Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:13, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи: детально изучить понятие уровень жизни; выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни; изучить мировые проблемы уровня жизни; проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие; ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Все эти компоненты существенно зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.
1.2 Показатели и индикаторы уровня жизни
Для анализа, а также для оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, величина товарооборота, объем услуг на душу населения и т.д. Но полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Кроме общих величин существуют также и другие показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей человека. В экономической теории можно выделить три основные группы потребностей:
– физические потребности;
– духовные (интеллектуальные) потребности;
– социальные потребности.
В экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью из многих показателей. Их все можно разделить на две большие группы:
Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:
При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.
Целесообразно ниже более подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в Республике Беларусь.
Самый первый показатель,
который упоминают при
Пожалуй, самыми важными
показателями уровня жизни являются доходы и расход
Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.
Следующие показатели – это демографические. Самые важные среди них это – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.
Ещё одна группа – показатели уровня образования. Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.
И последние показатели – это жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).
К показателям уровня жизни населения также можно отнести такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, потребительский бюджет. Продовольственная корзина – это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания [3, стр. 78]. Минимальные нормы потребления продуктов обычно включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец, т.д.). Нужно учитывать, что в состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Совокупный минимальный объем потребностей человека в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Потребительская корзина – расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи [1, стр. 338]. Потребительская корзина обычно включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Данный показатель зависит от достигнутого уровня и качества жизни, поэтому сильно различается по странам. Например, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг [1, стр. 335]. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже [1, стр. 335]. Что касается Республики Беларусь, то в потребительской корзине общая доля товаров, вошедших в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются, является незначительной и составляет около 9%. Об этом говорится в комментарии Минэкономики к постановлению Совета министров №676 от 28 мая 2011 года, которым утвержден данный перечень [21]. Как сообщалось ранее, в дополнительный перечень вошли основные потребительские товары, определяющие жизненный уровень населения: рыба живая, рыба свежемороженая (кроме деликатесных), сельдь соленая, сыры из коровьего молока твердые и мягкие, перловая, ячневая, овсяная крупы, овсяные хлопья без вкусовых и иных добавок, свежие огурцы, помидоры, яблоки, бананы, лимоны, апельсины, кофе, чай, поваренная пищевая соль (кроме пищевой морской соли), субпродукты из говядины и свинины первой и второй категорий, из мяса кур и цыплят, вареные колбасы, сосиски, кровяные и ливерные колбасы, синтетические моющие средства [21].
При расчете потребительской
Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Бюджет прожиточного минимума как
социальный норматив используется для
анализа и прогнозирования
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2013 г. № 65 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах декабря 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2013 г.:
в среднем на душу населения – 924 150 рублей;
для трудоспособного населения – 1 014 180 рублей;
для пенсионеров – 763 800 рублей;
для детей-студентов – 937 770 рублей;
для детей в возрасте от 6 до 18 лет – 1 041 240 рублей;
для детей в возрасте от 3 до 6 лет – 973 410 рублей;
для детей в возрасте до 3 лет – 795 760 рублей.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2012 г. по статьям расходов:
продукты питания – 56,8 %;
жилищно-коммунальные услуги – 7,8 %;
предметы гардероба – 21 %;
бытовые и транспортные услуги – 5,2 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 4,6 %;
взносы и платежи – 2,2 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,4 %.
Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей в 2013 г., рассчитанные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З представлены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 – Размеры государственных пособий, семьям, воспитывающим детей
Вид пособия |
Размер пособия |
Сумма, рублей | |
с 01.01.2013 по 31.01.2013 |
с 01.02.2013 по 30.04.2013 | ||
в связи с рождением ребенка (единовременное): при рождении первого ребенка при рождении второго и последующих детей |
10 БПМ 14 БПМ |
8 800 300 12 320 420 |
9 241 500 12 938 100 |
женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) |
100 % БПМ |
880 030 |
924 150 |
по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное): на первого ребенка на второго и последующих детей на ребенка-инвалида |
от среднемес. з/п работ-в за квартал 35 % 40 % 45 % |
1 413 190 1 615 070 1 816 960 |
1 542 140 1 762 450 1 982 750 |
на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых Законом (ежемесячное): на ребенка-инвалида на других детей в семье |
70 % БПМ 50 % БПМ |
616 020 440 020 |
646 910 462 080 |
по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) |
100 % БПМ |
880 030 |
924 150 |
на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) |
70 % БПМ |
616 020 |
646 910 |
Примечание – Источник [19].
Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения:
С 01.11.2012 по 31.01.2013 – 880 030 руб.
С 01.02.2013 по 30.04.2013 – 924 150 руб.
Среднемесячная заработная плата работников в республике: