Виды и формы инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основное внимание читателя сосредоточено на важнейшей функции денежного обращения – его устойчивости по отношению к внутренним и внешним факторам. Речь идет о проблеме инфляции. Предмет исследования: формы, виды инфляции, причины и предпосылки ее возникновения. Целью исследования является рассмотрение теоретических основ инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические основы инфляции………………………………….4
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………….4
1.2. Формы и виды инфляции…………………………………….…………11
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике……………………………………………………………………….22
2.1. Современное состояние Российской экономики в условиях инфляции………………………………………………………………………..29
2.2.Антиинфляционная политика государства…………………………….41
Заключение……………………………………………...………………………43
Список использованной литературы……………………………..…………46

Файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 264.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава1. Теоретические основы инфляции………………………………….4

1.1. Понятие и  сущность инфляции………………………………………….4

1.2. Формы и виды  инфляции…………………………………….…………11

Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике……………………………………………………………………….22

2.1. Современное  состояние Российской экономики  в условиях инфляции………………………………………………………………………..29

2.2.Антиинфляционная политика государства…………………………….41

Заключение……………………………………………...………………………43

Список использованной литературы……………………………..…………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность проблемы исследования. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основное внимание читателя сосредоточено на важнейшей функции денежного обращения – его устойчивости по отношению к внутренним и внешним факторам. Речь идет о проблеме инфляции.

В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «инфляция» буквальным образом ворвалось в нашу жизнь. Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.

Теперь инфляция стала  явной, ее масштабы нарастают. Но при  всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком  поверхностно. Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику  к стабильности.

Какие существуют виды и  формы инфляции, почему развивается  инфляция, как протекают инфляционные процессы в странах с развивающейся  экономикой и каким образом можно  снизить темп инфляции – эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.

Объект исследования: инфляция.

Предмет исследования: формы, виды инфляции, причины и предпосылки ее возникновения.

Целью исследования является рассмотрение теоретических основ инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы  инфляции.

Понятие и сущность инфляции.

 

Термин «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие) впервые ввел в оборот 1864 г. американский экономист А. Делмар. Основанием явилось то обстоятельство, что в период Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты – «гринбакс» («green backs» – «зеленые спинки»). Широкое распространение в западной экономической литературе понятие инфляции получило в XX в. после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе –с середины 1920-х гг.

Однако явление инфляции, понимаемой как обесценение денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождением  самих денег в виде монет. Первичным  проявлением инфляции стали чеканка  властями (или отдельными лицами – фальшивомонетчиками) избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных.

В эпоху позднего средневековья  широко практиковалась замена государствами  и городами серебряных монет медными  при сохранении прежнего денежного  номинала. Такая операция, приносившая  крупный доход властям, выливала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег – серебряных. Монетная инфляция широко практиковалась в XVI–XVIII вв. в России. Неоднократно понижалась так называемая стопа – содержание металла в серебряных монетах. Громадные штабы принял выпуск неполноценных медных монет в России при царе Алексее Михайловиче в 1654–1662 гг., когда из одного фунта меди, рыночная цена которого составляла 12 коп., чеканилось монет на 10 руб. По номиналу медных денег было выпущено на колоссальную по тому времени сумму – 20 млн. руб. Однако их реальный курс упал до стоимости содержащегося в них металла, т.е. до 1–2% номинала. Инфляция разоряла мелких торговцев, обесценивала доходы ремесленников и лиц, получавших твердый доход. Все это обостряло антагонизмы в обществе и привело к восстанию 25 июля 1662 г., известному в истории как «медный бунт». Жестоко подавив его, царь был вынужден принять срочные меры к урегулированию денежного обращения.

С появлением бумажных денег  монетно-денежная инфляция уступает место  бумажно-денежной. В период становления  буржуазного строя государство  стремилось ликвидировать средневековый  хаос в денежном обращении, ввести и  упрочить стабильную денежную систему. В XVIII-XIX вв. и в начале XX в. до Первой мировой войны инфляция наблюдалась лишь в отдельных странах (при особо неблагоприятных условиях развития хозяйства) и носила преходящий характер. Так, например, инфляция имела место во Франции – в период Великой французской революции 1789–1791 гг., в Англии – в период войны с Наполеоном в начале XIX в. В тех странах, где устанавливалась система золотого монометаллизма, в течение многих десятилетий функционировала относительно устойчивая денежная система.

В период Первой мировой  войны система золотого стандарта  рухнула. Всеобщее прекращение размена  бумажных денег на золото по фиксирован – ному курсу лишило государства автоматически действовавшего антиинфляционного механизма, обеспечивавшего стабильность денежного обращения. С этого момента и поныне инфляция приобрела повсеместный, всеохватывающий характер (т.е. она присуща практически всем странам мира), стала, как правило, непрерывной и хронической.

В западных литературных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной инфляции, на толкование термина (они в принципе не противоречат друг другу, но раскрывают инфляцию с разных сторон). В частности, американцы К.Р. Макконнелл и С. Брю, шведский экономист К. Эклунд определяли инфляцию как повышение общего (среднего) уровня цен в экономике, американский экономист П. Хейне– как падение ценности или покупательной способности денег. Монетаристский подход (М. Фридмен) сводится к тому, что инфляция – это устойчивый непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции.

В отечественной экономической  науке, в 1930-х гг. инфляция трактовалась как выпуск денежных знаков сверх  потребностей обращения, затем как  переполнение каналов обращения  избыточной массой бумажных денег. И 1940-х  гг. появилось толкование инфляции как любого обесценения бумажных денег. В 1950-х гг. в работах по инфляции преобладала характеристика ее внешней  стороны, а именно – переполнения каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимым для обращения. В 1960-х гг. советские экономисты пришли к выводу, что инфляция – это сложный многофакторный социально-экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Типичными проявлениями современной  инфляции выступают общее повышение  товарных цен и понижение курса, т.е. цены, национальной денежной единицы  по отношению к ведущим иностранным  валютам. О кризисном состоянии  денежного обращения (инфляции) на практике реально можно судить только по динамике цен. Таким образом, инфляция – это денежно-ценовой феномен.

При этом не всякое повышение  цен является инфляцией, но лишь обусловленное  ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного  предложения (денежная масса – совокупность общепринятых средств платежа; товарное предложение – совокупность всех произведенных товаров и услуг за определенный период времени, которые продавцы готовы предложить покупателям по определенной цене).

Главными показателями инфляции являются ее темп и уровень. Уровень инфляции –показатель, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года:

 

 

где P– общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 – общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель уровня инфляции показывает, насколько % выросли цены за рассматриваемый период.

Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности  денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно  купить на одну денежную единицу.

Темп инфляции определяется как отношение уровня цен текущего года к уровню цен базисного года.

Уровень инфляции выражается также в виде индекса цен и определяется по формуле:

 

Индекс цена потребительской  корзины в данном периоде

Потребительских = _____________________________________ * 100%

Цен цена потребительской  корзины в базовом периоде

 

Индекс потребительских  цен характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров  и услуг, или, наоборот, при повышении  цены потребительской корзины для  ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет  увязать два аспекта инфляции – обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение, цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т.д.).

При расчетах потребительской  корзины в России в настоящее  время исходят из Методических рекомендаций по определению потребительской  корзины для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. №192. До выхода этого документа набор потребительской корзины включал 19 продовольственных товаров, позволявших получить 2429,4 килокалории в сутки. Ныне потребительская корзина расширена и приобрела официальный статус. Она включает: 31 наименование основных продуктов питания (перечислим лишь некоторые: бобовые, мука пшеничная, рис, огурцы и помидоры свежие, мясо птицы, рыба свежая, фрукты свежие и т.д.); 6 наименований непродовольственных товаров индивидуального пользования (одежда); 14 наименований непродовольственных товаров общесемейного пользования (постельное белье, моющие и чистящие средства, средства гигиены, предметы санитарии и лекарства, посуда, бытовые приборы, мебель); 7 видов услуг (жилищно-коммунальные, транспортные и др.). Таким образом, потребительская корзина в России включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, платные услуги населению – всего 58 наименований, В США уровень инфляции измеряется по потребительской корзине, включающей в себя несколько сот наименований потребительских товаров и услуг, что, естественно, повышает точность исчисления.

Госкомстат России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в организациях розничной  торговли, а также на вещевых, смешанных  и продовольственных рынках, как  в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.), а также  в сфере услуг на основе фактически сложившегося уровня потребления за предыдущий год в Российской Федерации.

 

Основные причины:

Инфляция обусловлена  внутренними и внешними причинами. Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетарных) и неденежных компонентов.

Для рассмотрения действия денежных причин целесообразно обратиться к уравнению обмена. После преобразования получим

 

Р = M * N \ Q

 

Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности  товарооборота.

Однако далее обычно вступает в силу психологический фактор инфляции –инфляционные ожидания, т.е. действия субъекта на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, основывающиеся на пред – положениях о высоких темпах инфляции в перспективе. Действия субъектов хозяйственной жизни заключаются в размещении своих денежных средств и других теряющих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость, в помещении в банк на валютные инозиты и т.д., т.е. в те ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Для уменьшения потенциальных потерь эти процессы необходимо осуществлять как можно скорее. Но это ведет к ускорению обращения денег (росту показателя V), что еще в большей мере усиливает инфляцию. Отсюда можно вывести закономерность инфляционных процессов как саморазвивающихся и самоускоряющихся. Образно говоря, инфляция похожа на «снежный ком», скатывающийся с горы.

При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и  процентных ставок проявляется другая закономерность – так называемый «эффект Пигу». Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные средства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.

Увеличение денежной массы (М) обусловливается рядом причин: а) несбалансированностью государственных  расходов и доходов, дефицитностью  бюджета; широкое использование  внутренних заимствований на цели покрытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы и обращении', а  следовательно, повышению цен; б) ростом массы кредитных орудий обращения  в результате расширения кредитной  системы; в) выпуском в обращение  не полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей); г) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к дефициту других, что усиливает  диспропорции в экономике и в  сфере денежного обращения; д) опережающим  ростом заработной платы по сравнению  с повышением производительности труда; это явление может иметь место  в государственном секторе экономики  как следствие проведения популистской политики увеличения доходов населения.

Информация о работе Виды и формы инфляции