Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:13, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи: детально изучить понятие уровень жизни; выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни; изучить мировые проблемы уровня жизни; проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие; ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.
Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.
Цель работы – на основе анализа уровня жизни выявить проблемы свойственные нашей стране.
Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
__________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика
6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня
жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь
16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике
Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни
населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров и многие другие факторы.
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
В ходе создания данной работы было исследовано много литературных источников. Ценным для написания курсовой работы оказался доклад ООН об уровне человеческого развития за 2010 год, «Программа социально-экономи-ческого развития Республики Беларусь на 2006–2010 и 2011–2015 годы». В работе использованы статистические материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, также материалы, взятые с сайта Президента Республики Беларусь и с сайта Министерства Труда.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщенной, и поэтому очень актуальной.
1. Уровень жизни и его характеристика
1.1 Понятие уровня жизни
Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.). С другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы [1, стр. 77], т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [9, стр. 484].
Качество и уровень жизни являются характеристиками одного объекта – «жизни», но под разными углами зрения: качество – в аспекте ее разнообразия и развития личности; уровень – в аспекте выражения в денежной и условно денежной форме потребления людьми разнообразных потребительских компонентов [10, стр. 176].
Уровень жизни характеризует социальную политику со стороны экономической определенности, со стороны ресурсов, необходимых для обеспечения того или иного ее качества. В этом аспекте жизнь представляет собой единство качества и уровня. Экономические оценки в такой же мере являются характеристикой уровня жизни. Можно сказать так: уровень жизни характеризует степень проявления ее качества.
Ряд исследователей
для обозначения уровня жизни
используют понятия «благосостояние»,
«благополучие». В зарубежных источниках
применяются понятия «
Иными словами под «уровнем жизни» подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг [9, стр. 280].
Данная характеристика имеет объективные и субъективные составляющие. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производственных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых, должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.
Качество
и уровень жизни тесно
Анализ любого явления подразумевает, что это явление будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.
Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество факторов. Во-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные данные статистики с данными столетней давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.
Во-вторых, это географические факторы. Условия, в которых живут люди, могут существенно отличаться по всей планете. Соответственно этим условиям будут отличаться и потребности. Так, в засушливых регионах люди будут более нуждаться в чистой воде, пище и в каком-либо простом жилище, которое защищая от жары, при этом не будет накапливать тепло. В то же время, в другой части планеты, где более восьми месяцев в год стоит отрицательная температура, люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.
В-третьих, это социально-культурные факторы. В каждой культуре существуют свои особенности. Если в одной стране естественна дискриминация женщин; большая часть населения не имеет даже начального образования и не желает его получать; приняты ранние браки и многодетные семьи, то в другой стране, считающей себя высокоразвитой, всё это будет казаться дикостью.
Как бы не был сложен анализ уровня жизни, но он все таки упорядочен в четкую структуру и имеет свои основные компоненты, что обеспечивает большую объективность и комплексность анализа.
В структуре уровня жизни выделяют следующие компоненты:
Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.
Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.
Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.
Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.