Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.
Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………
В то же время существует
ряд факторов, которые сдерживают
выход белорусской экономики
из кризиса. Так, оживление белорусской
экономики, учитывая ограниченную емкость
внутреннего рынка, прямо зависит от изменения
траектории развития мировой экономики,
прежде всего тех стран, которые в последние
годы являлись основными торговыми партнерами
(Российская Федерация, страны ЕС, отдельные
страны СНГ).
Ситуация для Беларуси усугубляется не
только сжатием внешних рынков сбыта,
но и продолжением увеличения цен на газ,
когда на мировом рынке имеет место тенденция
их существенного сокращения. В результате
разрыв стоимости российского газа для
Беларуси и на мировых рынках существенно
сократился. Чрезмерное увеличение складских
запасов отдельных видов продукции в IV
квартале 2008–2009 гг. в условиях сокращения
спроса на внешних рынках также явилось
сдерживающим фактором оживления производства.[13]
Таблица 3.2. Сравнение обьёмов ВВП 2011 г. С 2010 г.
Ноябрь-январь 2011 г. |
Справочно:ноябрь-январь 2010 г. | |||
млрд. руб. |
В % к ВВП |
млрд. руб. |
В % к ВВП | |
Валовой внутренний продукт |
249 403,9 |
100 |
146 585,8 |
100 |
сфера производства |
120 151,9 |
48,2 |
70 080,7 |
47,8 |
сфера услуг |
97 184,0 |
38,9 |
58 072,5 |
39,6 |
чистые налоги на продукты |
32 068,0 |
12,9 |
18 432,6 |
12,6 |
В январе-ноябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в
текущих ценах 249,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-
ноябрем 2010 г. в сопоставимых ценах на 5,8%. Прогнозом на 2011 год
в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010г. №596 предусмотрен его рост на 9-10%.[10]
Одновременно мировой кризис обнажил отдельные недостатки и уязвимости белорусской экономики, которых удавалось избегать в условиях относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на ведущие позиции белорусского экспорта. Прежде всего, это касается высокой концентрации белорусского экспорта по отдельным товарным видам, странам и товаропроизводителям, низкой технологичности экспорта, его значительной импортоемкости, а также убыточности ряда экспортных позиций. Поэтому перспективы развития белорусской экономики в ближайшие годы по-прежнему будут определяться благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры, поскольку для проведения эффективных структурных изменений и внедрения современных технологий требуется время и существенные финансовые ресурсы, которые в условиях кризиса ограничены.
Проводимая в стране экономическая политика нуждается во внесении дополнительных корректировок: целесообразно отказаться от попыток поддержания темповых показателей развития экономики за счет продолжения наращивания запасов готовой продукции на складах; дополнительное стимулирование внутреннего спроса (особенно инвестиционного), несмотря на его положительное влияние, на динамику экономического развития, имеет определенные пределы, связанные как с емкостью внутреннего рынка и возможностями реализации на нем отечественной продукции (к тому же отличающейся высокой импортоемкостью, что не позволяет мультиплицировать развитие национального производства), так и ограниченностью финансирования, потребности в котором все в большей степени покрываются за счет внешних заимствований; для сохранения макроэкономической стабильности и быстрейшего выхода из кризиса важным представляется дальнейшее сокращение расходов госбюджета и других секторов экономики (прежде всего, непервоочередных), а также повышение эффективности использования ограниченных ресурсов; большое значение имеет ряд мероприятий по совершенствованию банковской системы: созданию конкурентной среды и улучшению механизма управления рисками в банковской деятельности будет способствовать приватизация банков, сопровождающаяся привлечением дополнительного капитала и улучшением эффективности управления финансовым институтом.
Для повышения эффективности
управления кредитным риском важна
работа по усовершенствованию используемого
банками механизма сбора
Таким образом, учитывая масштабность
и затяжной характер мирового финансового
кризиса, уязвимость белорусской экономики
во внешнеэкономической сфере, необходимы
более существенные корректировки экономической
политики. Вчастности, необходимо отказаться
от продолжения финансирования масштабных
и низкоэффективных государственных программ,
а также строительства объектов непервоочередной
важности. Важным для поддержания экономики
является более существенное сокращение
и рационализация расходов государственного
сектора экономики, поддержка и сохранение
наиболее конкурентоспособных предприятий
и производств.В целом для стабилизации
экономики Республики Беларусь в условиях
мирового финансового кризиса необходим
ряд комплексных общеэкономических мер
по улучшению состояния платежного баланса,увеличению
золотовалютных резервов,наращиванию
экспортного потенциала,обеспечению стабильности
цен,поддержанию курса белорусского рубля,совершенствованию
банковской системы,привлечению иностранных
инвестиций и трансформации докризисных
методов управления в направлении формирования
адаптационных механизмов с учетом динамичных
изменений в мировой экономике.Комплексная
программа действий обеспечит стабилизацию
экономической обстановки,повышение эффективности
и конкурентоспособности национальной
экономики
Республики Беларусь.[6]
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Условием устойчивости
и стабильного экономического
развития является равновесие, сбалансированность
между общественным
Таким образом, цикличность
— это всеобщая форма движения
национальных хозяйств и мирового хозяйства
как единого целого. Она выражает
неравномерность
2. При этом современное
государство располагает целым
набором экономических
В тех же целях используется кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.
Таким образом, государство
должно проводить в целях сглаживания
циклических колебаний, в период
спада политику активизации всех
хозяйственных процессов, а в
период "перегрева" экономики
стремится сдерживать деловую активность
при помощи как бюджетно-налоговой,
так и денежно-кредитной
3. Соответственно и основными
направлениями антициклической
политики в условиях
При этом в условиях спада
налогово-бюджетная политика направляется
на повышение совокупного спроса
путем наращивания
Основным же направлением
денежно-кредитной политики, как
и прежде, остается удержание обменного
курса белорусского рубля и его
покупательской способности, при безусловной
попытки привязать его к
Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют, прежде всего, на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко. Основными инструментами стабилизационной программы являются денежно-кредитная (или монетарная) и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.
Стабилизационная политика государства - это комплекс мероприятий макроэкономической политики, направленных на стабилизацию экономики на уровне полной занятости, или потенциального выпуска. Рецептов государственного вмешательства в экономику в условиях макроэкономической нестабильности достаточно много. Однако общие принципы воздействия на уровень деловой активности сводятся к следующим положениям: в условиях спадов правительство должно проводить стимулирующую политику, а в условиях подъема - сдерживающую макроэкономическую политику, стремясь не допустить сильного «перегрева» экономики (инфляционного разрыва). Другими словами, государство должно сглаживать амплитуду колебаний фактического ВВП вокруг линии тренда.
В заключение стоит отметить, что природа и механизмы великих экономических потрясений – а именно с таким явлением мы сейчас имеем дело – всегда загадочны и до конца не постижимы. Великие кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов, политиков и историков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научных статей. Причем однозначные ответы не удается дать даже экономическим историкам будущего.
Список использованной литературы: