Уровень и качество жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи: детально изучить понятие уровень жизни; выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни; изучить мировые проблемы уровня жизни; проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие; ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 184.54 Кб (Скачать файл)

 

1) Данные предварительные.

2) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз). 

 

Валовой внутренний продукт  по видам экономической деятельности  

(в процентах к итогу)  

 

 

Осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта за 2012 год. Первая оценка является предварительной, основана на оперативной информации статистических обследований, экспертных оценках и косвенных расчетах.

В 2012 году объем валового внутреннего  продукта составил в текущих ценах 527,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению  с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,5%. Индекс-дефлятор ВВП составил 174,9%.

Удельный вес в ВВП валовой  добавленной стоимости основных видов экономической деятельности составил: промышленность – 31,8%, торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования  – 14,3%, сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство – 8,4%, транспорт  и связь – 7,1%, строительство – 6,9%.  

 

3.2. Динамика, структура расходов и доходов населения Республики Беларусь

Классификация доходов  населения

Одним из важнейших направлений  социальной политики является политика в области доходов населения.

Доходы — это средства в натуральной и денежной формах, получаемые субъектами (отдельными лицами, семьей, фирмами, государством) в результате их экономической деятельности. Применительно к домохозяйствам говорят о доходах населения, которые подразделяются на денежные и натуральные.

Натуральные доходы населения  — это все поступления продуктов  земледелия, скотоводства, птицеводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, а также самозаготовки даров природы, не имеющие товарной формы.

Денежные доходы населения  — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Хотя в целом денежная форма распространена больше, у бедных потребителей доля натуральных доходов, как правило, выше, чем у богатых.

Для оценки уровня доходов  применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход — это  вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и  уровня цен.

Располагаемый доход —  это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реальный доход — это  количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Величина реального дохода зависит от номинального его уровня, величины налогов на доходы и уровня цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за два года и более с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

 

РД = (НД - НП) : 1/I

 

где НД — номинальные доходы (р.); НП - налоги и обязательные платежи (р.); I — индекс цен.


Иногда реальные доходы населения  определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму денег, но в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что, во-первых, качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяются; во-вторых, отсутствуют дефицит товаров, черный рынок и государственное регулирование цен.

 Если эти условия  соблюдены, покупательная способность рубля определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на среднедушевой доход. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период. По циклам жизнедеятельности человека доходы бывают:  

  • получаемые до участия в труде (гражданами трудоспособного возраста);
  • от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
  • временно не работающими (безработными, беженцами и т.д.);
  • после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).

 С юридической точки  зрения доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные), получаемые в рамках теневой экономики. Это доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения, криминального происхождения и т.п. Масштабы теневой экономики различаются:  в  развитых странах они составляют 10—15 % ВВП, в развивающихся — до 60-70%.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о  доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств, данные деклараций физических лиц о своих доходах, подаваемые в налоговые органы, показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в СНС. В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс расходов и доходов населения и выборочные обследования домохозяйств.

Структура денежных доходов  населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:

♦  оплату труда всех работающих;

♦  социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);

♦  доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);

♦  доходы от предпринимательской  деятельности и др.

В приложении 1 отображена структура денежных доходов и расходов населения в РБ.

В статью «оплата труда» помимо вознаграждения за труд включены единовременные выплаты и пособия, командировочные расходы, членские взносы и др. Вместе с тем исключаются все отчисления в Фонд социальной защиты населения, вознаграждения за изобретения и т.д. Снижение объемов производства, появление новых источников доходов при переходе к рыночным отношениям ведут к снижению доли оплаты труда в общих доходах населения.

Под социальными трансфертами понимаются выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда, — пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения, выигрыши по лотереям. К доходам от собственности помимо процентов по вкладам, облигациям и дивидендам относят доходы от сдачи в наем недвижимости, автомобилей, компьютеров, мебели и др.

В статью «доходы от предпринимательской  деятельности» включен относительно новый для республики вид доходов, представляющий собой вознаграждение предпринимателя за осуществление функции комбинации факторов производства, предприимчивость, риск, внедрение инноваций. Он образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит. Сюда же входят до ходы лиц, занимающихся неучтенной предпринимательской деятельностью, доходы от продажи валюты и др.

Исчисление доходов населения  по методике Баланса расходов и доходов имеет ряд существенных недостатков. Основной из них — отсутствие показателей, характеризующих общие доходы населения, которые включали бы как денежные поступления, так и социально-культурные услуги (социальные трансферты в натуральной форме), т.е. расходы государства на здравоохранение, образование, жилищное строительство, соцобеспечение и др.

 В связи с этим  многие экономисты считают, что  использование данного метода  усложняет анализ структуры доходов населения Республики Беларусь и обусловливает его несопоставимость с аналогичными, рассчитанными по СНС. Поэтому одной из задач на современном этапе является разработка и внедрение методики перехода статей Баланса не родного хозяйства в систему национальных счетов.

Доходы населения изменяются под воздействием следующих факторов:

  • социально-политических, определяющих силу действия и направленность других факторов формирования доходов;
  • социально-демографических (пол, возраст, физическая выносливость);
  • социально-профессиональных, оказывающих существенное влияние на размеры доходов и их дифференциацию;
  • социально-статусных, характеризующих место работника в обществе и возможность получения доходов из различных источников;
  • социально-экономических — рода и вида деятельности, вида производства и занятости, условий труда, формы собственности на средства производства и др.;
  • социально-географических факторов.

В приложении Б отображены денежные доходы и расходы населения  в РБ.

 Все их многообразие  можно разделить на три уровня:

1) факторы, зависящие от самого работника (образование, квалификация, опыт и др.);

2) факторы, связанные с предприятием, фирмой, где занят работник (отрасль, тип собственности, техническая оснащенность, положение на рынке труда);

3) факторы, связанные с  экономикой в целом, ее экономическим  потенциалом, степенью развития НТП и др.

Изучение доходов населения  в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33 % находятся в сельской местности, 67 — в городах, в том числе в Минске — 16, больших городах — 28, малых городах — 23 %. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Результаты обследований домохозяйств используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.

Динамика структуры  доходов населения Республики Беларусь

Одним из показателей, рассчитываемых на основе выборочных исследований, является показатель располагаемых ресурсов. Это денежные средства домохозяйств, включая стоимость потребления продуктов питания (без материальных затрат на их производство) и предоставленных в натуральном выражении социальных дотаций и льгот. Данный показатель используется для выявления дифференциации доходов населения.

Годы реформирования белорусской  экономики охарактеризовались существенными колебаниями реальных доходов населения. В первой половине 90-х гг. XX в. они неуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от 1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем начался их рост. Эта тенденция особенно ярко проявилась начиная с 2000 г. Рост реального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов роста заработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловили повышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансу расходов и доходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.: в 2000 г. — на 7 %, 2001 г. — на 38 % и в 2005 г. — на 58 %.  Возросла покупательная способность среднемесячного душевого денежного дохода населения: продуктов питания среднестатистический белорус в 2002 г. мог купить в среднем на 68,2 % больше, чем в 1995 г., в том числе овощей — на 40 кг, фруктов — на 35, рыбы — на 17 кг. В результате экономических преобразований существенным образом изменилась структура формирования денежных доходов населения: доля оплаты труда в них снизилась на 23,9 % и составила в 2003 г. 49,2 % по сравнению с 73,1 % в 1990 г.  Одновременно почти в 4 раза возросли прочие поступления: каждый третий рубль доходов — от предпринимательской и прочих видов деятельности.

Таким образом, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь.

 Начиная с 1996 г. в  белорусской экономике наблюдается  рост реальной заработной платы,  эффект от которого, однако, в значительной степени снижается в результате ее отраслевых колебаний, а иногда и несвоевременной выплаты. Невысокий уровень заработной платы обусловил утрату ею в определенной мере воспроизводственной и стимулирующей функции. Если в 1990 г. на одну среднемесячную начисленную заработную плату можно было приобрести 2,5 набора минимального потребительского бюджета, то в первом полугодии 2004 г. — менее 1,9. Между тем мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что заработная плата ниже 3 дол. в час выталкивает работника за пороговую черту, после чего наступает разрушение трудового потенциала.

 Приоритетным направлением  политики в области оплаты  труда должно стать создание  новой системы оплаты труда  на основе рыночных механизмов  регулирования. Заработная плата  должна стать важнейшим стимулом  роста производительности труда  и повышения продуктивности экономики.

Информация о работе Уровень и качество жизни