию видов затрат, сравнение постоянных затрат с переменными, средних затрат с предельными, затрат в краткосрочном и долгосрочном периодах. Другими словами, традиционный анализ в системе управления издержками ограничивается во многих случаях простыми моделями микроэкономики.
Что касается новых подходов к стратегии управления затратами, то они не отвергают необходимости анализа структуры затрат внутри фирмы. Но исходная посылка меняется. Суть в том, что анализ затрат производства и управление ими не могут ограничиваться рамками фирмы. В противном случае возникает опасность, которую А. Томсон и А. Стрикленд назвали: «Образ мышления улитки, направленный внутрь фирмы». Он означает то, что руководители концентрируют свое внимание и энергию на решении внутренних проблем, поверхностно изучая рыночные тенденции. Решение внешних проблем часто приносится в жертву рационализации внутренних процессов, что снижает конкурентоспособность фирмы. Требуется выход за пределы конкретной фирмы. Создание добавленной стоимости должно учитывать экономические связи с поставщиками, покупателями и другими факторами внешней среды.
Из сказанного следует, что в процессе стратегического управления затратами производства первостепенное значение в настоящее время имеет не только и не столько анализ внутрифирменных факторов, сколько анализ процессов, влияющих на затраты, которые действуют за пределами фирмы, то есть внешних факторов. К наиболее значимым из них относятся поставщики, потребители, конкуренты, посредники, правительственные и законодательные институты.
Стратегия управления затратами, включающая в себя учет многообразных экономических связей фирмы, позволяет ей адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и добиваться ощутимых конкурентных преимуществ. Следует заметить, что подобный подход к издержкам соответствует современной, наиболее перспективной модели рыночного поведения фирмы – маркетинговой, которая связывает перспективу развития фирмы с ее способностью адаптироваться к внешней среде.
Современная парадигма управления затратами не отвергает прежнюю парадигму. Речь идет о смене приоритетов в стратегическом управлении затратами. Учет внешних факторов как ключевой момент в воздействии на затраты, составляющий суть новой парадигмы, осуществляется в разных формах. Взять, например, такой элемент, как конкуренты. Сравнительный анализ затрат фирмы с затратами конкурентов дает возможность лучше понять свои недостатки в этой области и побуждать к поиску дополнительных резервов снижения затрат, что позволяет вести ценовую конкуренцию. При этом возможность снижения затрат не обязательно связана с увеличением масштабов производства. Нынешнее высокотехнологическое оборудование делает возможным даже небольшим фирмам обеспечивать высокую производительность и гибкость перестройки направлений работы.
Использование новой парадигмы управления затратами - важное направление повышения конкурентоспособности фирмы на рынке. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, а также осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах. Стратегия управления затратами эффективна при наличии определенных рыночных условий. К их числу относятся такие, как существование ценовой конкуренции, для спроса характерна высокая эластичность по цене, предприятие имеет доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы и других ресурсов [41, с. 69].
Обращая внимание на значимость
практического использования