Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:13, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи: детально изучить понятие уровень жизни; выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни; изучить мировые проблемы уровня жизни; проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие; ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
За 3 кв. 2012 г. – 4 037 686 рублей.
За 4 кв. 2012 г. – 4 406 118 рублей.
В Беларуси существует еще один норматив – Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть.
Отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Кроме того, в БПМ включен несколько иной ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного потребления человека. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом [19].
Более сложным является показатель качества жизни. По мнению известного американского специалиста по маркетингу Ф. Котлера, качество жизни складывается из:
– качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров,
– качества физической среды
– качества культурной среды [16, стр. 485].
Качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности. В мировой практике определены основные принципы развития человеческого потенциала, реализация которых позволяет говорить нам об улучшении качества жизни. Например, рост продолжительности жизни, личная безопасность, расширение возможностей получения образования, благоприятные условия окружающей среды, экономическая безопасность граждан, социальных групп, равные права на социальную поддержку и доступ к социальным благам, снижение заболеваемости наряду с адекватным и доступным медицинским обслуживанием. Смысл данных принципов заключается в том, чтобы каждому человеку создать достойные условия жизни.
Система
показателей уровня жизни имеет
свои отличительные черты в
1.3 Уровень жизни, бедность, благосостояние
В экономической теории выделяют 4 уровня жизни населения:
достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека [5, стр. 199];
нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека [5, стр. 199];
бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства ресурсов для труда [5, стр. 199];
нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека [5, стр. 199].
На схеме 1.1 приведена классификация уровней жизни.
Схема 1.1 – Уровни жизни населения
Бедность
– состояние постоянного
– число бедных;
– коэффициент глубины бедности;
– коэффициент остроты бедности [14, cтр. 339].
Обычно оценка бедности предполагает, что существует некоторый определенный, четко установленный уровень жизни, называемый чертой бедности, достижение которого необходимо для того, чтобы тот или иной человек не считался бедным. И поэтому можно сказать, что черта бедности – минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Если население не располагает таким минимум, то оно относится к бедным слоям. Также следует различать абсолютную и относительную черту бедности. Абсолютная черта бедности – это минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей того или иного человека в продуктах питания, одежде, жилище. Относительная черта бедности характеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности. Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности – средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума [14, стр. 340]. Можно выделить 3 различных подхода к определению бедности: бедность по доходам, по невозможности реализации способностей, заложенных в человеке, бедность, определяемая существенной разницей в уровне жизни по сравнению с существующим окружением [14, cтр.18]. В первом подходе обычно выделяют относительную и абсолютную бедность. В общепринятом понимании в странах СНГ определение абсолютной бедности подразумевает то, что возможно определить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и жилье. Здесь важно заметить, что основной упор делается на физиологические, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды, пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется относительно общепризнанного уровня жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только относительно минимальных физиологических потребностей.
Второй подход в определении бедности – невозможность реализации способностей, заложенных в самом человеке. Здесь доходы становятся лишь средством, позволяющим людям развивать свои способности. Конечной целью при таком подходе становятся не доходы, а продолжительность жизни, хорошее здоровье и т.д. Здесь люди относятся к категории бедных, если по каким-то причинам их возможности в развитии заложенного в них потенциала ограничены. Исходя из этой концепции, обычно выделяют так называемые уязвимые группы населения, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее подвержены бедности в связи с ограничением потенциальных возможностей: инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты и т.д.
Третий подход относит к бедным тех людей, которые по уровню своего дохода, возможностям развития потенциала, другим характеристикам уровня жизни заметно отличаются от окружающих их людей и норм, которые приняты в данном обществе. Быть бедным, согласно данной концепции, означает оказаться ниже стандартов, принятых в этом обществе. Человек беден не потому, что ему не хватает доходов или он не имеет возможности реализовать свои способности, а потому, что он ограничен в этом по сравнению с другими людьми из ближайшего окружения. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%. [14, стр. 340]. По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 дол. в день, нищета – в 1 дол. в день [14, стр. 340].
Бедность,
в первую очередь, связана с неравномерностью
распределения доходов и
Уровень жизни и благосостояние неразрывно связаны между собой. Некоторые экономисты ставят знак равенства между ними, а другие указывают на то, что благосостояние в большей степени связано с качественной характеристикой, хотя и считают их близкими понятиями. Во все времена вопрос благосостояния людей стоял в центре главных проблем любой экономической системы. Нужно заметить, что понятие общественного благосостояния стало предметом экономической теории начиная именно с работ А. Смита. Он связывал благосостояние с обеспечением справедливости в распределении доходов. Затем примерно до 20 века благосостояние рассматривалось как сумма полезностей или благ для всех членов общества, которые поддаются подсчету. Значит, оптимальное распределение ресурсов – это такое распределение, которое в итоге давало большее арифметическое значение.
Значительный вклад в теорию общественного благосостояния внес В. Парето. Он утверждал, что уровень благосостояния можно считать оптимальным, если невозможно улучшить чье-либо благосостояние в процессе производства товаров и услуг, их распределения, обмена без нанесения ущерба благосостоянию какому-нибудь другому человеку. Также Парето считал, что нельзя считать нормальным явлением в обществе такое положение, когда один человек обогащается за счет обнищания других людей.
Уровень общественного благосостояния представляет собой степень обеспеченности людей материальными благами, услугами и соответствующими условиями жизни, необходимыми для их комфортного и безопасного существования [14, стр. 341]. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни. Главными показателями являются объемы производства валового внутреннего продукта и национального дохода, исчисляемые на душу населения. Не менее важным показателем общественного благосостояния можно считать соотношение между производством материальных благ и сферой услуг, т.е., чем выше доля сферы услуг в общем объеме ВВП, тем выше общественное благосостояние. Для определения уровня благосостояния населения существуют различные показатели: потребление основных продуктов на душу населения, структура потребления, минимальный уровень потребления и т.д. Государство обеспечивает определенный уровень благосостояния населения путём увеличения доходов малоимущих слоев населения, в создании системы обучения и переквалификации безработных. Также государство обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги образования и здравоохранения.
Итак, уровень жизни является важнейшим показателем, который характеризуется степенью удовлетворения различных потребностей человека. Данный показатель, отражает материальное, социальное, культурное благополучие населения. Для оценки степени удовлетворённости основных человеческих потребностей используются группы показателей и индикаторов. Основным фактором, обеспечивающим наиболее полное удовлетворение потребностей людей, а, следовательно, повышающим их уровень жизни, выступает развитие производства материальных благ и услуг, рост производительности труда. В экономической теории выделяют 4 уровня жизни населения: достаток, нормальный уровень, бедность, нищета. Бедность в первую очередь связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. На уровень общественного благосостояния влияют все показатели, которые определяют уровень жизни.
Традиционно жизнь разделяется на сферы, а сферы на элементы. Это разделение так же способствует более лучшей оценке качества жизни. Имеет смысл назвать эти сферы и более подробно остановиться на некоторых из них:
Из всего сказанного здесь можно сделать вывод, что экономическое развитие влияет как на уровень жизни так и на её качество. Эти две категории являются результатами действий людей, которые они совершают для достижения поставленных перед собой целей. Естественно, что люди должны быть довольны результатами и в обществе не должно быть каких-либо социальных конфликтов. Поэтому, наряду с экономическим ростом и развитием, социальный прогресс не должен отставать от него, и кроме совершенствования самого человека должен сопровождаться улучшением качества системы общественных отношений. В обществе должны быть созданы такие условия, чтобы каждый человек мог удовлетворять свои жизненные потребности, самостоятельно мог решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.