Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении миссии и масштабов деятельности международных организаций, таких как ОЭСР и ЭКОСОС, а также выявить основные принципы управления транснациональными корпорациями.
Для этого ставится ряд задач, которые включают обзор деятельности организаций в области экономики и управления ТНК. Необходимо будет понять механизм работы данных организаций, на основе рассмотрения их целей и основных направлений.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Корпоратизация мировой экономики……………………………………4
1.1 ТНК – опора глобальной экономики……………………………….4
1.2 Развитие корпоративного управления…………………………..….7
2. Международные организации, контролирующие деятельность ТНК..8
2.1 Организация экономического сотрудничества и развития………...8
2.2 Экономический и Социальный Совет ООН………………………...16
3. Корпоративное управление ТНК международными организациями…20
3.1 Регулирование деятельности корпораций ОЭСР………………….20
3.2 Управление деятельностью ТНК через ЭКОСОС…………….….31
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованных источников………………………………………41
Влиятельность
и даже всевластие ТНК и их превращение
в ключевой инструмент современного
общественного развития базируются
на том, что ими создается 80% новых
технологий, то есть новых способов
производства. Их лавинообразный рост
в последние годы объясняется
многими причинами, среди которых
на первое место следует поставить
локомотивную роль ТНК, которые в
условиях конкуренции увеличивают
масштабы производства, снижают издержки,
ищут новые рынки, дешевую рабочую
силу, размещают производство, где
ниже налогообложение, так как обладают
необходимыми для этого финансовыми,
организационными и технологическими
ресурсами. Стремление удешевить разработку
и использование новейшей технологии
побуждает крупнейшие транснациональные
корпорации идти на те, или иные слияния,
что становится все более характерной
тенденцией в наукоемких отраслях промышленности.
ТНК спровоцировали появление новых
индустриальных стран и содействуют
индустриализации развивающегося мира,
переводя на их территорию ряд производств,
в первую очередь так называемых
«грязных» и невысокой или
средней технологической
1.2 Развитие корпоративного управления
Корпоративное
управление как система
В управлении корпорацией как хозяйственным субъектом можно выделить три основных аспекта:
- управление
корпорацией как системой
- управление
корпорацией как
- управление организационной структурой.
Наиболее
ярко выраженной тенденцией
При всех
различиях сложившихся моделей
корпоративного управления (выделяются
классические: англо-американская, германская
и японская модели управления
корпорациями) в каждой из развитых
стран формируется такая
2 Международные организации, контролирующие деятельность ТНК
2. 1 Организация экономического сотрудничества и развития
ОЭСР – международная
Так как Вторая
мировая война нанесла
Для преодоления всех этих и других последствий войны, реконструкции и перевода западноевропейской экономики с военных на мирные рельсы требовались огромные средства, бюджетные, золотовалютные ресурсы, которыми истощенные военными расходами бюджеты западноевропейских стран располагали в крайне ограниченном количестве. Согласно пессимистическим оценкам, как считали тогда, возрождение европейской экономики потребует в лучшем случае 20-25 лет.
В этих условиях правительство США, страны, не только сохранивший, но и значительно преумножившей свой экономический потенциал в период войны, сосредоточившей в своих руках около 2/3 мирового золотого запаса, решило предоставить европейским государствам безвозмездную финансовую помощь в виде Плана Маршалла. «Реальная ситуация заключается в том, -заявлял в 1947 г. государственный секретарь США Джордж Маршалл, - что потребности Европы в течение следующих трех или четырех лет в иностранном продовольствии и других необходимых продуктах – прежде всего из Америки - настолько значительно превышают ее способность оплачивать долги, что ей необходима существенная дополнительная помощь; в противном случае Европу ожидают ухудшение экономической, социальной и политической обстановки в весьма больших масштабах». Для осуществления «Европейской программы реконструкции» (как официально назывался выдвинутый летом 1947 г. Дж. Маршаллом план американской помощи Европе) США настаивали на создании специальной организации. В ее функции должны входить не только контроль за реализацией данного проекта, но и обеспечение интеграции европейской экономики [11].
В июне 1947 г.
по инициативе британского и французского
министров иностранных дел
Первоначально, важнейшей функцией организации было содействие в осуществлении Плана Маршалла, размеры которого в общей сложности составили свыше 20 млрд. долл. В результате уже к 1952 г. объем производства стран Западной Европы не только достиг, но и более чем на 200% превзошел предвоенный уровень [3].
Определенный вклад внесла деятельность ОЕЭС и в интеграционные процессы в экономической сфере. В 1950 г. под эгидой ОЕЭС был учрежден Европейский Платежный Союз (ЕПС), который просуществовал до 1958 г. Он сыграл с помощью Банка Международных Расчетов (Bank of International Settlement), финансировавшегося частично США, существенную роль в восстановлении конвертируемости валют западноевропейских стран. Создание ЕПС, повлекшее упрощение взаимных платежей между государствами и предприятиями из разных стран, побудило стран-членов организации принять в организации Кодекс либерализации торговли (Code of Liberalization). Благодаря этому к 1957 г. 82% товарооборота внутри ОЕЭС были освобождены от количественных ограничений. Однако цель дальнейшего развития интеграции, которая указывалась в учредительных документах организации, – создание в Европе зоны свободной торговли или таможенного союза – не была достигнута.
Причиной тому были не только противоречия и разногласия между различными ее участниками. Существенную роль сыграла и слабость организационных структур ОЕЭС, отсутствие у ее институтов наднациональных полномочий. Основные органы ОЕЭС – Совет, Исполнительный Комитет, Секретариат (возглавляемый Генеральным секретарем), технические комитеты (по сельскому хозяйству и продовольствию, углю, железу и стали, сырью, химической продукции, морскому транспорту), а также Управляющий комитет состояли из представителей государств-членов, по одному от каждого, или экспертов, назначаемых национальными правительствами. Главный орган – Совет – наделялся правом принимать резолюции, рекомендации, решения. Резолюции и рекомендации не имели обязательной юридической силы для государств-членов. Решения, хотя и обладали таковой, для утверждения требовали единогласного принятия представителями всех государств. Именно в этом, как считали сторонники углубления европейской интеграции, и заключалась главная причина неудачи ОЕЭС как интеграционной организации. ОЕЭС, «создание которой было вызвано Америкой как смелая попытка преодолеть барьеры европейской системы национальных государств в течение трех лет стала настолько деполитизированной, что превратилась в форум для регистрации международных соглашений по разным вопросам, преимущественно незначительного характера». Еще более критическая оценка роли ОЕЭС: данная организация вместе с Европейским Платежным Союзом рассматривались в качестве «агентств по латанию дыр, и ничего более».
Деятельность ОЕЭС действительно зашла в тупик к концу 1950-х гг., однако именно деятельность этой организации подготовила страны Западной Европы к осуществлению интеграции в экономической сфере, именно государствами-членами ОЕЭС после ее фактической «кончины» в качестве интеграционных объединений были созданы Европейские сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли.
Конвенцию об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития 1960 г. подписали все государства-члены ОЕЭС (18 из которых представляли европейский континент, на сегодняшний ОЭСР объединяет 34 страны, и охватывают собой весь мир, от Северной и Южной Америки до Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.). Согласно ст. 15 Конвенции, ОЕЭС была реорганизована в 1961 в ОЭСР, соответственно изменились цели, органы и полномочия организации. Цель, ее уже состояла совершенно в ином: создание сильной экономики в странах-членах ОЭСР, повышение эффективности рыночных систем, расширение свободной торговли и повсеместная поддержка экономики как развитых, так и развивающихся стран. На сегодняшний день, к членам ОЭСР относятся следующие страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Англия, США, Мексика, Польша, Чехия, Венгрия, Южная Корея, Израиль, Словакия, Словения, Чили, Эстония.
Официально провозглашенными целями ОЭСР являются:
- обеспечение высоких темпов экономического роста и высокой занятости в странах-членах;
- экономическое и социальное благосостояние в странах-членах посредством координации их политики;
- стимулирование
и координация усилий
Первоначально, организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ее называли научным центром, контролирующим органом, клубом богатых стран, практическим университетом. Все эти определения отчасти верны, однако, ни одно из них не отражает полностью сути ОЭСР [12].
ОЭСР – прежде всего, является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Обмен мнениями между правительствами может вести к заключению соглашений о действиях по единым методам – например, к созданию юридически обязательных кодексов, регулирующих свободное движение капиталов и услуг, соглашениям по борьбе с коррупцией или по отмене субсидий кораблестроению. Однако гораздо чаще результатами таких обсуждений становится совершенствование методов работы национальных правительств по широкому спектру направлений публичной политики и проясняет влияние, которое та или иная политика, проводимая отдельными государствами, оказывает на международное сообщество в целом. Кроме того, эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами, находящимися в схожих условиях.