Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэк).docx

— 105.66 Кб (Скачать файл)

ВВП Еврозоны и всего Евросоюза  вырос в III квартале 2011 года на 0,2% в  квартальном исчислении. Об этом сообщило европейское статистическое агентство Eurostat. В годичном исчислении ВВП  в III квартале вырос на 1,4% и в Еврозоне, и в ЕС. Данные полностью совпали  с прогнозами аналитиков. Рост ВВП  Еврозоны во II квартале 2011 года составил 0,2% по сравнению с I кварталом 2011 года и 1,6% в годовом исчислении. Активнее всего ВВП рос у Румынии (1,9% в квартальном исчислении и 4,5% - в  годичном), Литвы (1,3% и 7,2% соответственно) и Эстонии (0,8% и 7,9%). У ВВП Португалии, Нидерландов и Кипра наблюдаются  отрицательные значения.  
Статистические ведомства двух крупнейших экономик Евросоюза - Германии и Франции - также представили предварительные оценки ВВП по итогам III квартала, которые полностью оправдали прогнозы аналитиков. Так, Национальное статистическое бюро Франции Insee сообщило о росте экономики в июле-сентябре на 0,4% в квартальном исчислении, а Национальное статистическое бюро Германии - о росте на 0,5% за тот же период. Обе экономики продемонстрировали улучшение показателей в сравнении со II кварталом, когда ВВП Франции сократился на 0,1%, а ВВП Германии вырос всего на 0,3%. Последний показатель был пересмотрен в лучшую сторону - изначально сообщалось, что немецкий ВВП вырос всего на 0,1% по итогам апреля-июня.  Экономика Греции в III квартале 2011г. сократилась на 5,2% в годовом исчислении, о чем сообщило греческое статистическое агентство ELSTAT. Таковы предварительные данные без поправки на сезонность. Информация по изменению ВВП в III квартале по сравнению с предыдущим кварталом в отчете ELSTAT не приводится. "В III квартале 2011г. валовый внутренний продукт (ВВП) в постоянных ценах 2005г. снизился на 5,2% относительно III квартала 2010г.", - говорится в сообщении ведомства. Во II квартале 2011г., по уточненным данным, падение греческого ВВП составило 7,4% (вместо прежних 7,3%), а в I квартале - 8,3% (ранее - 8,1%). Аналитики в целом остались довольны итогами III квартала, однако с тревогой смотрят уже в ближайшее будущее. Особую озабоченность у них вызывают перспективы немецкой экономики - традиционного локомотива всей экономической системы ЕС. Отмечается, что внутренний спрос внес заметный вклад в рост ВВП, в особенности в частное потребление. Тем не менее, результаты IV квартала будут значительно слабее. По мнению аналитиков, все будет зависеть от дальнейшего развития кризиса Еврозоны - если ситуация усугубится, экспортоориентированная экономика Германии непременно пойдет на спад.  
Промышленное производство в Еврозоне в сентябре сократилось на 2% в месячном исчислении. Снижение промпроизводства стало максимальным с февраля 2009 г., когда экономика оправилась от худшего финансового кризиса со времен 1930-х годов, что также указывает на ухудшение ситуации в будущем. В сентябре впервые за 2,5 года промпроизводство 17 стран Еврозоны упало так существенно. Из-за больших долгов и их дорогого обслуживания у властей ЕС не остается инструментов, чтобы стимулировать экономику. Такого кризиса Европа не переживала со времен Второй мировой войны, - признала Ангела Меркель.  В августе рост показателя составлял 1,4% к июлю. Выпуск средств производства в Еврозоне рухнул на 4,2% в сентябре, производство потребительских товаров длительного пользования – на 3,8%, товаров кратковременного пользования – на 1,3%, выпуск промежуточной продукции – на 2,2%. Производство электроэнергии сократилось на 1,4%. Среди государств – членов Еврозоны, по которым имеются данные, объемы промышленного производства больше всего сократились в Эстонии – на 10,9%. В Португалии показатель упал на 5,8%, в Италии на 4,8%, в Ирландии на 3,5%, в Испании на 1,3%. Сентябрьский спад производства в двух крупнейших экономиках Еврозоны – Германии и Франции – достиг 2,9% и 1,9% соответственно. В сентябре рост зафиксирован лишь в четырех экономиках Еврозоны: в Словакии на 3,2%, в Словении на 1,5%, на Мальте на 0,3%, в Греции на 0,1%. 
Профицит торгового баланса зоны евро в сентябре 2011 г. составил 2,9 млрд. евро. Об этом сообщается в опубликованном докладе европейского статистического агентства Eurostat. Аналитики ожидали, что дефицит торгового баланса составит 2 млрд. евро. В августе 2011 г. дефицит торгового баланса Еврозоны, по пересмотренным данным, составил 4,4 млрд. евро, ранее сообщалось об отрицательном сальдо в 3,4 млрд. евро.  
В сентябре 2010 г. профицит торгового баланса зоны евро составлял 0,5 млрд. евро. Объем экспорта 17 государств, входящих в Еврозону, в сентябре 2011 г. в годовом исчислении повысился на 10%, а объем импорта - на 9%. В месячном исчислении с учетом сезонной корректировки экспорт Еврозоны в сентябре 2011 г. снизился на 1%, а импорт - на 3,2%. 
Дефицит торгового баланса в 27 странах - членах Евросоюза (ЕС) в сентябре 2011 г., по предварительным данным, составил 10,5 млрд. евро, тогда как в сентябре 2010 г. дефицит составлял 13,9 млрд. евро. В августе 2011г. дефицит торгового баланса в странах ЕС составлял 17,8 млрд. евро. При этом в сентябре 2011 г. относительно сентября 2010 г. объем экспорта и импорта 27 стран ЕС увеличился на 9% и 6% соответственно. В месячном исчислении с учетом сезонной корректировки экспорт в 27 странах ЕС снизился в сентябре 2011 г. на 0,7%, а импорт - на 3,4%. В августе в зоне евро был зафиксирован дефицит торгового баланса. Он составил 3,4 млрд. евро. В августе 2010 г. дефицит торгового баланса зоны евро составлял 6,3 млрд. евро. Дефицит торгового баланса в 27 странах - членах Евросоюза (ЕС) в августе 2011 г., по предварительным данным, составил 17,8 млрд. евро, тогда как в августе 2010 г. дефицит составлял 19,2 млрд. евро. В августе 2011 г. относительно августа прошлого года объем экспорта 27 стран ЕС увеличился на 14%, объем импорта вырос на 11%. В месячном исчислении с учетом сезонной корректировки экспорт в 27 странах ЕС повысился в августе 2011г.на 2,9%, а импорт - на 3,2%.Уровень безработицы в 17 странах Еврозоны в октябре 2011 года по сравнению с сентябрем вырос на 0,1 процентного пункта и составил 10,3%, а в 27 странах Евросоюза - вырос до 9,8% против 9,7% месяцем ранее, - говорится в опубликованном отчете Eurostat. В годовом выражении уровень безработицы вырос: в октябре 2010 года доля безработных в Еврозоне составляла 10,1% трудоспособного населения, а в ЕС - 9,6%.Опубликованные данные по Еврозоне оказались хуже прогноза аналитиков, опрошенных сайтом dailyFX.com, и ожидавших значения показателя на уровне в 10,2%. В абсолютном выражении число безработных в Еврозоне за октябрь выросло на 126 тысяч и составило 16,294 миллиона человек, в ЕС - увеличилось на 130 тысяч, до 23,554 миллиона человек. По сравнению с октябрем прошлого года, число безработных выросло в Еврозоне на 367 тысяч человек, в ЕС - на 440 тысячи человек.  Минимальный уровень безработицы в отчетном месяце был зафиксирован в Австрии (4,1%), Нидерландах (4,8%), Люксембурге (4,7%), а максимальный - в Испании (22,8%), Греции (18,3% в августе 2011 года) и Латвии (16,2% во втором квартале 2011 года). Уровень безработицы среди лиц моложе 25 лет составил 21,4% по Еврозоне и 22% - в ЕС. В октябре 2010 года аналогичные показатели составляли 20,6% для Еврозоны и 20,9% для ЕС. При этом минимальный уровень безработицы среди молодежи в октябре отмечен в Нидерландах (8,2%), Австрии (9,1%), а максимальный - в Испании (48,9%) и Греции (45,1% в августе 2011 года).  Рост потребительских цен в странах Еврозоны в ноябре текущего года по сравнению с октябрем, по предварительным данным, сохранился на уровне сентября в 3% в годовом исчислении, - сообщает Eurostat. Данные совпали с прогнозами экспертов, опрошенных информационно-аналитическим порталом dailyFX.com, которые ожидали, что октябрьская оценка темпов инфляции в Еврозоне в 3% будет оставлена без изменений. Годовая инфляция в Германии в ноябре 2011 года, по предварительным данным, замедлилась на 0,1 процентного пункта по сравнению с показателем октября, составив 2,4%, - свидетельствуют данные Федерального статистического бюро страны.  Европейская комиссия ожидает, что инфляция в Еврозоне в текущем году составит в среднем 2,6%, в то время как целевой уровень ЕЦБ характеризуется им как "чуть ниже 2%". В начале ноября ЕК снизила прогнозируемое значение темпов роста потребительских цен зоны евро на 2012 год до 1,7% с 1,8%, ожидавшихся ранее.  
Кроме того, ЕК понизила прогноз роста европейской экономики. Как ожидается, ВВП Еврозоны вырастет в этом году на 1,5% и на 0,5% - в следующем. Прежний прогноз предполагал рост экономики зоны евро на 1,6% и 1,8% соответственно. [9]

Текущий экономический кризис, скорее всего, войдет в историю не просто какпервый глобальный кризис, но и как кризис, наиболее острая фаза которогозакончилась благодаря  согласованной политике ведущих  мировых держав. Пока еще недо конца  понятно, будет ли этих действий достаточно для того, чтобы полностью выйтииз  кризиса, или мир ожидает так  называемая «вторая волна» (для США, кстати, онабудет как минимум третьей), т.е. еще один период экономического спада. Не до концаочевидны и все  последствия принятых решений: реальная опасность суверенныхдефолтов, инфляционные последствия количественного монетарного  ослабления,противоречия между краткосрочными целями поддержания экономического роста идолгосрочными задачами структурной  перестройки экономики в направлении  сниженияглобальных дисбалансов. Тем  не менее, тот факт, что государственная  политикапозволила многим странам  быстро стабилизировать экономику  и даже вернуться кпочти предкризисным  темпам развития, налицо. И можно  подвести предварительныеитоги: какие  страны и как реагировали на кризис; какие проблемы были решены, а какиееще остались; и, наконец, что является приоритетом  антикризисных политик внастоящее время.[1,c. 354-367]

 

 

 

 

 

3.Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики

Современная белорусская  экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать  движение отечественной экономики  циклическим, хотя налицо и спады  производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов  отражает в большей степени последствия  развала административно-командной  системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

Для становления независимой  Беларуси был характерен стагфляционный цикл, характеризующийся инфляцией, безработицей, спадом производства, в  настоящее время экономика Беларуси успешно развивается, но, тем не менее, на начало 2007 года был отмечен структурный (энергетический) кризис, что обратно  привело к спаду производства, увеличению инфляции и безработицы.

Для становления циклической  формы движения в отечественной  экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного  механизма функционирования экономики  приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут  выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

В 2005 году сохранялась тенденция  динамичного развития экономики  страны. В основном были выполнены  параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63678,9 млрд. рублей. Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП по отношению  к 2003 году составлял 11,4%), рис.3.1. Прогнозом  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.

Рисунок 3.1 - Динамика основных макроэкономических показателей

Источник: заимствовано [12]

В определяющей мере рост объемов  ВВП в реальном секторе экономики  был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего  продукта удельный вес добавленной  стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% - в 2005 году.

Доля предприятий государственной  формы собственности в общем  объеме произведенной промышленной продукции составила 37,5%, предприятий  частной формы собственности, имеющих  в уставном фонде долю государства, – 51,9%.

Потребительских товаров  выпущено на сумму 14трлн. рублей, что  на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз  – 9,5-11%). При этом производство продовольственных  товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных  – на 6,9%.

Объем продукции сельского  хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению  с 2004 годом в сопоставимых ценах  на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).

Объем грузооборота предприятий  транспорта за 2005 год сложился в  размере 46984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом  на 7,6%[5].

В декабре 2005 года прирост  индекса потребительских цен  на товары и услуги составил 1,7%, что  на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.

Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские  цены увеличивались в среднем  на 1,1% в месяц.

Основной вклад в рост сводного индекса потребительских  цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста  цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к  увеличению сводного индекса потребительских  цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.

Кроме того, за прошедшие  годы достигнуто значительное продвижение  в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию  от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной  на рыночных принципах налоговой  системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом  функционирование государственной  системы социальной защиты, бюджетных  организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система  государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация  доходов и расходов бюджета (включая  экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Новая бюджетная классификация  легла в основу новой редакции Закона РБ "О бюджетной системе  в РБ", которая внесла существенные правки в термины и определения  бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы  и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета  уже привело к значительному  повышению эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую  можно развивать и совершенствовать в последующие годы [6, c.62].

В январе-декабре 2005 года, по предварительным данным, в консолидированный  бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога, на прибыль, акцизов и подоходного  налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость  – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета  ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем  за 2004 год при реальном росте доходов  за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит  консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5].

Широкое использование в  дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования будет придаваться  трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление  коммунальных услуг и другие выплаты  населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые  увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко  к концу 2006 года на 19,5%.

Дотации и субсидии, как  и раньше, будут предоставляться  только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.

Так, например, из республиканского бюджета за счет средств, предусмотренных  на развитие сельскохозяйственного  производства, рыбоводства и переработки  сельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в сумме 48188600 тыс. рублей для  организаций, осуществляющих предпринимательскую  деятельность по производству продукции  растениеводства (кроме цветов и  декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

В целом же бюджетно-налоговая  политика на направлена на обеспечение  устойчивого экономического роста, снижение налогового бремени для  налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение  конкурентоспособности белорусских  товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства Беларуси и  России.

Современная же денежно-кредитная  политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием против течения", она призвана стимулировать деловую  активность в условиях депрессии  и стабилизировать экономический  подъем, чтобы избежать перегрева

Так, на основе анализа основных направлений денежно-кредитной политики можно сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как и прежде, остается удержание  обменного курса белорусского рубля  и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать  его к российскому рублю и  попытки снизить темпы инфляции.

В целом основными целями развития экономики были и будут:

1) рост реального ВВП  и производства;

2) снижение сальдо торгового  баланса;

3) увеличение валютной  выручки;

4) рост инвестиций.

В 2005 году предприятиями  и организациями республики реализовано  продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что  в реальном выражении (скорректировано  на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка  составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики