Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель данной работы состоит в определении миссии и масштабов деятельности международных организаций, таких как ОЭСР и ЭКОСОС, а также выявить основные принципы управления транснациональными корпорациями.
Для этого ставится ряд задач, которые включают обзор деятельности организаций в области экономики и управления ТНК. Необходимо будет понять механизм работы данных организаций, на основе рассмотрения их целей и основных направлений.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Корпоратизация мировой экономики……………………………………4
1.1 ТНК – опора глобальной экономики……………………………….4
1.2 Развитие корпоративного управления…………………………..….7
2. Международные организации, контролирующие деятельность ТНК..8
2.1 Организация экономического сотрудничества и развития………...8
2.2 Экономический и Социальный Совет ООН………………………...16
3. Корпоративное управление ТНК международными организациями…20
3.1 Регулирование деятельности корпораций ОЭСР………………….20
3.2 Управление деятельностью ТНК через ЭКОСОС…………….….31
Заключение…………………………………………………………………..39
Список использованных источников………………………………………41
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом [19].
Состав Экономического и социального совета (ЭКОСОС – ECOSOS) сначала ограничивался 18 членами. В 1966 их число увеличилось до 27, а позже достигло 54. Ежегодно Генеральная Ассамблея избирает 18 его членов сроком на 3 года. Решения Совета принимаются простым большинством голосов. Россия постоянно избирается в состав членов ЭКОСОС и активно участвует в его работе. Высшим органом Совета является очередная сессия. Ежегодно ЭКОСОС проводит три сессии: организационную - в январе в Нью-Йорке, весеннюю (первую очередную сессию) - в апреле - мае в Нью-Йорке и летнюю (вторую очередную сессию) - в июле - августе в Женеве; Кроме того, может созывать специальные сессии. Во время очередных сессий заседают 3 сессионных комитета в составе представителей 54 государств - членов Совета каждый: Первый (экономический) комитет. Второй (социальный) комитет и Третий (по программе и координации) комитет. Для выполнения своих функций, возложенных на него Уставом ООН, ЭКОСОС создает различные вспомогательные органы, которые работают в период между его сессиями: постоянные комитеты и комиссии, функциональные комиссия и подкомиссии и региональные комиссии.
Совет по Опеке
ООН действует под руководством
Генеральной Ассамблеи ООН и
уполномочен рассматривать
Официальная помощь в целях развития (ОПР) составляет 0,31 процента национального дохода развитых стран, что значительно меньше рекомендованного ООН целевого показателя 0,7 процента. (Только пять стран-доноров достигли или превысили этот показатель).
Удалось облегчить долговое бремя развивающихся стран, задолженность которых в настоящее время стала ниже ранее отмеченных уровней.
Несмотря на неудачу в достижении целевого показателя, объемы ОПР продолжают увеличиваться. В 2010 году объем ОПР составил почти 120 млрд. долл. США - самый высокий показатель за все годы. В области торговли наблюдается все более активный выход развивающихся стран на глобальные рынки. Расширяется доступ к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), хотя эта сфера пока остается закрытой для большинства мирового населения [8].
ЭКОСОС призван способствовать:
a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования; и
c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Объем стоящих перед ЭКОСОС задач неуклонно растет. По мере упрочения мира эта тенденция, очевидно, будет нарастать. Поэтому при пересмотре Устава ООН было бы целесообразно разделить нынешний Совет на два самостоятельных органа - по экономическим и по социальным вопросам.
3 Управление деятельностью ТНК международными организациями
3.1 Принципы корпоративного управления ОЭСР
В апреле
1999 г. в специальном документе,
одобренном Организацией
- права акционеров
(система корпоративного
- равное
отношение к акционерам (система
корпоративного управления
- роль заинтересованных
лиц в управлении корпорацией
(система корпоративного
- раскрытие
информации и прозрачность (система
корпоративного управления
- обязанности
совета директоров (совет директоров
обеспечивает стратегическое
Перечисленные
выше основы корпоративного
Правила ОЭСР о деятельности ТНК (правила поведения) представляет собой рекомендации правительств стран, в которых ТНК ведут свою деятельность. Они состоят из принципов и стандартов рекомендательного характера для ответственного ведения бизнеса в соответствии с применимыми законами. Правила поведения направлены на обеспечение того, чтобы деятельность этих предприятий была согласована с политикой правительства, направлена на усиление основ взаимного доверия между корпорациями и обществами, в которых они ведут свою деятельность, оказание помощи в улучшении иностранного инвестиционного климата и на увеличение вклада ТНК устойчивое развитие. Правила являются частью Декларации ОЭСР "О Международном инвестировании и ТНК", в которой также говорится о национальном режиме, о противоречивых требованиях к корпорациям и о международных инвестициях: прямых и портфельных.
Международный бизнес пережил глубокие структурные изменения, и сами правила поведения были призваны отразить эти изменения. С ростом сферы услуг и торговли интеллектуальной собственностью корпорации, специализирующиеся на сфере услуг и технологий, вышли на международный рынок. Крупные корпорации до сих пор владеют значительной долей международных инвестиций, и существует тенденция к их широкомасштабным слияниям на международном уровне. В то же время доля иностранных инвестиций небольших и средних корпораций также возросла, и эти корпорации на сегодняшний день играют значительную роль на международной арене. Как ТНК, так и их филиалы распространили свое влияние на более широкий крут деловых отношений и организационных форм. Стратегические союзы и более тесные контакты с поставщиками и подрядчиками приводят к стиранию границ корпорации.
Быстрое изменение
структуры ТНК также отражается
на их деятельности в развивающемся
мире, где быстро растет количество
прямых иностранных инвестиций.
В развивающихся странах
ТНК увеличили ассортимент
Деятельность
ТНК, через международную торговлю
и инвестиции, усилила и углубила
связи, которые соединяют хозяйства
стран-участниц друг с другом и с
остальными странами мира. Эта деятельность
приносит существенные доходы странам,
в которых корпорации осуществляют
свою деятельность и странам, в которых
корпорации зарегистрированы. Эти доходы
увеличиваются, когда ТНК поставляют
на рынок конкурентоспособные
Природа, масштабы
и скорость экономических изменений
явились причиной новых стратегических
требований к корпорациям и их
акционерам. ТНК обладают возможностью
применять лучшую практическую политику
для устойчивого развития, политику;
которая бы обеспечила согласование
общественных, экономических и экологических
интересов. Возможности ТНК обеспечить
устойчивое развитие в значительной
степени повышается, когда в торговле
и инвестиционной деятельности они
руководствуются принципом
Многие ТНК доказали, что уважение высоких стандартов поведения в бизнесе может увеличить рост. Сегодняшние конкурирующие силы являются достаточно интенсивными, облик ТНК меняется в зависимости от правовой, общественной и политической обстановки в мире. В такой ситуации, некоторые корпорации могут быть привлечены, возможностью действовать в соответствии с более низкими стандартами и принципами поведения, пытаясь выиграть с помощью ненадлежащих, антиконкурентных преимуществ. Такая практика, осуществляемая несколькими ТНК может поднять вопрос о репутации многих ТНК и возбудить общественный интерес.
Многие корпорации,
реагируя на подобный общественный интерес,
разрабатывают внутренние программы,
руководства и системы
Создание
ОЭСР так же является вкладом в
рамки международной политики. Недавние
разработки включают принятие Конвенции
"о взяточничестве государственных
должностных лиц иностранного государства
в сфере международных торговых
операций" и Принципов корпоративного
у правления ОЭСР, Правил ОЭСР "О
защите потребителя в сфере
Общей целью
правительств, поддерживающих Правила,
является их поддержка позитивного
вклада, который ТНК могут внести
в экономический, экологический
и общественный прогресс и минимизировать
трудности, которые могут возникнуть
в результате их различных операций.
Работая в этом направлении правительства,
сотрудничают со многими фирмами, профсоюзами
и другими неправительственными
организациями, которые работают для
достижения той же цели, но используют
свои способы решения проблемы. Правительства
могут оказать помощь путем установления
рамок эффективной