Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэк).docx

— 105.66 Кб (Скачать файл)

Третья фаза – низшая точка спада.Здесь объём производства и занятость самые минимальные. Предприятия стараются выйти  из застоя, приспособиться к низким ценам путём снижения издержек производства. Идёт обновление основного капитала, растёт спрос на него, что является стимулом для развития отраслей, выпускающих  средства производства, а затем и  для оживления всей экономики.

Четвёртая фаза – подъём. Здесь повышается инвестиционная активность, заключаются новые контракты. Поэтому  растёт спрос на ссудный капитал, повышается уровень ссудного процента, производства и занятости. Растут цены, сокращается безработица вплоть до полной занятости и полной загрузки мощностей. Это состояние экономики  продолжается вплоть до достижения ею наивысших показателей, то есть вплоть до пика. Затем фазы цикла повторяются  снова и снова.

Особое место в экономическом  цикле занимает кризис. Он проявляется  как нарушение равновесия в экономике, её дестабилизация.[3, с.224-227]

Типы кризисов. Структурный  кризис охватывает, как правило, несколько  экономических циклов. Он называется необходимостью перестройки структуры  производства на новой технологической  основе. В качестве примера можно  привести продовольственный, сырьевой, энергетический кризисы 70-80-х годов 20-го столетия.

Циклический кризис охватывает все отрасли и сферы производства. В результате нарастающих диспропорций в экономике товары не находят  сбыта.Предложение повышает спрос, возникают трудности с реализацией  продукции.Это приводит к сокращению производства и росту безработицы, которая ещё больше снижает покупательную  способность населения. В итоге  снижаются все экономические  показатели, падают прибыль, заработная плата, инвестиции. Падает курс ценных бумаг. Всё это заканчивается  волной банкротств и массовым закрытием  предприятий. Позитивное значение циклического кризиса заключается в его«оздоровительной» функции. Предприятия, приспосабливаются  к новым экономическим условиям, избавляются от морально устаревшего  оборудования, внедряют новую технику  и технологии, снижают издержки производства. Приводится в соответствие структура  производства. В итоге следующий  цикл начинается качественно на новой  основе.

Частичный кризис затрагивает  отдельную сферу экономики. Он может  произойти как на фазе подъёма, так  и на фазе спада. Последний пример – финансовый кризис 1997года, который  начался на биржах Юго-Восточной  Азии и затронул практически все  страны.

Отраслевой кризис охватывает отдельные части или смежные  отрасли экономики. Он возникает  в результате  изменения отраслевой структуры или внешних причин: дешёвого массового импорта аналогичной  продукции, роста цен на импортируемоё  сырьё и материалы и др.

Особенностью современного экономического цикла сводятся к  следующему:

  1. благодаря регулирующей деятельности государства экономические циклы стали менее глубокими и менее продолжительными. Продолжительность цикла сократилась с 10-12 лет до 5-7 лет;
  2. раньше фазы цикла в разных странах наступали в разное время. Сейчас цикл синхронизировался, и его фазы наступают в большинстве стран почти одновременно;
  3. благодаря антициклическому регулированию границы между отдельными фазами цикла стали более размытыми, и фазы цикла плавно переходят одна в другую;
  4. с начала 1970-х годов экономическому циклу присуща стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы;[3,с.228]

В настоящее время выделяют следующие виды экономических циклов в зависимости от экономического содержания. К первому виду относится годовой цикл, он определяется влиянием на экономику страны природно-климатических условий. Чем выше роль и значение сельского и лесного хозяйства, рыболовства, добывающих отраслей, туризма, тем выше значение годового цикла экономического развития.

Второй вид – краткосрочный  цикл (3-4 года), который обычно связывают с колебаниями мировых запасов золота, влиянием на состояние производства денежно-кредитной сферы. Эти циклы получили название циклы Дж. Китчина.

Третий вид – среднесрочныйцикл (7-12 лет), который связан со значительными  изменениями всех основных макроэкономических показателей (циклы Жуглара) под  действием технологических изменений.

Четвёртый вид – строительный цикл (16-25 лет) связан с обновлением  основных производственных фондов, периодичностью обновления производственных сооружений и жилья (циклы Кузнеца).

Пятый вид – долгосрочные циклы (большие экономические циклы  Н.Д Кондратьева или К-волны) (продолжительностью 45-65 лет) связаны с закономерностями накопления и обновления научных  знаний, их влиянием на экономическое  развитие, с вовлечением в мировое  хозяйство новых стран.

Н. Д. Кондратьев впервые  предложил равновесную модель длинного цикла, согласно которой существует равновесие между основными капитальными благами и факторами, определяющими  существующий способ производства, а  также между сырьевой базой и  источниками энергии, ценами, занятостью, состоянием кредитно-денежной системы.

Наиболее целостную инновационную  теорию длинных волн после открытия Н.Д.Кондратьева создал Й.Шумпетер. В качестве первоосновы К-волн Шумпетер определяет импульс нововведений, которые  создают колебания всей экономической  системе, поэтому длинные волны  иногда называют волнами Кондратьева-Шумпетера.[2,с. 211-212]

Стабилизационная политика в открытой экономике представляет собой политику правительства направленную на обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого, как  правило, как обеспечение совокупного  выпуска на уровне полной занятости  ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как  обеспечение равновесия платежного баланса). Видами стабилизационной политики являются фискальная, монетарная, внешнеторговая и валютная. Различают два типа открытой экономики: малую открытую экономику и большую открытуюэкономику.  
Под малой открытой экономикой понимается экономика страны,на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не оказывает влияния на экономическое развитие других стран.При этом величину ставки процента данной страны (R) определяет величина мировой ставки процента (R*),на которую изменение внутренней ставки процента не влияет (независимо от объема финансовых операций данной страны на мировых финансовых рынках).

Основные инструменты, используемые государством при проведении стабилизационной политики.

Инструменты фискальной политики. Инструменты фискальной политики, т.е. инструменты для регулирования экономики за счет манипуляций государственным бюджетом, можно разделить на инструменты налоговой, бюджетной и долговой политики государства.

К инструментам налоговой  политики можно отнести:

  1. Изменение налоговой нагрузки на экономику.
  2. Изменение распределения налоговой нагрузки между прямыми и косвенными налогами, между получателями больших и меньших доходов, между факторами производства. Такое перераспределение может повлиять на величину совокупного спроса, поскольку лица с разным уровнем дохода имеют разную склонность к сбережению.
  3. Введение или отмена отрицательных налогов, т.е. выплата пособий и т.п. для некоторых групп граждан.
  4. Отсрочка налоговых платежей. Изредка эта мера оказывается очень действенной, поскольку позволяет восстановить работоспособность фирм.

Инструментов бюджетной политики:

  1. Изменение величины государственных расходов.
  2. Изменение структуры государственных расходов.
  3. Создание государственных товарных резервов.

Инструменты управления государственным долгом:

  1. Изменение величины государственного долга. (Основная мера, сопровождающая рост государственных расходов.)
  2. Рефинансирование государственного долга, которое приводит к снижению расходов на его обслуживание.
  3. Создание финансовых резервов.

Инструменты денежно-кредитной политики, используемых центральным банком для регулирования экономики:

  1. Изменение процентных ставок по кредитам для коммерческих банков.
  2. Изменение лимитов кредитования коммерческих банков.
  3. Изменение нормы обязательного резервирования. Причем, как и в случае процентных ставок, нормы резервирования могут изменяться лишь для некоторых видов вкладов.
  4. Выкуп активов для формирования резервов ЦБ. Сюда входит выкуп ценных бумаг, выкуп драгоценных металлов, выкуп иностранной валюты.
  5. Эмиссия ценных бумаг от собственного имени. Является одним из вариантов стерилизации денежной массы.
  6. Выдача кредитов правительству. Является альтернативой заимствованиям правительства на рынке ценных бумаг.

Дополнительными мерами государства, направленными на стабилизацию экономики, могут быть:

  1. Изменение минимальных размеров оплаты труда.
  2. Изменение законодательства в трудовой сфере, в сфере пенсионного обеспечения и в сфере социального страхования.
  3. Изменение политики выплат пособия по безработице.
  4. Развитие системы переподготовки безработных. Данная мера сокращает структурную безработицу.
  5. Национализация и приватизация. Национализация может рассматриваться как один из вариантов защиты фирм от разорения. А приватизация предприятий может увеличивать инвестиции.
  6. Регулирование и контроль финансовых рынков.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживания колебания экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.

Экономическая стабилизация связана  со многими трудностями экономического характера: временные лаги фискальной и монетарной политики; несовершенство экономической информации; изменчивость экономических ожиданий; неоднозначность  исторических аналогий.

Цели стабилизационной политики: достижение желаемого уровня занятости; стабильность экономического роста; сдерживание инфляции.

Стабилизационная политика включает фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику. Фискальная политика регулирует налогообложение и государственные  расходы, а кредитно-денежная – предложение  денег. Для получения эффекта  от мер стабилизационной политики необходима согласованность действий фискальной и кредитно-денежной политики при распределенных полномочиях и ответственности.

Экономическая политика может проводиться  двумя путями: это стратегия активизма или установление долгосрочных правил экономической политики.

Активистскойполитики придерживаются кейнсианцы, считающие необходимым проведение стабилизационной политики для достижения эффективности национальной экономики.

Неоклассики считают проведение стабилизационной политики бесполезным, поэтому они  предлагают второй путь – установление долгосрочных правил экономической  политики.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Экономическая политика, использующая стратегию активизма, подразумевает  активное регулирование рыночной системы  путем проведения фискальной и кредитно-денежной политики. Тем самым экономическая  политика, использующая дискреционные  меры в краткосрочных периодах, стремится  к осуществлению долгосрочных целей.

Меры экономической политики определяют популярность правительства. Поэтому  правительство сосредоточивается  на краткосрочных целях экономической  политики, не уделяя внимания долгосрочным последствиям.

В отличие от кейнсианцев монетаристы  и неоклассики видят причину  нестабильности именно в проведении экономической политики. Для достижения экономического равновесия по мнению монетаристов и неоклассиков необходимы устойчивые и долгосрочные правила.

Выбор между активной и пассивной  моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий».

Антиинфляционная политика. Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с тем, что главная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики