Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность: одними из важнейших экономических категорий деятельности предприятия являются затраты, издержки и себестоимость. Важность этих категорий заключается в том, что их уровень во многом определяет величину прибыли и рентабельности предприятия, эффективность его хозяйственной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………………

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………….…….

1.1 Сущность и классификация затрат на предприятии…………………...

1.2 Методы управления затратами на предприятии ….........................……

1.3 Процесс управления затратами на предприятии………….……...…….

1.4 Планирование и анализ затрат предприятия…………………………….

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОО «ТАЗА ЖОЛ»…

2.1 Общая характеристика деятельности ТОО «Таза Жол»………………..

2.2 Анализ динамики и структуры затрат на проведение строительно-монтажных работ………………………………………………………..

2.3 Факторный анализ затрат на предприятии ……………………………...

2.4 Анализ затрат в системе «директ-костинг»…………………………….

2.5 Анализ факторов, влияющих на формирование затрат………………...

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………

3.1 Современная парадигма управления затратами предприятия…………

3.2 Мероприятия по снижению затрат в ТОО «Таза Жол»…………...…...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Емельянов+Д..doc

— 861.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2 Мероприятия по снижению затрат в ТОО «Таза Жол»

 

 

Управление затратами  не является самоцелью, а должно обеспечивать разработку и выполнение деловой  стратегии организации. С этой точки  зрения стратегическое управление организацией - это непрерывный процесс, включающий:

  • формулировку стратегии;
  • распространение в организации информации о выработанной стратегии;
  • выбор и реализация тактики для проведения в жизнь стратегической линии;
  • разработку и внедрение методов контроля и регулирования по осуществлению практических шагов реализации тактики и, следовательно. успеха в достижении стратегических целей.

На первой стадии информация о прогнозируемом уровне затрат по видам продукции и видам деятельности предприятия является исходной для оценки стратегических альтернатив. Стратегии, которые не являются обоснованными по затратам в сравнении с предполагаемым доходом, не приведут к необходимой отдаче (прибыльности) и не могут считаться приемлемыми.

На второй стадии размер прогнозных затрат по видам деятельности и размерам доходов представляют собой один из важных путей, по которым выработанная стратегия распространяется в организации.

Позиции, приводимые в  стратегическом плане, являются той  информацией, на которую люди обращают внимание. Таким образом, обоснованные по доходности (прибыльности) позиции стратегии организации, это то, что является критическим для успеха принятой стратегии.

На третьей стадии должны быть разработаны конкретные тактические шаги, направленные на поддержание общей стратегической линии, которые затем должны быть сделаны. Бухгалтерский, стратегический учет и анализ уровня затрат и доходов должны являться одним из ключевых элементов при принятии решений о том, какие тактические программы будут наиболее эффективны с точки зрения достижения организацией своих стратегических целей.

На четвертой стадии применение эффективных методов  контроля и регулирования по осуществлению  практических шагов реализации тактики, в основном, держится на данных управленческого и бухгалтерского учета затрат на производство в сравнении с нормативными, с плановыми сметами расходов и планами по доходам (прибыли). Для того чтобы принести максимальную пользу, эти инструменты должны быть точно вписаны в стратегический контекст организации.

Стратегическое управление затратами представляет собой совокупность трех важных моментов стратегического  управления:

Анализ цепочки ценностей. Концепция цепочки рассматривает  предприятие лишь как одно из звеньев  длиной цепи видов деятельности, создающих ценность (от исходного сырья до конечного потребителя).

Анализ стратегического  позиционирования. Управление затратами  различно, в зависимости от стратегии. Возможны несколько стратегий, которых  может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе.

Анализ факторов, определяющих затраты:

1) Структурные факторы  (стратегические варианты для  предприятия):

  • масштаб (горизонтальная интеграция, связанная с масштабом производства);
  • диапазон (вертикальная интеграция, определяющая диапазон производимой продукции или услуг);
  • опыт;
  • технологии (используемые технологии на каждой стадии цепочки затрат фирмы).
  • сложность (широта ассортимента изделий или услуг);

2) Функциональные факторы  (связаны с успехом функционирования  предприятия):

  • концепция вовлеченности работников в постоянные усовершенствования (BPI - Business Process Improvement);
  • концепция комплексного управления качеством (TQM - Total Quality Management);
  • использование мощностей предприятия;
  • использование связей с поставщиками и клиентами в контексте цепочки ценности предприятия.

 Таким образом,  проектирование систем управления  затратами предприятия должно  учитывать стратегический контекст, в котором будут применяться  эти системы. Подобные системы  должны учитывать технологии, организационную структуру, культуру и стиль управления предприятием.

Важнейшим выводом может  быть следующее утверждение: предприятие  формирует стратегию собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней  среды, а последняя задает требования к глобальной системе управления затратами на предприятии.

Обобщая сказанное, можно  сделать три вывода:

Стратегия управления затратами  не является самоцелью, а служит средством  для достижения стратегической цели организации.

Конкретные методы управления затратами должны рассматриваться с точки зрения той роли, которую они призваны сыграть для достижения стратегической цели организации.

При общей оценке стратегии  затрат организации важна согласованность  различных элементов стратегии  организации [2,с.171].

Итак, стратегическое управление затратами (SCM - Strategic Cost Management) - это использование в управлении информации о затратах, которая четко ориентирована на стратегическое управление организацией.

Исходя из этого можно  при проведении анализ затрат на ТОО «Таза Жол» были выявлены проблемы и предложены пути решения по управлению затратами, которые представлены в таблице 8.

 

 

 

Таблица 8

 

Проблема

Пути решения

Эффект от предложенных мероприятий

Увеличение затрат на ремонт автотранспорта

Разработка плана по обновлению парка автотранспортных средств  на ближайшие 5 лет (покупка за счет имеющиеся чистой прибыли)

Снижение затрат на ремонт транспортных средств с 10440 тыс. тенге в 2010 году до 6989 тыс. тенге в 2016 году.

Снижение интенсивности использования  парка  автотранспортных средств

Продажа неэксплуатирующихся    и неподлежащих ремонту

автотранспортных средств (на запасные части, в качестве металлолома)

Получение прибыли около 567 тыс. тенге  – 870 тыс. тенге (в зависимости от цены сдачи) за счет продажи 10 не использующихся транспортных средств в металлолом и на запасные части.

Увеличение показателя интенсивности  использования до 100%


 

В таблице 8 представлены основные мероприятия по решению данных проблем, а также рассчитан эффект от предложенных мероприятий  
в ТОО «Таза Жол» за 2010-2011 гг.

По результатам проведенного анализа затрат в ТОО «Таза Жол», можно сделать следующие выводы.

  • необходимо приобретать новую технику и автотранспорт, что будет относительно экономно и рационально.

В таблице 9 представлен план по обновлению парка автотранспортных средств ТОО «Таза Жол» на 2012-2016 гг.

 

Таблица 9

План по обновлению парка автотранспортных средств

ТОО «Таза Жол» на 2012-2016 гг.

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Кол-во используемого автотранспорта, шт.

26

27

27

27

27

27

27

Кол-во автотранспорта  до 2005 года выпуска, шт.

23

22

20

18

16

14

12

Кол-во  автотранспорта  с 2005 года выпуска, шт.

3

5

7

9

11

13

15

Общие затраты на ремонт транспортных средств до 2005 года выпуска

7638

9865,8

8968,9

8072,01

7175,12

6278,23

5381,34

Общие затраты на ремонт транспортных средств с 2005 года выпуска

402

574,2

803,88

1033,56

1263,24

1492,92

1607,76

Общие затраты на ремонт, тыс. тенге

8040

10440

9772,78

9105,57

8438,36

7771,15

6989,1

Амортизация,

тыс. тенге

1059

1765

2471

3177

3883

4589

4942

Итого, тыс. тенге

9099

12205

12243,78

12282,57

12321,36

12360,15

11931,1


 

В связи с предложенными мероприятиями, можно сделать вывод, что следуя данному плану предприятие сможет, снизить затраты на ремонт с 10440 тыс. тенге в 2010 году до 6989 тыс. тенге в 2016 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Проведенное исследование позволило  сделать следующие основные выводы, что фактор затрат не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии предприятия, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении затрат, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы Казахстана к лучшему.

Для ТОО «Таза Жол» был предложен и представлен план по обновлению парка автотранспортных средств на 2012-2016 гг. Следуя данному плану предприятие сможет снизит затраты на ремонт с 10440 тыс. тенге в 2010 году до 6989 тыс. тенге в 2016 году.

На основании выше проведенного теоретического исследования и практического анализа, в соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы.

Экономическая сущность затрат в том, что затраты предприятия – это выраженные в денежной форме издержки, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Затраты предприятия в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции.

Без классификации затрат невозможно решить задачи управления ими на предприятии, поэтому необходимо классифицировать затраты. Признаки классификации затрат:

  • по отношению к производственному (технологическому) процессу: на основные и накладные;
  • по отношению к объему производства: на переменные и постоянные;
  • по единству состава: на одноэлементные и комплексные;
  • по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции: на прямые и косвенные;
  • по участию в производственном процессе: на производственные и внепроизводственные (коммерческие);
  • по целесообразности расходования: на производительные и непроизводительные;
  • по возможности охвата планом (нормированием): на планируемые и непланируемые;
  • по периодичности возникновения: на текущие и единовременные.

 Методика анализа  затрат на осуществление хозяйственной  деятельности включает следующие разделы:

  • анализ динамики и структуры затрат на проведение строительно-монтажных работ;
  • факторный анализ затрат, то есть выявление влияния отдельных факторов на результат и количественное измерение этого влияния;
  • анализ затрат в системе «директ-костинг»(маржинальный анализ).

В 2010-2011 году наблюдается эффективное использование машин и механизмов, что в свою очередь является положительным фактором для данной организации.

По результатам проведенного анализа затрат в ТОО «Таза  жол-2030», можно сделать следующие выводы.

  • необходимо приобретать новую технику и автотранспорт, что будет относительно экономно и рационально.

Следуя предложенному  плану для предприятия ТОО  «Таза Жол» можно снизить затраты  на ремонт автотранспорта с 10440 тыс. тенге в 2010 году до 6989 тыс. тенге в 2016 году. Выше проведенный анализ и теоретический аспект дает увидеть направления снижения затрат предприятия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа [Текст]: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА – М. : Экономистъ, 2007. – 302 с.
  2. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Пер. с англ./под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеева / Л.А. Бернстайн. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 388 с.
  3. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. курс / И.А. Бланк. – Киев : «Эльга», 2007. – 368 с.
  4. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами [Текст]: Пер. с англ. / Дж. К. Ван Хорн. – М. : Финансы и статистика, 2009. – 800 с.
  5. Грузинов, В.Г. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Грузинов.– М. : ЮНИТИ, 2009. – 165 с.
  6. Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст] / О.В. Ефимова. – М. : Бух. учет, 2008. – 208 с.
  7. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 432 с.
  8. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки [Текст] / М.Н. Крейнина. - М. : ИКЦ «Дис», 2009. – 224 с.
  9. Павлова, Ю.Н. Финансовый менеджмент [Текст]: Учеб. / Ю.Н. Павлова, – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 269 с.
  10. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]: Учеб. / Ф.Г. Панкратов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : ИТК «Дашков и К°», 2007. - 504 с.
  11. Пестелов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник. / С.М. Пестелов.- Стереотип-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 336 с.
  12. Поршнева, А.Г. Основы и проблемы экономики предприятия [Текст] / А.Г. Поршнева. - М. : Финансы и статистика. 2009. – 92 с.
  13. Савицкая, Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст]: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 281 с.
  14. Савицкая, Г.В. Экономический анализ [Текст]: Учеб. / Г.В. Савицкая – 10-е изд. - М. : Новое знание, 2010. – 640 с.
  15. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учеб. пособие. / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2001. – 704 с.
  16. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учебник. / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА, 2002. – 336 с.
  17. Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Самсонов. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 495 с.
  18. Сергеев, И.В. Экономика предприятия [Текст]: Учеб. пособие / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 304 с.
  19. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник для вузов / Е.С. Стоянова. - М. : Перспектива, 2007. – 425 с.
  20. Управление затратами на предприятии [Текст]: Учебное пособие / под ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003.- 256с.
  21. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент [Текст] / Э.А. Уткин. - М. : Зеркало, 2007. – 264 с.
  22. Уткин, Э.А. Управление фирмой [Текст] / Э.А. Уткин. - М. : «Акалис», 2007. – 516 с.
  23. Хахонова, Н.Н. Учет, аудит и анализ денежных потоков предприятий и организаций [Текст] / Н.Н. Хахонова. – М. : ИКЦ «МарТ», 2009. – 304 с.
  24. Хелферт, Э. Техника финансового анализа [Текст] / Пер. с англ. под. ред. Л.П. Белых. – М. : Аудит, ЮНИТИ, 2008. – 663 с.
  25. Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [Текст]: Учебное пособие для студентов экономического факультета / Г.И. Шепеленко. - 2-е изд., перераб. и доп. – РнД. : изд. центр «Март», 2008. – 356 с.
  26. Шмален, Г. Основы и проблемы экономики предприятия [Текст]: Пер. с нем. / Под. ред. проф. А.Г. Поршнева. - М. : Финансы и статистика, 2009. – 512 с.
  27. Баканов, М.И. Теория экономического анализа [Текст]: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
  28. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: Учебник / О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М. : ИНФРА-М, 2008. – 600 с.
  29. Ионова, И.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами [Текст] / И.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева - М. : ЮНИТИ, 2009. – 534 с.
  30. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М. : ТК Волби, Изд-во Проспект, 2008. - 424 с.
  31. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Текст] / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 639 с.
  32. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст]: Учебное пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М. : Филинъ, 2007. – 208 с.
  33. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий [Текст]: Учебник / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин - М. : ИНФРА-М, 2009. – 228 с.
  34. Шим, Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат [Текст] / Дж. Шим, Дж. Сигел. – М. : Филинъ, 2007. – 518 с.
  35. Общая теория денег и кредита [Текст]: Учебник/ Под. ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 304 с.
  36. Портфель конкуренции и управление финансами: (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) [Текст] / Отв. ред. Рубин Ю. – М. : СОМИНТЕК, 2007. – 736 с.
  37. Рынок ценных бумаг [Текст]: Учебник / Под. ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. - М. : Финансы и статистика, 2007. – 352 с.
  38. Рыночная экономика региона  [Текст] / Под. ред. профессоров В.В. Сафронова, В.А. Чемыхина. – Курск : Курскинформпечать, 2009. – 264 с.
  39. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. д.э.н. проф. А.М. Ковалевой. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 284 с.
  40. Финансовый менеджмент [Текст]: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б. Поляка. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.
  41. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст] / Под ред. Е.С. Стояновой - М. : Перспектива, 2009. – 463 с.
  42. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: Учебник / Под. ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд. Перспектива, 2008. – 574 с.
  43. Финансы предприятий, организаций [Текст]: Учебник / под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 368 с.
  44. Экономический анализ [Текст]: Учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 615 с.
  45. Близнюк Т.С., Дорман В.Н. Методика определения постоянных затрат и практика ее использования [Текст] / Т.С. Близнюк, В.Н. Дорман // Финансовый менеджмент. 2004. - №6. – С.46-57
  46. Новодворский, В.Д. Об «Отчете о движении денежных средств» [Текст] / В.Д. Новодворский, Е.А. Метелкин // Бух. учет. - 2007. - №8. - С.39-46.
  47. Микульчик, А.А. Оценка риска неполучения прибыли в условиях рынка [Текст] / А.А. Микульчик // Экономика и производство. - 2006. - №3-С.24.
  48. Моляков, Д.С. Актуальные проблемы финансов предприятий [Текст] / Д.С. Моляков, М.В. Докучаев, С.В. Большаков // Финансы. - 2007. - №4. - С.3-7.
  49. Сегментарный анализ как инструмент управления затратами и прибылью [Текст] / Слуцкин М.Л. // Финансовый менеджмент. - 2005.- №5.-С.47
  50. Щиборщ, К.В. Общепроизводственные расходы: фактический и нормативный методы учета затрат [Текст] / К.В. Щиборш // Аудитор - 2006.- №2.- С.8.

Информация о работе Управление затратами на предприятии