Управления деятельностью ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении миссии и масштабов деятельности международных организаций, таких как ОЭСР и ЭКОСОС, а также выявить основные принципы управления транснациональными корпорациями.
Для этого ставится ряд задач, которые включают обзор деятельности организаций в области экономики и управления ТНК. Необходимо будет понять механизм работы данных организаций, на основе рассмотрения их целей и основных направлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Корпоратизация мировой экономики……………………………………4
1.1 ТНК – опора глобальной экономики……………………………….4
1.2 Развитие корпоративного управления…………………………..….7
2. Международные организации, контролирующие деятельность ТНК..8
2.1 Организация экономического сотрудничества и развития………...8
2.2 Экономический и Социальный Совет ООН………………………...16
3. Корпоративное управление ТНК международными организациями…20
3.1 Регулирование деятельности корпораций ОЭСР………………….20
3.2 Управление деятельностью ТНК через ЭКОСОС…………….….31
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованных источников………………………………………41

Файлы: 1 файл

КурсоваяЯ.docx

— 102.63 Кб (Скачать файл)

ОЭСР –  клуб государств-единомышленников. Да, это богатый клуб, учитывая  то, что страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг  в мире,  но  клуб этот  –  не  эксклюзивный.  Основным  условием  членства  в  клубе  является приверженность страны  рыночной  экономике  и  плюралистической  демократии. Кроме  того,  организация  поддерживает  контакты  со  многими  государствами,   не входящими  в  нее,  путем  осуществления  совместных  программ  со  странами бывшего  советского  блока,  государствами  Азии  и  Латинской  Америки.   В некоторых  случаях такие контакты могут  в перспективе  привести  к  появлению новых членов организации.

Сотрудники  Секретариата (1900 чел.) прямо или  косвенно  обеспечивают  работу комитетов  ОЭСР.  Около  700  экономистов,  научных  работников,  юристов  и представителей  иных  профессий,  являющихся  сотрудниками   соответствующих  директоратов, осуществляют исследовательскую  и аналитическую деятельность. Работа Секретариата осуществляется под руководством  Генерального  секретаря ОЭСР   и   его   четырех   заместителей.   Генеральный    секретарь    также председательствует на заседаниях Совета, являясь важнейшим связующим  звеном между национальными представительствами  при ОЭСР и Секретариатом [20].

Официальными  языками  ОЭСР  являются   английский   и   французский.   Штат сотрудников  набирается в странах-членах ОЭСР, тем  не менее, на  время работы они считаются международными  служащими и   не   представляют   интересов соответствующих государств.  При приеме  сотрудников на  работу  ОЭСР  не применяет каких-либо  национальных  квот,  кадровой  политикой Организации является найм людей,  обладающих  высокой квалификацией в соответствующих областях с учетом их опыта работы и национальности.

Работа ОЭСР финансируется за счет взносов  стран-членов.  Размер  ежегодного взноса   государств-членов   в   бюджет   Организации   рассчитывается    по определенной   формуле,   основанной   на   соответствующих    экономических  показателях.   Крупнейшим   плательщиком   являются    Соединенные    Штаты, обеспечивающие 25 процентов  бюджета  ОЭСР,  на  втором  месте  по  величине взносов  находится Япония. С одобрения  Совета  страны-члены  имеют  право  на осуществление  дополнительного   финансирования   отдельных   программ   или проектов.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного  примерно 300 млн.  долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами  на  заседаниях Совета.

В отличие  от Всемирного банка  и  Международного  валютного  фонда  ОЭСР  не занимается распределением  денежных  средств.  Организация  является  прежде всего форумом для выработки новых идей  на  основе  научных исследований  и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью  содействия национальным правительствам в разработке как общей  политики,  согласованной в рамках  ОЭСР,  так  и  национальной  политики  соответствующих  государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах. Несмотря на тот факт, что роль ОЭСР  в  этих  вопросах  не  всегда  является определяющей,  в  глазах  правительств  стран-членов  она,   тем   не   менее, чрезвычайно   важна [21].

Штаб-квартира Организации экономического сотрудничества и развития находится в Париже. Центры в странах-членах ОЭСР: Париж, Берлин, Бонн, Мехико, Токио и Вашингтон. Эти центры работают как региональные контактные точки и отвечают за все  направления деятельности ОЭСР: от продажи публикаций до требований средств  массовой информации, связи с правительствами, парламентами, деловыми и производственными  кругами, гражданским обществом. Они  содействуют распространению информации по всем видам деятельности ОЭСР и  служат для того, чтобы страны-члены  организации могли корректировать ее деятельность, учитывая приоритеты регионов [5].

С течением времени фокус деятельности ОЭСР постепенно расширялся  и  в  него стали попадать контакты со странами, не входящими в Организацию. Целью  этих контактов является дальнейшее  развитие  экономической  интеграции  за  счет обмена  опытом  между  государствами-членами  ОЭСР  и  не  входящими  в  нее странами.

После распада  Советского блока в 1989 г.  ОЭСР  приступила  к  осуществлению  программы помощи странам Центральной  и Восточной Европы. Примерно  в  то  же время была запущена программа  по организации контактов с наиболее  динамично развивающимися странами за пределами Европы. В  Азии  на  регулярной  основе был начат  диалог с Гонконгом,  Китаем,  Малайзией,  Сингапуром,  Тайванем  и Таиландом.  В  Латинской  Америке  были  установлены  связи  с   Аргентиной, Бразилией и Чили.

В 1998 г. был  создан Центр по сотрудничеству со  странами,  не  входящими  в  ОЭСР, в ведение которого перешла  вся деятельность по отношению к  странам  не входящим в Организацию. Центр осуществляет два типа программ.  Один  из  них включает  тематику  из  области   социально-экономической   политики,   как, например, торговля, инвестиции, налогообложение и охрана  окружающей  среды. В рамках этих программ осуществляются контакты  стран-членов  ОЭСР  и  групп  государств, не входящих в Организацию. Ко второму типу относятся  программы, направленные на сотрудничество с отдельными странами или регионами. К  числу  наиболее крупных программ второго  типа относится сотрудничество с  Россией  и Китаем [4].

В течение  длительного  периода  ОЭСР  работает  и  поддерживает  контакты  с  развивающимися странами через координационную  группу по оказанию  зарубежной помощи  –  Комитет  содействия  развитию  и  Центр  развития,  исследовавший  социальные и экономические проблемы развивающихся стран, а также  через  Клуб дю Саэль, форум, созданный для обмена идеями и консультаций  между  странами региона  Саэль  в Западной  Африке   и   агентствами   стран-членов   ОЭСР, занимающимися   программами   оказания   помощи   зарубежным   государствам. Сотрудничество  в рамках  этих  органов осуществляется   под   наблюдением заместителя Генерального  секретаря,  который обеспечивает  координацию их деятельности с программами, осуществляемыми Центром по  сотрудничеству  со странами, не входящими в ОЭСР.

Российская Федерация пока имеет статус наблюдателя при ОЭСР. Сотрудничество России с этой Организацией начало развиваться с 1990 года, когда в рамках ОЭСР был учрежден Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. На этот Центр была возложена ответственность по поддержке экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в России и других республиках СНГ.

В 1996 г. Россия подала официальную заявку о вступлении в ОЭСР и начала подготовку к присоединению. В этой связи в 1997 г. был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией, координирующего подготовительные мероприятия по вступлению России в  эту Организацию.

Сотрудничество  России с этой организацией начало развиваться с 1990 года, когда в  рамках ОЭСР был учрежден Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. На этот Центр была возложена  ответственность по поддержке экономических  реформ в странах Центральной  и Восточной Европы, в том числе  в России и других странах СНГ.

 Новым  шагом в сотрудничестве стало  подписание 8 июня 1994 года в Париже  Декларации о сотрудничестве  между ОЭСР и Российской Федерацией. В 1996 году Россия подала официальную  заявку о вступлении в ОЭСР  и начала подготовку к присоединению.  В этой связи в 1997 году был подписан Протокол о создании специального Комитета по связям между ОЭСР и Российской Федерацией, координирующий подготовительные мероприятия по вступлению России в организацию. 16 мая 2007 года в ходе заседания в Париже Совет ОЭСР на министерском уровне принял решение пригласить Россию к началу официальных переговоров по вступлению в организацию. Был составлен план вступления России в ОЭСР, или так называемая «дорожная карта» [20].

 В настоящее  время Россия обладает статусом  страны-наблюдательницы. Россия  является важной страной для  ОЭСР. Об этом свидетельствует  хотя бы тот факт, что она  одна из немногих стран-не членов  организации, в отношении которых  готовится отдельный доклад.

В докладе  ОЭСР 2010 года о состоянии российской экономики говорится, что серьезнейшей проблемой для России остается слабость ее институтов. Это выражается в крайне высоком уровне коррупции, чрезмерном вмешательстве государства в экономику, слишком жестком регулировании рынков, мешающем конкуренции. В конечном счете, все это негативно сказывается на росте инвестиций в российскую экономику. Для перехода к более устойчивой модели роста, по оценке ОЭСР, России необходимы улучшение качества регулирования и повышение эффективности госаппарата.

 Если  решение по вступлению будет  принято в пользу России, то  уже к 2012 году она может стать  членом этого сообщества. Прямых  финансовых выгод это принести  не может, так как Организация  не занимается выделением денежных  средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам. Ценность ОЭСР (и ее особенность) заключается в том, что она является своеобразным клубом по обмену передовым опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций.

 Впрочем,  есть и вполне прагматичные  причины для вступления в ОЭСР, как и говорят в самой организации.  Например, член ОЭСР имеет прямой  и практически неограниченный  доступ к опыту управления  рыночной экономикой, накопленному  передовыми странами за длительный  период (в том числе и к конфиденциальной  информации). Кроме того, членство  в ОЭСР служит своего рода  «рейтинговым показателем» как  для международных организаций,  занимающихся распределением финансовых  средств, так и для частных  кредитных организаций и инвесторов. Как членство, так и оценки  ОЭСР могут оказать непосредственное  и позитивное влияние на суверенные  рейтинги России, а значит, и на  инвестиционные возможности страны.

 Организация  уже сейчас оказывает России  широкое консультативное и техническое  содействие по таким направлениям, как разработка антимонопольного  законодательства и законодательства  в области налогообложения, привлечение  иностранных инвестиций, приватизация, банковская реформа, решение проблем  государственного управления и  регулирования, рыночные преобразования  в сельском хозяйстве, реформирование  естественных монополий.

 В налоговой  сфере ОЭСР считает нецелесообразным  снижение НДС, как наиболее  эффективного из существующих  в России налогов. Вместо этого  организация предлагает заняться  улучшением его администрирования  (в части обеспечения возвратов  НДС с экспорта). Снижаться должны  прежде всего налоги с заработной  платы, а также налог на прибыль,  что даст наибольший эффект  для стимулирования экономического  роста. Налоги с собственности,  напротив, можно повысить, поскольку  это существенно не скажется  на деловой активности. Налогообложение  сырьевых отраслей должно быть  более гибким для того, чтобы  не создавать препятствий разработке  новых месторождений. В частности,  возможно введение дифференцированной  ставки налога на добычу полезных  ископаемых в зависимости от  особенностей конкретного проекта,  таких, как стоимость разработки  конкретного месторождения. Необходимо  стремиться к установлению баланса  между масштабами взимания природной  ренты с нефти, и с других ресурсов, включая газ. В среднесрочной перспективе необходимо стремиться к полной отмене экспортных пошлин на нефть и газ. ОЭСР считает, что бюджет и в дальнейшем будет играть главную роль не только в защите экономики от колебаний цен на сырье, но и в стабилизации курса рубля. В периоды высоких цен на нефть нефтяные доходы необходимо более полно аккумулировать в резервных фондах, а в периоды низких цен – наращивать госрасходы за счет расходования резервов [20].

Кроме того, беспокойство ОЭСР вызывают шаги российских властей в сторону протекционизма, в частности увеличение импортных  пошлин на подержанные автомобили и  субсидирование ряда российских предприятий.

При вступлении России в ОЭСР ей придется отказаться от такой политики, что неизбежно  негативно отразится на тех отраслях российской промышленности, которые  сейчас активно поддерживаются государством. Однако в долгосрочной перспективе  это представляется скорее положительным  эффектом. Внедрение принципов рыночной экономики в России создаст здоровую конкуренцию на товарном рынке, которая  отсеет паразитирующие предприятия  и станет стимулятором инновационной  активности перспективных отраслей промышленности.

Несмотря  на то, что деятельность современной  ОЭСР не столь принципиальна по своей  направленности, по сравнению с ее предшественницей ОЕЭС, Организация  экономического сотрудничества и развития является «клубом» наиболее экономически и технологически развитых стран  мира (большинство из которых европейские) и проводит масштабную работу по укреплению экономических связей между ними и помощи слаборазвитым государствам. Несомненно, что Россия должна занять достойное место в списке членов такой Организации.

Сегодня, спустя,  более 50 лет со времени основания, деятельность ОЭСР не замыкается на интересах  только стран - полноправных членов организации, аналитических обзорах сфер экономики  этих стран. Теперь ОЭСР делится накопленным  опытом со странами с развивающейся  рыночной экономикой и со странами Азии и Латинской Америке.

 

2.2 Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС)

 

С началом деколонизации ООН и другие международные организации начали поиск путей установления нового международного экономического порядка (НМЭП), который благоприятствовал бы освободившимся от колониального гнета государствам (развивающимся странам). ООН, МОТ, ЮНЕСКО и другие международные организации пришли к выводу, что для развития стран третьего мира необходима внешняя помощь, а потому надо было найти компромисс между иностранным капиталом, особенно в лице ТНК, и развивающимися странами.

Уже в 1972 г. был создан Центр ООН по ТНК. Его главной целью было изучение деятельности ТНК, их влияния на национальные и мировую экономику, публикация информации о ведущих ТНК и выявление наиболее значимых тенденций их развития. Результатом таких наблюдений стал вывод, свидетельствующий о признании могущества ТНК и весьма ограниченных возможностях мировой общественности воздействия на них. В частности, в опубликованном специальном докладе Экономического и социального совета ООН записано: «Мощь, сосредоточенная в руках ТНК, фактическое или потенциальное использование этой мощи, их способность деформировать спрос и менять ценности, возможность влиять на жизнь людей и политику правительств, а также их воздействие на МРТ вызвали озабоченность их ролью в мире».

Информация о работе Управления деятельностью ТНК