Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэк).docx

— 105.66 Кб (Скачать файл)

По итогам 2005 года прибыль  от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего продукта (за 2004 год  – 15,8%), что в реальном выражении  на 14,1% больше, чем в 2004 году. Рентабельность реализованной продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.

В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли до налогообложения в  текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению с 2004 годом сумма  прибыли до налогообложения возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль  предприятий промышленности.

В 2005 году в экономику  и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при  прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в  ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году[5].

На объекты производственного  назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты непроизводственного  назначения возросли на 20,7%. На строительство  жилых домов использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья –  на 7,9% больше, чем в 2004 году. Основными  источниками инвестиций являлись собственные  средства организаций (47,3%), бюджетные  средства (25,3%), кредиты банков (без  иностранных кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных  средств возросла в 1,3 раза по сравнению  с 2004 годом при снижении удельного  веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные  вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре  источников финансирования[5].

Важнейшим же источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будут собственные средства предприятий и организаций (более  половины всех капиталовложений). Возрастет  доля амортизационных отчислений благодаря  внедрению новых норм и методов  начисления амортизации основных фондов. Бюджетное финансирование будет  направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо  важных объектов производственного  назначения, связанных с экспортом  продукции, решением проблем импорт замещения и основанных на внедрении  новых и высоких технологий. Рост объемов привлекаемых средств будет  осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии  ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного  кредитования. Согласно расчетам, общий  объем инвестиций в основной капитал  в 2008 г. должен возрасти по сравнению  с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению  с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. – 19,8%) [8]. Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности  выпускаемой продукции на внешнем  и внутреннем рынках и как результат  – более полно удовлетворить  потребности народного хозяйства  и населения страны в средствах  производства и товарах народного  потребления.

При этом в условиях спада  налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных  капитальных вложений, понижения  налогов. Так, в Республике Беларусь к 2010 году планируется отменить все  оборотные налоги, они уже снижены  до 3%, снизить налогообложение фонда  заработной платы, чрезвычайный налог  снижен до 3%, снизить налогообложение  прибыли, транспортный сбор снижен до 3%.

Однако недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность  возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита. Таким  образом, основными направлениями  антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная  и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

Разворачивающийся кризис явно выходит за рамки обычного циклического. Так, можно выделить три его важные особенности.

Во-первых, начавшийся в условиях глобализации, этот кризис носит беспрецедентный  по масштабам характер, охватывая  практически все динамично развивавшиеся  в последнее десятилетие страны и регионы. Налицо важная закономерность: кризис больнее всего ударяет  тех, кто был наиболее успешен  в последнее десятилетие; и напротив, застойные страны и 

регионы меньше от него и  пострадали.

Во-вторых, современный кризис носит структурный характер, т.е. предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики  и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные  изменения последуют, однако результатом  явно будет перераспределение сил  в отраслевом и региональном отношениях.

В-третьих, кризис носит инновационный  характер. В последние годы  важны были инноваций и перевод экономики на инновационный путь развития, и это произошло в финансово-экономическом пространстве. Ведь в основе его лежит появление и быстрое распространение финансовых инноваций – новых инструментов финансового рынка, которые, смогут создать условия для бесконечного роста.

Национальная экономика пережила сложные потрясения в результате глубокого трансформационного кризиса. Экономисты выделяют четыре периода  динамики инфляционных процессов. Первый период (1991–1994 гг.) связан с углублением экономического кризиса, вызванного разрывом хозяйственных связей, с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. В 1993–1994 гг. цены возрастали в год более чем в 20 раз.

Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате проведения жесткой кредитно-денежной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массы, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, в 1996 – до 39,3 % (в 1994 г. – 1959 %). Но в конце периода произошло ухудшение ситуации, вызванное усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности и использованием денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики.

Третий период (1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно-денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста инфляция в 1999 г. выросла в данном периоде до 350 % в год.

Четвертый период (2000–2003 гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %; в 2002 г. – 134,8 %; в 2003 году – 125,4 %.

Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует  признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные  финансовые организации принимают  уровень инфляции, не превышающий  прирост цен за год на 40 %.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три  группы по:

    1. ограничению издержек и ресурсосбережению;
    2. ограничению монетарных факторов инфляции;
    3. структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Кроме того, в Республике ежегодно утверждаются основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

 

Это имело двоякого рода последствия. С одной стороны, финансовые инновации существенно трансформировали ряд товарных рынков, прежде всего  важнейших сырьевых товаров. Цена на нефть всегда была абсолютно непредсказуемым  феноменом, но все-таки в какой-то мере зависела от спроса и предложения  на нее, а потому в какой-то мере контролировалась производителями нефти.Теперь цена на нефть не имеет почти никакого отношения к действиям производителей нефти и почти не реагирует на усилия OПЕК и связанных с ним стран. Теперь цена формируется на финансовых рынках и существует в головах финансовых брокеров, торгующих связанными с поставками нефти вторичными финансовыми инструментами – причем инструментами, практически не имеющими отношения к реальному движению этого товара. 5,c. 247-252]

Последнее десятилетие характеризуется  резким ростом совокупной денежной массы  в мировом масштабе, ее превышение над мировым ВВП составило  около 30 %. Термин «ликвидность» используется как понятие, состоящее из двух частей: совокупной денежной массы и финансовых инструментов, включая их производные. Во многом сложившаяся ситуация может   быть    объяснена внешними шоками различного 
характера, будоражившими мировое сообщество последнее время.

Увеличение объема операций на финансовых рынках способствовало активному росту предложения  финансовых инструментов, включая их производные. Особенно быстро развивались  операции с производными (дериватами), расчеты по сделкам с которыми требуют лишь часть их номинальной  стоимости. Так, объем операций с  дериватами за десять лет увеличился примерно в пять раз. Это во многом обеспечило увеличение разрыва объема между имеющейся совокупной денежной массой и объемом финансовых инструментов (включая, собственно, производные) посредством  действия финансового рычага.

Как результат, все надстраивающиеся и надстраивающиеся финансовые операции к тому же и развивались все  более быстрыми темпами, увеличивая свой объем над операциями «предыдущей  финансовой надстройки». Для интерпретации  чего некоторыми экономистами удачно применено сравнение с пирамидой  «вверх тормашками». В основании  – М1 (денежная масса в самом  узком смысле, состоящая из наличных денежных средств и чековых депозитов), это примерно 10 % мирового ВВП. Совокупная денежная масса – М3 (самое широкое  определение денежной массы, включающее М2 + крупные (свыше 100 тыс. долл. США) срочные  депозиты) – это примерно 130 % мирового ВВП. Далее примерно 140 % составляют секьюритизированные долговые обязательства, порядка 1000 % – производные финансовые инструменты(деривативы).[11]

Таблица 3.1. Производство валового внутреннего продукта

 

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах, млрд. руб.

       

97165

129791

137442

162964

в сопоставимых ценах, 
в процентах к предыдущему году

108,6

110,2

100,2

107,6

Валовой внутренний продукт 
на душу населения, тыс. руб.

10015

13407

14457

17171


 
Влияние мирового финансового кризиса  на экономику Республики Беларусь (по сравнению с другими странами) во многом носит ограниченный характер. Учитывая неразвитость фондовых и финансовых рынков в стране и их слабую интегрированность  в мировую финансовую систему, влияние  мирового финансового кризиса на белорусскую экономику проявилось с некоторым временным лагом  по сравнению с другими странами. Стоит отметить, что воздействие  происходит через два основных канала: снижение объемов (темпов роста) производства в странах-партнерах и, как следствие, уменьшение спроса на отдельные позиции  белорусского экспорта (прежде всего  нефтепродукты, черные металлы,  калийные удобрения, машиностроительную продукцию); ограничение возможностей привлечения иностранного капитала, как в виде внешнего заимствования, так и прямых инвестиций. При этом особенностями, осложнившими ситуацию в Беларуси, выступили: длительно существовавший дефицит текущего счета платежного баланса страны; недостаточные объемы притока в страну прямых иностранных инвестиций; ограниченность золотовалютных резервов; относительно высокие инфляционные и девальвационные ожидания. 
Как следствие, с IV квартала 2008 г. начали проявляться негативные тенденции в развитии белорусской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличения отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения валютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового внешнего долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели.

Таким образом, к основным последствиям влияния мирового кризиса  на экономику Республики Беларусь можно  отнести: рост дефицита платежного баланса (рост дефицита текущего счета платежного баланса); ограничение возможностей финансирования дефицита текущего счета  платежного  баланса; рост напряженности  на     внутреннем   валютном   рынке;  уменьшение   золотовалютных резервов страны. Основываясьна изучении причин и форм проявления глобального кризиса, анализа характера стабилизационных мер, предпринятых ведущими экономиками, а также учитывая специфику положения Республики, Беларусь в сложившихся условиях, определим рычаги механизма восстановления экономики страны. 
Антикризисные мероприятия, принимаемые в Республике Беларусь, в целом состоят из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности; антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики; меры по поддержке галлообразующих предприятий; совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществляется по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, поддержка реального сектора и валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др. 
Большое значение для стабилизации макроэкономической ситуации Республики Беларусь имеет сотрудничество с международными финансовыми организациями. МВФ 12 января 2009 г. в рамках реализации программы стэнд-бай предоставил Республике Беларусь 2,46 млрд. долл. США сроком на пятнадцать месяцев. 29 июня 2009 г. было принято решение об увеличении объема финансирования на 1 млрд. долл. США. Реализация программы МВФ в рамках договоренности о кредите стэнд-бай предусматривает комплексную работу по достижению установленного уровня по ряду экономических показателей, в частности по чистым международным резервам.

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики