Виды и формы инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 00:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы исследования. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основное внимание читателя сосредоточено на важнейшей функции денежного обращения – его устойчивости по отношению к внутренним и внешним факторам. Речь идет о проблеме инфляции. Предмет исследования: формы, виды инфляции, причины и предпосылки ее возникновения. Целью исследования является рассмотрение теоретических основ инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические основы инфляции………………………………….4
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………….4
1.2. Формы и виды инфляции…………………………………….…………11
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике……………………………………………………………………….22
2.1. Современное состояние Российской экономики в условиях инфляции………………………………………………………………………..29
2.2.Антиинфляционная политика государства…………………………….41
Заключение……………………………………………...………………………43
Список использованной литературы……………………………..…………46

Файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 264.60 Кб (Скачать файл)

Совершенно очевидно, что  российская экономика продолжит  затухать. Однако, если ещё в 2011-2012гг. этот процесс носил плавный и  постепенный характер и в силу наличия запаса прочности давал  властям приблизительно 1,5-2 года, чтобы  пересмотреть проводимую в стране социально-экономическую  политику «проедания нефтедолларов» и  наследства советской эпохи, то сегодня  этого запаса прочности уже нет. Темпы роста экономики опустились ниже 1,9% в последние месяцы 2012г., а по итогам первого месяца 2013г. промышленное производства, обрабатывающая промышленность и грузоперевозки ушли в отрицательную  зону.

Другими словами, российская экономика уже одной ногой  стоит в зоне рецессии и без  радикального пересмотра подходов к  вопросам финансово-экономической  политики и изгнания либералов из правительства уже к концу  нынешнего года вполне рискует войти  в кризисное состояние. В кратчайшие сроки требуется не только отменить принятое под нажимом Минфина  «бюджетное правило», направив нефтедолларовые  сверхдоходы на модернизацию изношенной на 85% инфраструктуры,  и принять «бюджет развития», за счёт которого в 1,5-2 раза нарастить поддержку наукоёмким производствам, АПК, высокотехнологичной обрабатывающей промышленности и социальной сферы.

Необходимо реализовать  альтернативную стратегию устойчивого  социально-экономического развития, разрабатываемую  РАН под руководством академика  Глазьева. Необходимо принять комплекс мер по стимулированию производственной, инвестиционной и инновационной  активности в контуре наукоёмких обрабатывающих производств и провести структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики на базе достижений современного технологического уклада. В противном случае уже  в 2013г. примитивизирующая и деградирующая  на глазах «экономика трубы» рискует  свалиться в рецессионное состояние  и впасть в кризис на фоне рекордно высоких цен на нефть.

 

Антиинфляционная  политика государства.

 

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного  увеличения инвестиционной активности.

В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных  ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение  конкурентоспособности, улучшение  инвестиционного климата, повышение  энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  комплекс антиинфляционных мер, которые  выгодно отличаются от ранее применявшихся  разрозненных методов воздействия  на инфляционный процесс.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер  сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений  три предусматривают воздействие  на ценообразование.

Во-первых, предусмотрено  ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий  и тарифов на услуги ЖКХ при  усилении контроля за издержками монополистов.

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные  материалы. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем  организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные  товары, и чтобы он не превышал общий  темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров  и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование  регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные меры воздействия  на ценообразование – самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.

При вступлении России в  качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной  программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий. В их числе:

• проведение предусмотренных  радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства  в целях повышения конкурентоспособности  России в условиях вступления во Внешне торговые отношения;

• снижение зависимости  экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;

• увеличение инвестиций в  производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях  модернизации экономики, в том числе  экспортных и несырьевых отраслей;

• активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского  комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20% 2;

• сдерживание «бегства»  капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;

• дальнейшее совершенствование  законодательства, преодоление его  противоречивости, бессистемности, а  также ужесточение контроля за исполнением  законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;

• повышение качества экономической  политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить  вероятность новых инвестиций на 30%;

• восстановление доверия  в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

В дополнение к утвержденному  Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения  заработной платы и доходов, превышающих  рост производительности труда в  стране. В России эта тенденция  стала глобальной, но проявляется  дифференцированно. Депутаты Государственной  думы добились оплаты своего труда  на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств  под предлогом борьбы с коррупцией, хотя нет предела алчности беспринципных  людей. И масштабы подкупа и продажности  чиновников не уменьшаются. Вместе с  тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая  заработная плата, нелегальные заработки  иммигрантов, по которым не платят налоги.

Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации  комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа  снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного  регулирования и принципе партнерства  государства и бизнеса в целях  разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.

Премьер-министр Российской Федерации Виктор Зубков напомнил, что при кабинете министров создана  специальная рабочая группа во главе  с вице-премьером – главой Минфина Алексеем Кудриным, которая займется выработкой мер по снижению инфляции. Ей предстоит сформировать единый подход к всестороннему анализу инфляционных процессов, оценить влияние на эти процессы внешних и внутренних факторов. Зубков подчеркнул, что речь идет о решении проблемы разобщенности подходов министерств и ведомств к антиинфляционным мерам.

Кроме того, Зубков отметил, что для сдерживания инфляции в России необходимо вести постоянную оценку и контроль притока капитала и осуществления внешних заимствований: «Важно стимулировать инвестиционный капитал, а спекулятивный, для которого характерен быстрый отток, – регулировать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним  термином. Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или  дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных  акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных  процессов в экономике, объективным  следствием нарастания диспропорций между  спросом и предложением, производством  предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов.

В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с  трудом поддается сдерживанию и  регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового  баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии  требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Манускрипт, 2003 г.

2.Виноградов В.В. Экономика России. – М.: Юрист, 2001 г.

3.Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы. – Деньги и кредит, 2006 г. №9.

4.Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Проспект, 2006 г.

5.Коултон Б., Райли Д. Инфляция и риски для кредитоспособности стран с развивающейся экономикой. – РЦБ, 2008 г., №18.

6.Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России.– Деньги и кредит., 2006 г., №9.

7.Красавина Л.Н. Инфляция и экономический рост: теория и практика. – Деньги и кредит, 2006 г., №7.

8.Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Кнорус, 2005 г.

9.Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт. –Мировая экономика и международные отношения, 2008 г. №4.

10.Погосов И.А. Инфляция в России: влияние на производство, прибыль, капитал. – ЭКО, 2008 г. №11.

11.Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Юнити, 2004 г.

 

 

Приложение 1

Текущие данные

Уровень инфляции в Апреле 2013 : 

0,51%

Уровень инфляции с начала 2013 года : 

2,40%

Уровень инфляции в Апреле 2012 : 

0,31%

Уровень инфляции в Апреле 2012 с начала года : 

1,77%

Уровень инфляции в 2012 : 

6,58%

Уровень инфляции за 12 месяцев : 

7,23%

Уровень инфляции за 60 месяцев (5 лет) : 

46,08%


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Динамика темпа роста

 

Приложение 3

Приложение 4. Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в соответствующем году (в процентах)

 

Наименование товарных групп

2011

2012

2013

Все товары и  услуги

100,00

100,00

100,00

Продовольственные товары

38,50

37,27

37,08

Мясопродукты

9,69

9,78

9,65

Рыбопродукты

1,92

1,95

1,89

Масло и жиры

1,24

1,18

1,12

Молоко и молочная продукция

2,76

2,70

2,65

Сыр

1,05

1,06

1,01

Яйца

0,52

0,48

0,47

Сахар

0,70

0,53

0,48

Кондитерские изделия

2,40

2,50

2,49

Чай, кофе

0,99

0,99

0,97

Хлеб и хлебобулочные  изделия

1,86

1,79

1,77

Макаронные и крупяные изделия

0,96

0,82

0,74

Плодоовощная продукция, включая картофель

4,18

3,42

3,63

Алкогольные напитки

5,33

5,23

5,40

Общественное питание

2,52

2,51

2,49

Прочие

2,38

2,33

2,32

Непродовольственные товары

35,57

36,88

37,12

Одежда и белье

5,59

5,55

5,46

Меха и меховые изделия

0,66

0,66

0,69

Трикотажные изделия

1,33

1,33

1,27

Обувь кожаная, текстильная  и комбинированная

2,56

2,50

2,36

Моющие и чистящие средства

0,80

0,80

0,76

Парфюмерно-косметические  товары

1,44

1,43

1,40

Галантерея

0,94

0,93

0,93

Табачные изделия

0,76

0,75

0,84

Мебель

2,07

2,07

2,17

Электротовары и другие бытовые  приборы

1,62

1,61

1,53

Печатные издания

0,47

0,44

0,41

Телерадиотовары

0,85

0,78

0,73

Персональные компьютеры

0,83

0,82

0,73

Средства связи

0,50

0,41

0,39

Строительные материалы

1,64

1,43

1,37

Легковые автомобили

5,38

6,98

7,33

Бензин автомобильный

2,45

2,57

2,87

Медицинские товары

1,90

1,82

1,82

Прочие

3,78

4,00

4,06

Услуги

25,93

25,85

25,80

Бытовые услуги

2,77

2,87

2,86

Услуги пассажирского  транспорта

3,02

2,85

2,85

Услуги связи

3,25

3,15

2,91

Информация о работе Виды и формы инфляции