Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:13, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи: детально изучить понятие уровень жизни; выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни; изучить мировые проблемы уровня жизни; проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие; ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Ну а если всё это обобщить, то главные меры должны включать следующее: а) выявление препятствий на пути преодоления глобальных проблем и оперативная разработка способов их устранения; б) вовлечение в решение мировых проблем всего общества: как и тех стран, которые имеют эти проблемы, так и вполне благополучных; в) наблюдение и контроль прогресса в процессе реализации поставленных целей.
Подводя итог, можно сказать, что наше будущее только в наших руках. Слыша постоянно страшные прогнозы ученых о неминуемых в ближайшем будущем полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, сверхмощных природных катаклизмах, разгуле инфекций, не поддающихся никакому лечению, людям стоит задуматься, что они могут сделать для предотвращения всего этого. В нашем глобализованном обществе уже не осталось чужих проблем. Может ещё есть время повысить уровень жизни той пятой части населения планеты, которая голодает и не имеет образования, тем самым обеспечив прорыв научного прогресса, экономического развития и предупреждения глобального уничтожения. Для избавления от нищеты всего то нужно, чтоб страны достигли пороговых ориентиров и стали на путь стабильного экономического роста. И если какая-либо страна проводит правильную политику и принимает правильные меры для устранения глобальных проблем, то долг всего мирового сообщества – помочь такой стране.
3. Состояние
и динамика уровня жизни
3.1 ВВП в Республике Беларусь
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально-ориентированной рыночной экономики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов.
При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса.
В 2006–2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента [6].
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года) [6].
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП [6].
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
Сельское
хозяйство становится существенным
источником пополнения валютных резервов
страны. Объем экспорта продовольствия
за пятилетие увеличится в 2 раза и составит
в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
Дальнейшее развитие получила социальная
инфраструктура села. Создано 1.481 сельское
поселение нового типа – агрогородок,
где условия жизни максимально приближены
к городским. Номинальная начисленная
заработная плата в сельском хозяйстве
увеличилась с 286 тыс. рублей в 2005 году
до 940 – 960 тыс. рублей в 2010 году [6].
В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту – на 58 процентов. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8 – 0,9 процента к экономически активному населению.
Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ. В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 65-е место из 187 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала [11].
Национальный статистический комитет Республики Беларусь сообщает что, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г. составила 1 721,7 тыс. рублей, в том числе в сентябре – 2 260,1 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с августом 2011 г. на 13,4%, или на 267,8 тыс. рублей [18].
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-сентябре 2011 г. по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличилась на 8,2%, в сентябре 2011 г. по сравнению с августом 2011 г. – уменьшилась на 0,2% [18].
В промышленности
средняя заработная плата в сентябре
2011 г. составила 2 541 тыс. рублей, в строительстве
– 2 380,9 тыс. руб., на транспорте и в связи
– 2 323,9 тыс., в сельском хозяйстве, охоте
и лесном хозяйстве – 1 539,2 тыс., в образовании –
1 925,2 тыс. рублей, в том числе учителей – 2 140,3
тыс., профессорско-
В строительном комплексе в 2006–2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидалось достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья – 7 млн. кв. метров. В текущем году завершится модернизация существующих предприятий индустриального домостроения с обеспечением выпуска изделий и строительства жилых домов, соответствующих требованиям европейских норм. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов [6].
В Республике Беларусь среду жизнедеятельности формируют 205 городов и поселков городского типа, 23 467 сельских населенных пунктов (на 1 января 2011 г.), которые занимают 7,5 процента территории страны.
Осуществление градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 годы способствовало успешной реализации ряда государственных и отраслевых программ возрождения села, развития малых городов, обеспечения граждан Республики Беларусь доступным и комфортным жильем, строительства спортивных многофункциональных комплексов, учреждений здравоохранения и других общественных зданий и сооружений, реконструкции и реставрации историко-архитектурных ансамблей [6].
За последние 5 лет создан 1481 агрогородок, представляющий сельское поселение качественно нового типа с производственной и социальной инфраструктурой и соответствующий государственным стандартам в части обслуживания проживающего в нем населения и жителей прилегающих территорий.
За пятилетку ввод жилья увеличен в 1,6 раза к предыдущему периоду, обеспеченность населения жильем достигла 24,1 кв. метра общей площади жилых помещений на человека [6].
На сегодняшний день, по данным белорусского национального статистического комитета, индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению за период с 1 по 8 ноября к средним ценам октября 2011 г. составил 104,1%.Наибольший прирост цен с начала месяца отмечен на консервы мясные (7,6%), водку (7%), фрукты (5,7%), консервы рыбные (5,2%), молоко и молочные продукты, масло животное, овсяные хлопья «Геркулес», яйца куриные (4–4,4%), консервы фруктовые и овощные (3,7%), хлеб и хлебобулочные изделия, муку пшеничную, сельдь соленую, кондитерские изделия (2–3,1%), чулочно-носочные изделия (3,3%), трикотажные изделия (2,9%), посуду (2,5%), проезд в железнодорожном транспорте международного сообщения (76,9%), в городском транспорте (35,4%), оплату жилищно-коммунальных услуг (12,1%), медицинские услуги (5,5%), бытовые услуги (5%) (см. приложение А).
Осуществлена вторая оценка валового внутреннего продукта за II квартал 2011 г. тремя методами (производственным, по источникам доходов и методом использования). Во II квартале 2011 г. объем ВВП составил в текущих ценах 58,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению со II кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 11,4% (см. приложение Б).
Осуществлена вторая оценка валового регионального продукта за II квартал 2011 года производственным методом (см. приложение В).
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 2430,0 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличились на 40% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 36%.
В январе-сентябре 2011 года располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 1009,6 тыс. рублей в месяц. Cреднедушевые располагаемые ресурсы домашних хозяйств, проживающих в городах и поселках городского типа, превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств на 11% и составили, соответственно, 1061,3 тыс. рублей и 956,0 тыс. рублей в месяц. В январе-сентябре 2011 года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 4,9%, в городах и поселках городского типа – 4,1%, в сельских населенных пунктах – 7,2%.
В структуре малообеспеченных домашних хозяйств основную часть (59%) составляют домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет, 27,3% – домашние хозяйства без детей и 13,7% – домашние хозяйства, состоящие из одного человека.
Потребительские расходы в расчете на домашнее хозяйство составили 1837,6 тыс. рублей в месяц и по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличились на 44,2%.
В январе-сентябре 2011 года по сравнению с январем-сентябрем 2010 года в структуре потребительских расходов домашних хозяйств республики увеличились доля расходов на питание (с 39,4% в январе-сентябре 2010 года до 39,8% в январе-сентябре 2011 года) и доля расходов на покупку непродовольственных товаров (соответственно – с 35,8% до 38,5%). Доля расходов на оплату услуг снизилась и составила 19,6% против 22,6% в январе-сентябре 2010 года (см. приложение Г, Д).
В январе-сентябре 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 108,7 трлн. р., или 144,4% к уровню соответствующего периода прошлого года. В январе-сентябре 2011 г. реальные денежные доходы в процентах к январю-сентябрю 2010 г. составили 106,2%, реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) – 104,8%.
Реальные доходы, рассчитанные за период, используются для выявления общих тенденций в изменении денежных доходов. В течение 2011 года наблюдается замедление темпов роста реальных доходов населения. Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-сентябре 2011 г. в целом по республике составили 1 275,7 тыс. рублей в месяц и превысили минимальный потребительский бюджет в 2 раза, бюджет прожиточного минимума – в 3,1 раза. В общем объеме денежных доходов населения оплата труда занимает 64,9%, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, – 10,8%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) – 20,5%, доходы от собственности и прочие доходы – 3,8% (см. приложение Е, Ж, З).
В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в текущих ценах 216,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 7%.
Удельный вес в ВВП валовой добавленной стоимости промышленности составил 30,1%, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 12,4%, строительства – 7,2%, транспорта и связи – 7%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 10,9% (см. приложение И, К).
В Таблице 1 отражены показатели ВВП за 1995 и 2000 – 2011 гг.
Таблица 1
Валовой внутренний продукт
Год |
Валовой внутренний продукт: |
Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб. | |
в текущих ценах, млрд. руб. |
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году | ||
1995 |
121 403 |
89,6 |
11 909 |
2000 |
9 1342 |
105,8 |
9152 |
2001 |
17 173 |
104,7 |
1 730 |
2002 |
26 138 |
105,0 |
2 650 |
2003 |
36 565 |
107,0 |
3 732 |
2004 |
49 992 |
111,4 |
5 138 |
2005 |
65 067 |
109,4 |
6 733 |
2006 |
79 267 |
110,0 |
8 253 |
2007 |
97 165 |
108,6 |
10 163 |
2008 |
129 791 |
110,2 |
13 622 |
2009 |
137 442 |
100,2 |
14 457 |
2010 |
164 476 |
107,7 |
17 331 |
20111 |
274 282 |
105,3 |
28 953 |