Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Все системы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличной динамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теории циклично-генетической динамики.Теория циклов существует два с половиной тысячелетия - с тех пор как греческие философы, обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в суть периодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе и была отмечена в развитии общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-5
1 Понятие стабилизационной политики, основные методы стабилизации…………………………………………………………………..6-22
2. Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран…………………………………………………23-40
3. Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики…………….40-55
Заключение………………………………………………………………….55-56
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая (макроэк).docx

— 105.66 Кб (Скачать файл)

Поэтому антиинфляционная политика практически  ставит две цели: умеренность уровня инфляции и ее управляемость.

Антиинфляционная политика– макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 блока мероприятий:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять  уровень предложения можно посредством  создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти  меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким  образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение  цен и сокращение инфляции.

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться  дополнительной эмиссией денег. Кейнс  предлагает покрыть его посредством  государственных займов, которые  можно погасить в дальнейшем. Эта  политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Монетаризм же исходит из ограничения  совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного  предложения может обеспечить успех  лишь по истечении продолжительного времени.

Можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

Шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т.д.);

Градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит  за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной  модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования  совокупного спроса.

В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер:

    1. либерализацию хозяйственной жизни;
    2. освобождение цен, свертывание хозяйственной активности государства;
    3. жесткое ограничение роста денежной массы;
    4. балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д.

Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают  активное регулирующее воздействие  государства (в целях смягчения  негативных последствий антиинфляционных мер):

    1. поддержку важнейших отраслей производства;
    2. налоговое стимулирование предпринимательства;
    3. частичное регулирование процесса ценообразования;
    4. создание рыночной инфраструктуры и т.д.

В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется  мерами, поддерживающими предложение  и создающими условия его роста  в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

В антиинфляционных целях может  быть использована также политика цен и доходов (контроль над заработной платой и ценами). Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией  не следуют жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку  это неизбежно приводит к затяжному  спаду, росту безработицы, резкому  снижению жизненного уровня населения, социальным противоречиям.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного  предложения, выделяют:

      1. меры по стимулированию текущего объема производства;
      2. меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования  факторов производства, повышению эффективности  распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу  финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через  реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений  и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также  совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока  иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией  могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое  существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая  спада.

Ожидания должны быть встроены в  соглашения о ставках заработной платы и другие долгосрочные контракты. Пересмотр контрактов требует времени, какой-то период будут действовать  старые контракты, включающие прежние  ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции быстрое возвращение  к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют  долгосрочные контракты, например, в  период гиперинфляции, а политика правительства  пользуется доверием. Тем не менее  остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим  доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она  будет иметь.

Шоки предложения могут принимать  разные формы. В аграрной стране плохая погода или сельскохозяйственные вредители могут стать причиной снижения урожая и роста цен при одновременном падении объема производства. Повышение заработной платы, оговоренное в трудовом соглашении с профсоюзом, также можно интерпретировать как шок предложения, поскольку рост номинальной заработной платы обусловливает сдвиг влево кривой совокупного предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Зарубежный опыт применения рычагов антициклической политики в экономике развитых стран.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ноябре понизила прогноз по росту мировой экономики на 2012г. до 3,4% против 4,6%, прогнозируемых экспертами организации в мае 2011г.Снижены ожидания и по ведущим экономикам - так, ВВП США вырастет по оценкам организации лишь на 1,7% против майского прогноза в 2,6%. Прогноз по ВВП зоны евро в 2011г. также понижен - до 1,6% с 2,0%.  
По мнению экспертов организации, кризис Еврозоны остается главной угрозой для роста мировой экономики. Озабоченность касательно невозврата суверенных долгов распространяется на все большее количество стран, и дальнейшее заражение чревато более чем серьезными проблемами в экономике.  
С другой стороны, нынешнее финансовое положение США и неспособность политических сил страны договориться о путях его исправления вызывает не меньшую обеспокоенность организации. Дело может, закончится рецессией, и меры денежно-кредитной политики мало чем смогут помочь в этой ситуации, отмечается в докладе. "Перспективы улучшатся только в случае, если решительные меры будут приняты быстро", - говорит главный экономист ОЭСР Пьер Карло Падоан. По его словам, в Еврозоне риск дальнейшего распространения долгового кризиса на другие страны,возможно, сократить лишь путем существенного увеличения Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), параллельно расширив возможности привлечения средств ЕЦБ к решению проблем. Одновременно ОЭСР понизила оценки роста российской экономики на 2011-2012гг. Как прогнозируется в новом полугодовом докладе ОЭСР, российская экономика в 2011г. вырастет на 4,0%, а в 2012г. - на 4,1%. В предыдущем таком докладе в мае с.г. организация, куда Россия рассчитывает вступить в ближайшие годы, прогнозировала рост ВВП РФ в 2011г. на 4,9%, а в 2012г. - на 4,5%. 
Основные риски замедления экономического роста в России ОЭСР связывает с ухудшением ситуации в глобальной экономике, которое может спровоцировать падение мировых цен на нефть и ускорение оттока капитала из страны.

В конце ноября банк UBS AG также  снизил оценку мирового экономического роста на следующий год, учитывая углубление долгового кризиса в  Европе и резкое ухудшение динамики макроэкономических показателей. Мировой  ВВП в 2012 г., вероятно, вырастет на 2,7%, а не на 3,1%, как ожидалось ранее, - говорится в докладе экономистов UBS Ларри Хэтевея и Стефана  Део.  
Еврозона вступит в рецессию уже в IV квартале 2011 г. и объем ее экономики снизится на 0,7% в следующем году, полагают эксперты. Еще летом UBS ожидал, что ВВП Еврозоны прибавит 0,2% в 2012 г. В 2013 г. последует восстановление стран евроблока после рецессии и слабый подъем на 0,8%. Оценка роста ВВП США на 2012 г. снижена экономистами UBS с 2,3 до 2,0%, Китая - с 8,3 до 8,0%. Morgan Stanley в понедельник объявил об ухудшении прогноза подъема ВВП мира с 3,8 до 3,5% в 2012 г. из-за «вялого роста в США и рецессии в Европе».  Международный валютный фонд (МВФ), скорее всего, также ухудшит прогноз по росту мировой экономики на 2012 год по сравнению с оценками, представленными в октябре этого года. Обновленные прогнозы МВФ будут опубликованы в конце января 2012 года. Согласно последнему докладу World Economic Outlook, опубликованной в октябре, фонд прогнозирует рост мировой экономики на уровне 4,0% как в 2011 году, так и в следующем году.

ВВП США в III квартале 2011г. по сравнению с предыдущим кварталом  вырос на 2% в перерасчете на годовые  темпы (annual rate). Такие пересмотренные данные, были представлены в ноябре Министерством торговли США. Прежние  оценки ведомства были куда оптимистичнее - еще в конце октября Минторг  сообщал о росте американской экономики на 2,5% в указанный период. Это вторая оценка квартального ВВП  из трех, публикуемых бюро экономического анализа при Минторге США. В предыдущем квартале ВВП США вырос на 1,3% в  перерасчете на годовые темпы.  
Переоценке в меньшую сторону подверглись такие компоненты ВВП, как личное потребление и инвестиции бизнеса в товарно-материальные запасы. Так, потребительские расходы в июле-сентябре 2011г. выросли, по пересмотренным данным, на 2,3% (ранее сообщалось о росте на 2,4%), а предприятия сократили запасы на 8,5 млрд. долл. (ранее, напротив, сообщалось об увеличении деловых запасов на 5,4 млрд. долл.).  
Фактор изменения деловых запасов "отнял" 1,55 процентного пункта от показателя роста ВВП в III квартале. Конечные продажи в экономике, то есть ВВП без учета изменения товарно-материальных запасов бизнеса, выросли на 3,6%, что позволяет рассчитывать на более сильные показатели экономического роста в последнем квартале года.  
Несмотря на то, что аналитики не ожидали пересмотра показателя в сторону снижения, эксперты настроены умеренно оптимистично. Даже с учетом последней корректировки темпы роста экономики США все равно остаются самыми высокими с начала года; вдобавок последние статистические данные указывают, что рост ВВП в IV квартале может ускориться и преодолеть отметку в 3,0%.Объем промышленного производства в США в октябре вырос на 0,7% по сравнению с сентябрем, - говорится в отчете Федеральной резервной системы (ФРС). Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали увеличения показателя на 0,4%. Повышение объема промпроизводства в США в октябре стало максимальным за последние три месяца.  
Рост продаж товаров, экспортируемых производителями США на зарубежные рынки, смягчил опасения, что замедление темпов роста мировой экономики негативно отразится на промышленном производстве в стране. Необходимость пополнить истощившиеся запасы на складах может подстегнуть промышленное производство, тогда как активность потребителей продолжит возрастать в преддверии сезона рождественских праздников.  
Дефицит баланса внешней торговли США в сентябре текущего года сократился до 43,1 млрд. долларов. Об этом говорится в отчете Министерства торговли США. Месяцем ранее дефицит, согласно пересмотренным данным, составлял 44,9 млрд. долларов, а не 45,6 млрд. долларов, как сообщалось ранее. Опрошенные агентством Bloomberg аналитики прогнозировали, что отрицательное сальдо внешнеторгового баланса США в сентябре увеличится до 46 млрд. долларов. Как выяснилось сегодня, они строили расчеты на устаревших данных.  
По данным Минторга, в сентябре объем экспорта составил 180,4 млрд. долларов (рост на 2,5 млрд. долларов к августу). Импорт был на уровне 223,5 млрд. долларов (показатель вырос на 0,7 млрд. долларов в месячном выражении).  
По данным Министерства труда США, потребительские цены в США снизились с учетом сезонных колебаний на 0,1% в октябре в связи с падением цен на бензин. Вспомогательный индекс потребительских цен, рассчитываемый без учета волатильных цен на продукты питания и энергоносители, повысился на 0,1%. Экономисты прогнозировали, что основной индекс потребительских цен останется на прежнем уровне в октябре, а вспомогательный индекс повысится на 0,1%. В годовом выражении потребительские цены возросли на 3,5% в октябре по сравнению с ростом на 3,9% в сентябре. В то же время, вспомогательный индекс потребительских цен повысился на 2,1%. Уровень безработицы в США в ноябре 2011г. по сравнению с показателем предыдущего месяца снизился и составил 8,6%. Такие данные представило Министерство труда страны. Аналитики ожидали, что показатель составит 9,0%. Уровень безработицы в октябре 2011г. не был пересмотрен: как и сообщалось ранее, он составил 9,0%. Число рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях экономики страны в ноябре 2011г. по сравнению с предыдущим месяцем выросло на 120 тыс., что оказалось незначительно хуже прогнозов аналитиков, ожидавших рост в 122 тыс. мест. 

Информация о работе Влияние мирового финансового кризиса на экономику РБ и результативность применения стабилизационной политики