Управления деятельностью ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении миссии и масштабов деятельности международных организаций, таких как ОЭСР и ЭКОСОС, а также выявить основные принципы управления транснациональными корпорациями.
Для этого ставится ряд задач, которые включают обзор деятельности организаций в области экономики и управления ТНК. Необходимо будет понять механизм работы данных организаций, на основе рассмотрения их целей и основных направлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Корпоратизация мировой экономики……………………………………4
1.1 ТНК – опора глобальной экономики……………………………….4
1.2 Развитие корпоративного управления…………………………..….7
2. Международные организации, контролирующие деятельность ТНК..8
2.1 Организация экономического сотрудничества и развития………...8
2.2 Экономический и Социальный Совет ООН………………………...16
3. Корпоративное управление ТНК международными организациями…20
3.1 Регулирование деятельности корпораций ОЭСР………………….20
3.2 Управление деятельностью ТНК через ЭКОСОС…………….….31
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованных источников………………………………………41

Файлы: 1 файл

КурсоваяЯ.docx

— 102.63 Кб (Скачать файл)

Влиятельность и даже всевластие ТНК и их превращение  в ключевой инструмент современного общественного развития базируются на том, что ими создается 80% новых  технологий, то есть новых способов производства. Их лавинообразный рост в последние годы объясняется  многими причинами, среди которых  на первое место следует поставить  локомотивную роль ТНК, которые в  условиях конкуренции увеличивают  масштабы производства, снижают издержки, ищут новые рынки, дешевую рабочую  силу, размещают производство, где  ниже налогообложение, так как обладают необходимыми для этого финансовыми, организационными и технологическими ресурсами. Стремление удешевить разработку и использование новейшей технологии побуждает крупнейшие транснациональные  корпорации идти на те, или иные слияния, что становится все более характерной  тенденцией в наукоемких отраслях промышленности. ТНК спровоцировали появление новых  индустриальных стран и содействуют  индустриализации развивающегося мира, переводя на их территорию ряд производств, в первую очередь так называемых  «грязных» и невысокой или  средней технологической сложности. Но и в этом случае роль ТНК не столь однозначна, как это кажется  или как бы это хотели представить  сами транснациональные корпорации. Слабо связанные с национальным производством, ТНК оказывают неоднозначное  влияние на воспроизводственные  процессы в развивающихся странах. С одной стороны, они втягивают  эти страны в мировые экономические  отношения, предоставляя им шанс осуществить  ту или иную стратегию модернизации. С другой стороны, перекачав через  ТНК ресурсы из стран «третьего  мира» и обеспечив себе условия  для нового экономического рывка, развитые страны предусмотрительно отгораживаются от волн неблагополучия, которые возникают в этой связи в развивающихся странах. Они способствуют тем самым возникновению острых противоречий между глобализацией, тараном которой они по существу являются, и насущными потребностями национальных экономик отдельных государств.

 

1.2 Развитие корпоративного управления

 

 Корпоративное  управление как система управления  организационно-правовым оформлением  бизнеса, оптимизацией организационных  структур, построением внутрифирменных  и межфирменных отношений компаний  является на современном этапе  динамичным и гибким. Оно включает  в себя широкий круг проблем,  связанных с процессом реализации  властных полномочий хозяйствующими  субъектами, процессом принятия  решений в рамках отношений  собственности на основе сложившегося  производственного, человеческого  и социального потенциала. Особенности  и характер корпоративного управления  определяются интересами собственников,  сложившимися типами (схемами) контроля, как механизма регулирующего  взаимоотношения руководства и  собственников, целевыми установками  деятельности корпорации и ее менеджмента.

 В управлении  корпорацией как хозяйственным  субъектом можно выделить три  основных аспекта:

- управление  корпорацией как системой отношений  собственности;

- управление  корпорацией как производственной  системой;

- управление  организационной структурой.

 Наиболее  ярко выраженной тенденцией развития  корпоративного управления на  современном этапе является разработка  проблем механизмов контроля, обеспечивающих  эффективную деятельность корпораций. В корпорациях, одной из отличительных  черт которых является разграничение  прав и функций собственников  и менеджеров, приоритетной задачей  становится осуществление контроля за деятельностью руководства компании со стороны акционеров. В рамках корпоративного управления определяется механизм, с помощью которого акционеры контролируют деятельность высших должностных лиц, а также система ответственности этих должностных лиц перед акционерами за достигнутые результаты [9].

 При всех  различиях сложившихся моделей  корпоративного управления (выделяются  классические: англо-американская, германская  и японская модели управления  корпорациями) в каждой из развитых  стран формируется такая система  сдержек и противовесов, которая  сможет удовлетворить интересы  акционеров и вместе с тем  обеспечивать достаточную самостоятельность  менеджеров, создавать условия для  проявления их инициативы. Следует  отметить, что такая система находится  в постоянном развитии и совершенствовании. 

 

2 Международные организации, контролирующие деятельность ТНК

2. 1 Организация экономического сотрудничества и развития

 

ОЭСР – международная межправительственная экономическая организация, была создана в 1948 г. Предшественницей ОЭСР явилась Организация Европейского экономического сотрудничества, которая была создана для оказания американской и канадской помощи Европе в рамках Плана Маршалла (План Маршалла - программа восстановления и развития Европы после второй Мировой войны на основе предоставления экономической помощи).

Так как Вторая мировая война нанесла громадный  ущерб экономике всех европейских  стран. Ее результатами стали разрушение или остановка тысяч промышленных предприятий, упадок сельского хозяйства, валютный и финансовый кризис, выражавшийся в отсутствии у европейских стран материальных и денежных ресурсов, необходимых на выплаты пособий, инвестиции в производство. Уровень промышленного производства в 1945 - 1946 гг. едва достигал 1/3 уровня 1938 г. Сильная инфляция приводила к еще большему увеличению цен на важнейшие потребительские товары. Острый жилищный и продовольственный кризис, введение карточной системы свидетельствовали о значительном падении уровня жизни подавляющего большинства европейских граждан. Высокая безработица сочеталась с нехваткой рабочих рук в промышленности, сельском хозяйстве. Экономическая нестабильность приводила, в свою очередь, к усилению общей нестабильности в обществе. Расширялось забастовочное движение, участники которого требовали повышения заработной платы. В отдельных местах возникали и «голодные бунты». Валюты большинства европейских государств были неконвертируемыми и быстро теряли свою покупательную стоимость [2].

Для преодоления  всех этих и других последствий войны, реконструкции и перевода западноевропейской экономики с военных на мирные рельсы требовались огромные средства, бюджетные, золотовалютные ресурсы, которыми истощенные военными расходами бюджеты  западноевропейских стран располагали  в крайне ограниченном количестве. Согласно пессимистическим оценкам, как  считали тогда, возрождение европейской  экономики потребует в лучшем случае 20-25 лет.

В этих условиях правительство США, страны, не только сохранивший, но и значительно преумножившей  свой экономический потенциал в  период войны, сосредоточившей в  своих руках около 2/3 мирового золотого запаса, решило предоставить европейским  государствам безвозмездную финансовую помощь в виде Плана Маршалла. «Реальная ситуация заключается в том, -заявлял в 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл, - что потребности Европы в течение следующих трех или четырех лет в иностранном продовольствии и других необходимых продуктах – прежде всего из Америки - настолько значительно превышают ее способность оплачивать долги, что ей необходима существенная дополнительная помощь; в противном случае Европу ожидают ухудшение экономической, социальной и политической обстановки в весьма больших масштабах». Для осуществления «Европейской программы реконструкции» (как официально назывался выдвинутый летом 1947 г. Дж. Маршаллом план американской помощи Европе) США настаивали на создании специальной организации. В ее функции должны входить не только контроль за реализацией данного проекта, но и обеспечение интеграции европейской экономики [11].

В июне 1947 г. по инициативе британского и французского министров иностранных дел Бевина и Бидолта созывается межправительственная конференция для обсуждения предложения США. По итогам конференции 16 ее участников – Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция – учредили Комитет по Европейскому Экономическому Сотрудничеству. В задачу комитета входила подготовка и представление заинтересованным государствам четырехгодичного плана восстановления европейской экономики. Комитету вменялось в обязанность оценка предполагаемого размера американской денежной помощи, необходимой для преодоления кризиса западноевропейской экономики. В рамках Комитета для детальной проработки вопросов создавались вспомогательные комиссии. Политическим центром принятия решений в организации являлся Исполнительный Комитет из представителей 5 государств (Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов и Норвегии), в котором доминировали первые два государства. Подготовленный Комитетом доклад в силу разногласий между его участниками, прежде всего по поводу интеграции, создания таможенного союза, будущего статуса Германии и создания межгосударственной организации для контроля за эффективным распределением и использованием финансовых ассигнований Плана Маршалла, вызвал недовольство США. Американский заместитель госсекретаря Ловет охарактеризовал его как «16 shopping lists» (16 счетов к оплате). Поиски взаимоприемлемых форм продолжались. В итоге был достигнут компромисс, и в апреле 1948 г. 16 государств, участвовавших в деятельности Комитета, учредили Организацию Европейского Экономического Сотрудничества. В 1950 г. к ОЕЭС присоединилась Германия, в 1958 г. – Испания. США и Канада с 1950 г. стали ассоциированными членами организации.

Первоначально, важнейшей функцией организации  было содействие в осуществлении  Плана Маршалла, размеры которого в общей сложности составили  свыше 20 млрд. долл. В результате уже  к 1952 г. объем производства стран  Западной Европы не только достиг, но и  более чем на 200% превзошел предвоенный  уровень [3].

Определенный  вклад внесла деятельность ОЕЭС и  в интеграционные процессы в экономической  сфере. В 1950 г. под эгидой ОЕЭС был  учрежден Европейский Платежный  Союз (ЕПС), который просуществовал до 1958 г. Он сыграл с помощью Банка Международных Расчетов (Bank of International Settlement), финансировавшегося частично США, существенную роль в восстановлении конвертируемости валют западноевропейских стран. Создание ЕПС, повлекшее упрощение взаимных платежей между государствами и предприятиями из разных стран, побудило стран-членов организации принять в организации Кодекс либерализации торговли (Code of Liberalization). Благодаря этому к 1957 г. 82% товарооборота внутри ОЕЭС были освобождены от количественных ограничений. Однако цель дальнейшего развития интеграции, которая указывалась в учредительных документах организации, – создание в Европе зоны свободной торговли или таможенного союза – не была достигнута.

Причиной  тому были не только противоречия и  разногласия между различными ее участниками. Существенную роль сыграла  и слабость организационных структур ОЕЭС, отсутствие у ее институтов наднациональных  полномочий. Основные органы ОЕЭС – Совет, Исполнительный Комитет, Секретариат (возглавляемый Генеральным секретарем), технические комитеты (по сельскому хозяйству и продовольствию, углю, железу и стали, сырью, химической продукции, морскому транспорту), а также Управляющий комитет состояли из представителей государств-членов, по одному от каждого, или экспертов, назначаемых национальными правительствами. Главный орган – Совет – наделялся правом принимать резолюции, рекомендации, решения. Резолюции и рекомендации не имели обязательной юридической силы для государств-членов. Решения, хотя и обладали таковой, для утверждения требовали единогласного принятия представителями всех государств. Именно в этом, как считали сторонники углубления европейской интеграции, и заключалась главная причина неудачи ОЕЭС как интеграционной организации. ОЕЭС, «создание которой было вызвано Америкой как смелая попытка преодолеть барьеры европейской системы национальных государств в течение трех лет стала настолько деполитизированной, что превратилась в форум для регистрации международных соглашений по разным вопросам, преимущественно незначительного характера». Еще более критическая оценка роли ОЕЭС: данная организация вместе с Европейским Платежным Союзом рассматривались в качестве «агентств по латанию дыр, и ничего более».

Деятельность  ОЕЭС действительно зашла в тупик к концу 1950-х гг., однако именно деятельность этой организации подготовила страны Западной Европы к осуществлению интеграции в экономической сфере, именно государствами-членами ОЕЭС после ее фактической «кончины» в качестве интеграционных объединений были созданы Европейские сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли.

Конвенцию об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития 1960 г. подписали  все государства-члены ОЕЭС (18 из которых представляли европейский континент, на сегодняшний ОЭСР объединяет 34 страны, и охватывают собой весь мир, от Северной и Южной Америки до Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.). Согласно ст. 15 Конвенции, ОЕЭС была реорганизована в 1961 в ОЭСР, соответственно изменились цели, органы и полномочия организации. Цель, ее уже состояла совершенно в ином: создание сильной экономики в странах-членах ОЭСР, повышение эффективности рыночных систем, расширение свободной торговли и повсеместная поддержка экономики как развитых, так и развивающихся стран. На сегодняшний день, к членам ОЭСР относятся следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Англия, США, Мексика, Польша, Чехия, Венгрия, Южная Корея, Израиль, Словакия, Словения, Чили, Эстония.

Официально  провозглашенными целями ОЭСР являются:

- обеспечение  высоких темпов экономического  роста и высокой занятости  в странах-членах;

- экономическое  и социальное благосостояние  в странах-членах посредством  координации их политики;

- стимулирование  и координация усилий участников  ОЭСР в поддержку развивающихся  стран.

Первоначально, организации  экономического  сотрудничества   и   развития   давали   разные определения. Ее называли научным  центром,  контролирующим  органом,  клубом богатых стран,  практическим  университетом.  Все  эти  определения  отчасти верны, однако, ни одно из них не отражает полностью сути ОЭСР [12].

ОЭСР –  прежде всего, является  форумом, в рамках которого правительства стран-членов  имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются  опытом,  ищут  способы решения общих проблем и вырабатывают  согласованную внутреннюю  и внешнюю политику,  которая,   в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов  к решению этих  проблем.  Обмен мнениями между правительствами может вести к заключению  соглашений  о действиях по единым методам – например,  к созданию  юридически  обязательных  кодексов, регулирующих свободное движение капиталов и услуг, соглашениям по  борьбе  с коррупцией или по отмене  субсидий  кораблестроению.  Однако  гораздо чаще результатами таких обсуждений становится совершенствование методов   работы национальных  правительств  по  широкому   спектру   направлений   публичной политики и проясняет влияние,  которое та  или иная  политика,  проводимая отдельными государствами, оказывает на  международное сообщество  в целом. Кроме того, эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами,  находящимися  в схожих условиях.

Информация о работе Управления деятельностью ТНК