Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.
Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………
По итогам 2005 года прибыль
от реализации товаров, продукции, работ,
услуг сложилась в размере 9,9 трлн.
рублей, или 15,6% от произведенного валового
внутреннего продукта (за 2004 год
– 15,8%), что в реальном выражении
на 14,1% больше, чем в 2004 году. Рентабельность
реализованной продукции
В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности.
В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году[5].
На объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году. Основными источниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования[5].
Важнейшим же источником финансирования
инвестиций в прогнозируемом периоде
(2001-2010) будут собственные средства
предприятий и организаций (более
половины всех капиталовложений). Возрастет
доля амортизационных отчислений благодаря
внедрению новых норм и методов
начисления амортизации основных фондов.
Бюджетное финансирование будет
направлено на решение неотложных социальных
задач общегосударственного значения,
а также финансирование особо
важных объектов производственного
назначения, связанных с экспортом
продукции, решением проблем импорт
замещения и основанных на внедрении
новых и высоких технологий. Рост
объемов привлекаемых средств будет
осуществляться за счет кредитов коммерческих
банков, иностранных инвестиций, эмиссии
ценных бумаг, создания системы строительных
накоплений и взаимного жилищного
кредитования. Согласно расчетам, общий
объем инвестиций в основной капитал
в 2008 г. должен возрасти по сравнению
с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению
с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций
в составе ВВП составит в 2008 г.
24,5% (в 2000 г. – 19,8%) [8]. Все это даст
возможность обеспечить устойчивые
темпы наращивания объемов
При этом в условиях спада
налогово-бюджетная политика направляется
на повышение совокупного спроса
путем наращивания
Однако недостатком
Разворачивающийся кризис явно выходит за рамки обычного циклического. Так, можно выделить три его важные особенности.
Во-первых, начавшийся в условиях
глобализации, этот кризис носит беспрецедентный
по масштабам характер, охватывая
практически все динамично
регионы меньше от него и пострадали.
Во-вторых, современный кризис носит структурный характер, т.е. предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения последуют, однако результатом явно будет перераспределение сил в отраслевом и региональном отношениях.
В-третьих, кризис носит инновационный характер. В последние годы важны были инноваций и перевод экономики на инновационный путь развития, и это произошло в финансово-экономическом пространстве. Ведь в основе его лежит появление и быстрое распространение финансовых инноваций – новых инструментов финансового рынка, которые, смогут создать условия для бесконечного роста.
Национальная экономика
Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате проведения жесткой кредитно-денежной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массы, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, в 1996 – до 39,3 % (в 1994 г. – 1959 %). Но в конце периода произошло ухудшение ситуации, вызванное усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности и использованием денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики.
Третий период (1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно-денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста инфляция в 1999 г. выросла в данном периоде до 350 % в год.
Четвертый период (2000–2003 гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %; в 2002 г. – 134,8 %; в 2003 году – 125,4 %.
Текущая ситуация в экономике Беларуси
по своим характеристикам
Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы по:
Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.
Это имело двоякого рода
последствия. С одной стороны, финансовые
инновации существенно
Последнее десятилетие характеризуется
резким ростом совокупной денежной массы
в мировом масштабе, ее превышение
над мировым ВВП составило
около 30 %. Термин «ликвидность» используется
как понятие, состоящее из двух частей:
совокупной денежной массы и финансовых
инструментов, включая их производные.
Во многом сложившаяся ситуация может
быть объяснена внешними
шоками различного
характера, будоражившими мировое сообщество
последнее время.
Увеличение объема операций на финансовых рынках способствовало активному росту предложения финансовых инструментов, включая их производные. Особенно быстро развивались операции с производными (дериватами), расчеты по сделкам с которыми требуют лишь часть их номинальной стоимости. Так, объем операций с дериватами за десять лет увеличился примерно в пять раз. Это во многом обеспечило увеличение разрыва объема между имеющейся совокупной денежной массой и объемом финансовых инструментов (включая, собственно, производные) посредством действия финансового рычага.
Как результат, все надстраивающиеся
и надстраивающиеся финансовые операции
к тому же и развивались все
более быстрыми темпами, увеличивая
свой объем над операциями «предыдущей
финансовой надстройки». Для интерпретации
чего некоторыми экономистами удачно
применено сравнение с
Таблица 3.1. Производство валового внутреннего продукта
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Валовой внутренний продукт: в текущих ценах, млрд. руб. |
||||
97165 |
129791 |
137442 |
162964 | |
в сопоставимых ценах, |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,6 |
Валовой внутренний продукт |
10015 |
13407 |
14457 |
17171 |
Влияние мирового финансового кризиса
на экономику Республики Беларусь (по
сравнению с другими странами)
во многом носит ограниченный характер.
Учитывая неразвитость фондовых и финансовых
рынков в стране и их слабую интегрированность
в мировую финансовую систему, влияние
мирового финансового кризиса на
белорусскую экономику
Как следствие, с IV квартала 2008 г. начали
проявляться негативные тенденции в развитии
белорусской экономики в части существенного
падения экспорта и валютной выручки,
увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового
оборота, сокращения валютных резервов
и роста напряженности на валютном рынке,
нарастания государственного и валового
внешнего долга, снижения рентабельности
и прибыли, замедления темпов экономического
роста, сокращения грузоперевозок, роста
сверхнормативных запасов готовой продукции
на складах и дебиторско-кредиторской
задолженности, увеличения вынужденных
отпусков и использования неполной рабочей
недели.
Таким образом, к основным
последствиям влияния мирового кризиса
на экономику Республики Беларусь можно
отнести: рост дефицита платежного баланса
(рост дефицита текущего счета платежного
баланса); ограничение возможностей
финансирования дефицита текущего счета
платежного баланса; рост напряженности
на внутреннем валютном
рынке; уменьшение золотовалютных
резервов страны. Основываясьна изучении
причин и форм проявления глобального
кризиса, анализа характера стабилизационных
мер, предпринятых ведущими экономиками,
а также учитывая специфику положения
Республики, Беларусь в сложившихся условиях,
определим рычаги механизма восстановления
экономики страны.
Антикризисные мероприятия, принимаемые
в Республике Беларусь, в целом состоят
из следующих четырех блоков: первоочередные
меры по либерализации условий экономической
деятельности; антикризисные меры в области
монетарной и фискальной политики; меры
по поддержке галлообразующих предприятий;
совместный план действий с Российской
Федерацией по минимизации последствий
финансового кризиса. Их реализация осуществляется
по следующим основным направлениям: привлечение
дополнительного внешнего финансирования,
стабилизация ситуации в банковском секторе
и на валютном рынке, поддержка реального
сектора и валообразующих предприятий,
стимулирование экспорта и ограничение
импорта, создание дополнительного внутреннего
потребительского и инвестиционного спроса
на отечественную продукцию, селективная
поддержка уязвимых категорий населения
и др.
Большое значение для стабилизации макроэкономической
ситуации Республики Беларусь имеет сотрудничество
с международными финансовыми организациями.
МВФ 12 января 2009 г. в рамках реализации
программы стэнд-бай предоставил Республике
Беларусь 2,46 млрд. долл. США сроком на пятнадцать
месяцев. 29 июня 2009 г. было принято решение
об увеличении объема финансирования
на 1 млрд. долл. США. Реализация программы
МВФ в рамках договоренности о кредите
стэнд-бай предусматривает комплексную
работу по достижению установленного
уровня по ряду экономических показателей,
в частности по чистым международным резервам.