Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении миссии и масштабов деятельности международных организаций, таких как ОЭСР и ЭКОСОС, а также выявить основные принципы управления транснациональными корпорациями.
Для этого ставится ряд задач, которые включают обзор деятельности организаций в области экономики и управления ТНК. Необходимо будет понять механизм работы данных организаций, на основе рассмотрения их целей и основных направлений.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Корпоратизация мировой экономики……………………………………4
1.1 ТНК – опора глобальной экономики……………………………….4
1.2 Развитие корпоративного управления…………………………..….7
2. Международные организации, контролирующие деятельность ТНК..8
2.1 Организация экономического сотрудничества и развития………...8
2.2 Экономический и Социальный Совет ООН………………………...16
3. Корпоративное управление ТНК международными организациями…20
3.1 Регулирование деятельности корпораций ОЭСР………………….20
3.2 Управление деятельностью ТНК через ЭКОСОС…………….….31
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованных источников………………………………………41
ОЭСР – клуб государств-единомышленников. Да, это богатый клуб, учитывая то, что страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг в мире, но клуб этот – не эксклюзивный. Основным условием членства в клубе является приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Кроме того, организация поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, путем осуществления совместных программ со странами бывшего советского блока, государствами Азии и Латинской Америки. В некоторых случаях такие контакты могут в перспективе привести к появлению новых членов организации.
Сотрудники
Секретариата (1900 чел.) прямо или
косвенно обеспечивают работу комитетов
ОЭСР. Около 700 экономистов,
научных работников, юристов
и представителей иных профессий,
являющихся сотрудниками соответствующих
директоратов, осуществляют исследовательскую
и аналитическую деятельность. Работа
Секретариата осуществляется под руководством
Генерального секретаря ОЭСР
и его четырех заместителей.
Генеральный секретарь
также председательствует на заседаниях
Совета, являясь важнейшим связующим
звеном между национальными
Официальными языками ОЭСР являются английский и французский. Штат сотрудников набирается в странах-членах ОЭСР, тем не менее, на время работы они считаются международными служащими и не представляют интересов соответствующих государств. При приеме сотрудников на работу ОЭСР не применяет каких-либо национальных квот, кадровой политикой Организации является найм людей, обладающих высокой квалификацией в соответствующих областях с учетом их опыта работы и национальности.
Работа ОЭСР финансируется за счет взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса государств-членов в бюджет Организации рассчитывается по определенной формуле, основанной на соответствующих экономических показателях. Крупнейшим плательщиком являются Соединенные Штаты, обеспечивающие 25 процентов бюджета ОЭСР, на втором месте по величине взносов находится Япония. С одобрения Совета страны-члены имеют право на осуществление дополнительного финансирования отдельных программ или проектов.
Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.
В отличие от Всемирного банка и Международного валютного фонда ОЭСР не занимается распределением денежных средств. Организация является прежде всего форумом для выработки новых идей на основе научных исследований и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью содействия национальным правительствам в разработке как общей политики, согласованной в рамках ОЭСР, так и национальной политики соответствующих государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах. Несмотря на тот факт, что роль ОЭСР в этих вопросах не всегда является определяющей, в глазах правительств стран-членов она, тем не менее, чрезвычайно важна [21].
Штаб-квартира
Организации экономического сотрудничества
и развития находится в Париже.
Центры в странах-членах ОЭСР: Париж,
Берлин, Бонн, Мехико, Токио и Вашингтон.
Эти центры работают как региональные
контактные точки и отвечают за все
направления деятельности ОЭСР: от
продажи публикаций до требований средств
массовой информации, связи с правительствами,
парламентами, деловыми и производственными
кругами, гражданским обществом. Они
содействуют распространению
С течением времени фокус деятельности ОЭСР постепенно расширялся и в него стали попадать контакты со странами, не входящими в Организацию. Целью этих контактов является дальнейшее развитие экономической интеграции за счет обмена опытом между государствами-членами ОЭСР и не входящими в нее странами.
После распада
Советского блока в 1989 г. ОЭСР
приступила к осуществлению
программы помощи странам Центральной
и Восточной Европы. Примерно
в то же время была запущена программа
по организации контактов с
В 1998 г. был создан Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР, в ведение которого перешла вся деятельность по отношению к странам не входящим в Организацию. Центр осуществляет два типа программ. Один из них включает тематику из области социально-экономической политики, как, например, торговля, инвестиции, налогообложение и охрана окружающей среды. В рамках этих программ осуществляются контакты стран-членов ОЭСР и групп государств, не входящих в Организацию. Ко второму типу относятся программы, направленные на сотрудничество с отдельными странами или регионами. К числу наиболее крупных программ второго типа относится сотрудничество с Россией и Китаем [4].
В течение длительного периода ОЭСР работает и поддерживает контакты с развивающимися странами через координационную группу по оказанию зарубежной помощи – Комитет содействия развитию и Центр развития, исследовавший социальные и экономические проблемы развивающихся стран, а также через Клуб дю Саэль, форум, созданный для обмена идеями и консультаций между странами региона Саэль в Западной Африке и агентствами стран-членов ОЭСР, занимающимися программами оказания помощи зарубежным государствам. Сотрудничество в рамках этих органов осуществляется под наблюдением заместителя Генерального секретаря, который обеспечивает координацию их деятельности с программами, осуществляемыми Центром по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.
Российская Федерация пока имеет статус наблюдателя при ОЭСР. Сотрудничество России с этой Организацией начало развиваться с 1990 года, когда в рамках ОЭСР был учрежден Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. На этот Центр была возложена ответственность по поддержке экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в России и других республиках СНГ.
В 1996 г. Россия
подала официальную заявку о вступлении
в ОЭСР и начала подготовку к присоединению.
В этой связи в 1997 г. был подписан
Протокол о создании специального Комитета
по связям между ОЭСР и Российской
Федерацией, координирующего
Сотрудничество России с этой организацией начало развиваться с 1990 года, когда в рамках ОЭСР был учрежден Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. На этот Центр была возложена ответственность по поддержке экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в России и других странах СНГ.
Новым
шагом в сотрудничестве стало
подписание 8 июня 1994 года в Париже
Декларации о сотрудничестве
между ОЭСР и Российской
В настоящее
время Россия обладает
В докладе ОЭСР 2010 года о состоянии российской экономики говорится, что серьезнейшей проблемой для России остается слабость ее институтов. Это выражается в крайне высоком уровне коррупции, чрезмерном вмешательстве государства в экономику, слишком жестком регулировании рынков, мешающем конкуренции. В конечном счете, все это негативно сказывается на росте инвестиций в российскую экономику. Для перехода к более устойчивой модели роста, по оценке ОЭСР, России необходимы улучшение качества регулирования и повышение эффективности госаппарата.
Если
решение по вступлению будет
принято в пользу России, то
уже к 2012 году она может стать
членом этого сообщества. Прямых
финансовых выгод это принести
не может, так как Организация
не занимается выделением
Впрочем,
есть и вполне прагматичные
причины для вступления в ОЭСР,
как и говорят в самой
Организация
уже сейчас оказывает России
широкое консультативное и
В налоговой
сфере ОЭСР считает
Кроме того,
беспокойство ОЭСР вызывают шаги российских
властей в сторону
При вступлении России в ОЭСР ей придется отказаться от такой политики, что неизбежно негативно отразится на тех отраслях российской промышленности, которые сейчас активно поддерживаются государством. Однако в долгосрочной перспективе это представляется скорее положительным эффектом. Внедрение принципов рыночной экономики в России создаст здоровую конкуренцию на товарном рынке, которая отсеет паразитирующие предприятия и станет стимулятором инновационной активности перспективных отраслей промышленности.
Несмотря на то, что деятельность современной ОЭСР не столь принципиальна по своей направленности, по сравнению с ее предшественницей ОЕЭС, Организация экономического сотрудничества и развития является «клубом» наиболее экономически и технологически развитых стран мира (большинство из которых европейские) и проводит масштабную работу по укреплению экономических связей между ними и помощи слаборазвитым государствам. Несомненно, что Россия должна занять достойное место в списке членов такой Организации.
Сегодня, спустя, более 50 лет со времени основания, деятельность ОЭСР не замыкается на интересах только стран - полноправных членов организации, аналитических обзорах сфер экономики этих стран. Теперь ОЭСР делится накопленным опытом со странами с развивающейся рыночной экономикой и со странами Азии и Латинской Америке.
2.2 Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС)
С началом деколонизации ООН и другие международные организации начали поиск путей установления нового международного экономического порядка (НМЭП), который благоприятствовал бы освободившимся от колониального гнета государствам (развивающимся странам). ООН, МОТ, ЮНЕСКО и другие международные организации пришли к выводу, что для развития стран третьего мира необходима внешняя помощь, а потому надо было найти компромисс между иностранным капиталом, особенно в лице ТНК, и развивающимися странами.
Уже в 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК, их влияния на национальные и мировую экономику, публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них. В частности, в опубликованном специальном докладе Экономического и социального совета ООН записано: «Мощь, сосредоточенная в руках ТНК, фактическое или потенциальное использование этой мощи, их способность деформировать спрос и менять ценности, возможность влиять на жизнь людей и политику правительств, а также их воздействие на МРТ вызвали озабоченность их ролью в мире».