Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 00:16, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Деньги – один из основных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежного обращения посвящали свои труды, выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешней эпохи. Основное внимание читателя сосредоточено на важнейшей функции денежного обращения – его устойчивости по отношению к внутренним и внешним факторам. Речь идет о проблеме инфляции. Предмет исследования: формы, виды инфляции, причины и предпосылки ее возникновения. Целью исследования является рассмотрение теоретических основ инфляции, исследование причин инфляции и роста цен в России, раскрытие направлений антиинфляционной политики в РФ.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава1. Теоретические основы инфляции………………………………….4
1.1. Понятие и сущность инфляции………………………………………….4
1.2. Формы и виды инфляции…………………………………….…………11
Глава 2. Анализ инфляционных процессов в Российской экономике……………………………………………………………………….22
2.1. Современное состояние Российской экономики в условиях инфляции………………………………………………………………………..29
2.2.Антиинфляционная политика государства…………………………….41
Заключение……………………………………………...………………………43
Список использованной литературы……………………………..…………46
Рабочие снова начнут требовать
повышения номинальной
Методы, границы и противоречия регулирования инфляции.
Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование – функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из: а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ –монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментария регулирования инфляции; б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; г) выделения конкретных (специальных) методов регулирования инфляции.
Основные положения
Государственные доходы сокращаются
вследствие снижения общего уровня налогообложения
(для стимулирования бизнеса) при
одновременной отмене налоговых
льгот (для создания фирмам равных конкурентных
усло-ний). Соответственно сокращению
доходов государства должны уменьшаться
его расходы. Социальные затраты
предполагаются минимальными, ибо чрезмерные
социальные выплаты, пособия, гарантии
развращают, подрывают стимулы к
труду. В ограниченных государственных
инвестициях необходим переход
от экстенсивного типа (более или
менее равномерное
М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3–5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.
Таков монетаристский метод
регулирования инфляции и границы
достижения безинфляционного (в идеале)
развития американской экономики. При
реализации монетаристской политики антиинфляционного
регулирования обостряется
Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы – сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее– стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.
Неокейнсианская концепция
«циклического балансирования бюджета»
исходит из того, что бюджет должен
балансировать экономику. На фазе кризиса,
депрессии эмиссионное
Итак, кейнсианский метод
регулирования инфляции предполагает
ее удержание в умеренных
Общий методологический подход
к регулированию инфляции в современной
России можно сформулировать следующим
образом. Вариант дефляции отвергается,
поскольку последняя приводит к
экономическому спаду. Нулевая инфляция
(как граница регулирования с
позиций монетаризма) для российской
экономики также неприемлема, да
и недостижима практически. При
проведении регулирования инфляции
в России следует учесть, что на
первоначальной стадии накопления избыточной
денежной массы стимулируется
Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленно развитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинфляционных факторов.
Денежная политика
Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. Между тем в 2001 г. при российской инфляции в 18,6% валютный курс рубля упал лишь на 8,9%.
Этот разрыв, с одной стороны, можно считать одной из причин названных темпов инфляции, поскольку он стимулировал покупку иностранной валюты Банком России, субъектами хозяйствования, населением и требовал соответствующей эмиссии платежных средств; далее – повышал спрос на импортные товары, что вело к росту их цен и повышению общего уровня цен. С другой стороны, он сформировал мотивацию к росту инфляции на будущее. Неблагоприятная ситуация сложилась в январе 2002 г. При темпе роста инфляции, как уже отмечалось, 3,1% официальный курс доллара к российскому рублю вырос на 1,8%.
Кредитная политика – комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача – установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика – прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств.) Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума, определяемого только самыми насущными общественными потребностями) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте – преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми, средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики – при большом удельном весе импортных факторов производства).
В зависимости от вида инфляции значимость ее регулирования идет по ниспадающей: устранение гиперинфляции – преодоление галопирующей инфляции – ограничение ползучей инфляции. Наибольшую опасность для самого существования социально-экономической системы представляет гиперинфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, то приходится прибегать к чрезвычайному методу регулирования инфляции – денежной реформе в форме нулификации, деноминации, т.е. аннулирования старой и введения новой валюты. Например, во Франции денежная масса за 1945–1955 гг. возросла более чем на 2 трлн. франков. В 1960 г. правительство было вынуждено провести деноминацию: 100 «старых» франков были приравнены к 1 «новому» франку.
В Российской Федерации деноминация была проведена с 1 января 1998 г. Нарицательная стоимость рубля была уменьшена в 1000 раз. Целями деноминации были заявлены: а) укрепление российской национальной валюты; б) стимулирование притока капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций; в) полное погашение инфляционных ожиданий в экономике; г) совершенствование денежного обращения в стране; д) упрощение учета и расчетов в хозяйстве. Последующие события (девальвация рубля в августе 1998 г.) и достаточно высокие показатели уровня инфляции в 1998–2001 гг. наглядно продемонстрировали, что эти цели не были реализованы.