Влияние структуры и состава кадров на эффективность работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:19, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – доказать влияние структуры и состава кадров на эффективность работы предприятия (на примере ОАО «Тайга»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную литературу по данной проблеме;
Определить сущность основных понятий: кадры, состав кадров, структура кадров и выявить природу формирования кадров предприятия;
Дать анализ зависимости эффективности деятельности предприятия от состава и структуры его кадров;
Разработать практические рекомендации, способствующие совершенствованию кадров и структуры кадров предприятия.
Исследования проводились на базе ОАО «Тайга», объектом исследования явились:
• экономическая деятельность ОАО «Тайга»,
• организационно-управленческая структура ОАО «Тайга».

Файлы: 1 файл

Влияние структуры и состава кадров на эффективность работы предприятия.doc

— 916.50 Кб (Скачать файл)

Во главе каждого  подразделения стоит начальник (коммерческий директор – сектор сбыта; начальник цеха – производственный сектор; технический директор – технический сектор).

Все подразделения делятся  на осуществляющие непосредственно  свою деятельность отделы, ради которой  они создаются. Все эти отделы выполнения функции основного производства, управления, обслуживания, сбыта и т. п.

Как известно, чем лучше отделы будут выполнять свои функции, тем  они будут лучше специализированы.

Рис. 2.1 Организационная  структура ОАО «Тайга» 

 

 

 

 

Специализация способствует в данном случае повышению квалификации и  скорейшему приобретению персоналом необходимых  практических навыков, упрощает управление подразделением со стороны вышестоящего органа, поскольку уменьшает разнообразие целей, которые орган управления ставит перед управляемым подразделением и контроль за степенью их достижения.

Организация процессов управления ОАО «Тайга» построена на сочетании  двух принципов построения управленческих структур: линейной и функциональной.

Линейная структура управления ОАО «Тайга»: нижестоящее звено (подразделение, работник) полностью подчиняется  вышестоящему руководителю. При генеральном  директоре ОАО «Тайга» создан аппарат из его заместителей (руководителей  структурных секторов), подготавливающих проекты решений, что требует от генерального директора высокого профессионализма при процессе принятия решения. Однако, генеральный директор во избежание негативных последствий излагает концентрации права принятия решений, делегирует значительную часть полномочий нижестоящим руководителям подразделений ОАО «Тайга» (сохраняя при этом за собой право контроля и оценки качества, принимаемых низшим звеном, управленческих решений, что сохраняет в структуре управления предприятия основные черты линейной структуры).

Функциональная структура управления ОАО «Тайга» выражается в том, что при каждом производственном секторе созданы специализированные, по выполняемым функциям отделы (рис. 2.2).

Анализируя рис.2.2, можно сказать, что в составе ОАО «Тайга» подразделения разбиваются, в соответствии с выполняемыми функциями, на 3 сектора (производственный, технический, сбытовой). Каждый сектор включает в себя ряд отделов, которые распределены по принципу специализации.

Анализ структуры отделов подразделений производится с учетом порученных им обязанностей. В итоге, производственный сектор, имеет отделы занимающиеся выпуском продукции, осваивающие новые технологии и т. д. отделы технического сектора занимаются организацией деятельности ОАО «Тайга», а также обслуживают фирму и т. д. Сбытовой сектор организует реализацию продукции оптом и в розницу, координирует работу филиалов, магазинов и др.

Рис. 2.2 Функционально-линейная модель организационной структуры ОАО  «Тайга» 

 

 

 

 

Все сектора ОАО «Тайга»  при выполнении своих функций  нацелены на достижение общей цели – эффективная работа предприятия, поэтому их деятельность взаимозависима.

Очень важно учитывать  при выстраивании организационной структуры предприятия, чтобы деятельность отделов секторов не дублировала друг друга, поскольку это сопровождается дополнительными затратами рабочего времени и затрудняет процесс принятия решений.

При анализе деятельности организационной структуры ОАО «Тайга» выяснилось, что несколько специалистов производственного сектора выполняют функции сбытового сектора, что недопустимо. Привлекает внимание тот факт, что при таком большом объеме выпуска продукции ОАО «Тайга» не имеет отдела маркетинговой деятельности. Функции отдела маркетинга выполняют специалисты разных отделов сбытового сектора. Данная ситуация не позволяет выработать ОАО «Тайга» эффективную маркетинговую стратегию, для повышения объема продаж, выпускаемой продукции.

В целом же организационная структура ОАО «Тайга» соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Разделение секторов и отделов соответствующей предприятию спецификой. Однако, сбытовой сектор ОАО «Тайга» нуждается в некоторой реорганизации, конкретизации функций своих отделов.

Оценить деятельность предприятия  невозможно без анализа основных показателей производственно-хозяйственной  деятельности (ПХД).

На основе данных анализа  ПХД определяются потребности в  финансовых ресурсах; оценивается эффективность структуры предприятия; прогнозируются финансовые результаты деятельности фирмы, а также решаются другие задачи, связанные с управлением производственными ресурсами и финансовой деятельностью ОАО «Тайга» (табл. 2.1).

Анализ результатов  ПКД показывает, что ОАО «Тайга» рентабельно. Однако, следует отметить несоответствие показателей чистой рентабельности и нормы прибыли. План по рентабельности был выполнен лишь в 1997 г. И хотя показатель чистой рентабельности в 1999 г. вырос на 9,5% относительно 1998 г., а норма прибыли всего на 4,3% - план по рентабельности не выполнен в 1998 г. на 0,6%.

Снижение чистой рентабельности в 1998 г. на 0,7% относительно 1997г объясняется экономическим кризисом финансовой системы страны. Однако, в дальнейшем это сыграло положительную роль, в связи с повышением курса доллара выросли цены на импортные спиртные напитки, следовательно возрос спрос на алкогольные напитки отечественного производства. О чем свидетельствует рост выручки в 1999 г. на 36,9% по сравнению с 1998 г.

Таблица 2.1

Основные показатели ПХД ОАО «Тайга» 

 

Показатель

Период, год

1997

1998

1999

1999/1998,%

Выпуск продукции, тыс. руб.

170972

208502

285619

136,9

Себестоимость, тыс. руб.

93696

119263

156524

131,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

21363

26346

37637

142,8

Рентабельность чистая,

ЧП/себ * 100%, %

22,8

22,1

24,2

109,5

Норма прибыли, %

22,5

23,2

24,8

104,3

Оборот капиталов, к (п=1)

2,13

1,88

1,66

88,3

Оборачиваемость оборотных  средств, к

6,1

4,42

3,99

90,3

Коэффициент автономии, к

0,68

0,62

0,46

74,2

Коэффициент общей ликвидности, к

1,6

1,5

1,2

80,0

Численность персонала, в том числе рабочие

201

117

244

130

335

173

137,3

133,1

Производительность труда  персонала

850,6

854,5

852,6

99,7

Отработано чел./дн.

Чел./час.

46029

368232

56346

450912

77050

616400

136,7

136,7


 

 

Рост выручки от реализации соответственно увеличил чистую прибыль, полученную ОАО «Тайга». Следует  отметить тот факт, что увеличение валового дохода на 36,9% в 1999 г. относительно 1998 г. и рост уровня себестоимости на 31,2%, (разница между ростом выручки и себестоимости 5,7%) обусловили увеличение чистой прибыли в 1999 г. на 42,8% по сравнению с 1998 г.

Анализ нормы прибыли  и чистой рентабельности показывает, что в 1997 г. ОАО «Тайга» получило прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции на 0,3% (или 30 копеек) больше по сравнению с планом. Однако, в 1998 г. недополучило 1,1% (или 1 рубль 10 копеек), в 1999 г. – 0,6: (60 копеек) на каждый рубль затрат. Таким образом, величина недополученной прибыли в 1998 г:

119263 / 100=1311,9 рубля;

в 1999 г.:

0,6 * 156524 / 100 =939,1 рубля.

Увеличение уровня рентабельности в 1999 г. произошло за счет снижения уровня себестоимости продукции.

Вышеизложенное подтверждает, что в ОАО «Тайга» наблюдается  тенденция к росту объемов  выручки, что ведет за собой и увеличение объемов производства. Однако, стоит отметить, что рост дохода от реализации в1999 г. составил 36,9% к 1998 г., а рост объемов выпуска в натуральном исчислении 29,3%. Следовательно, рост валового дохода обусловлен также и ростом цен на продукцию.

Коэффициент автономии  в 1997-1998 гг. был выше 0,5, значит большая  часть имущества ОАО «Тайга»  формировалась за счет собственных  средств. Однако, в 1999 г. произошло снижение показателя автономии на 25,8%, что объясняется ростом кредиторской задолженности.

Коэффициент общей ликвидности  говорит о том, что доля собственного капитала в 1997-1999 гг. могла покрыть  всю имеющуюся кредиторскую задолженность  предприятия. Однако, наблюдается устойчивая тенденция к снижению общей ликвидности (на 20% в 1999 г. относительно 1998 г.), что негативно характеризует финансовое положение ОАО «Тайга».

На фоне увеличения прибыли  вместе с тем происходит снижение оборота капитала и коэффициента оборачиваемости оборотных средств, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности ОАО «Тайга». Данные факты повлияли на показатель производительности труда.

Если в 1998 г. производительность труда персонала возросла на 3,9 тыс. руб., то в 1999 г. снизилась на 0,3% относительно 1998 г. Данным явление объясняется факт недополучения прибыли в 1999 г.

В 1999 г. рост среднесписочного числа персонала составил 37,3% к 1998 г., однако число отработанных человеко-часов и человеко-дней выросло лишь на 36,7% в 1999 г. к 1998 г. Это и явилось одним из факторов снижения производительности труда.

Снижение производительности труда в 1999 г. на 0,3% к 1998 г. объясняет факт несоответствия роста валового дохода в 1999 г. на 36,9% и роста количества персонала на 37,3%. Разница между ростом валового дохода и роста среднемесячного числа персонала составляет 0,4%.

Рост всего персонала  в 1999 г. составил 37,3%, тогда как рабочих 33,1%, что свидетельствует о росте числа специалистов и служащих в структуре штата ОАО «Тайга».

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:

В ОАО «Тайга» организационная структура выстроена в соответствии со спецификой предприятия и удовлетворяет предъявляемым рынкам требованиям.

Однако, сектор сбыта  требует некоторой реорганизации  и конкретизации функций отделов  подразделения.

В целом финансово-экономическое состояние ОАО «Тайга» достаточно устойчивое, наблюдается тенденция роста прибыли, что однако обуславливает рост затрат, связанных с производством продукции. Коэффициент использования капитала фирмы свидетельствует о снижении эффективности производства.

Нельзя отрицать, что  эффективность производства и рост производительности напрямую зависит  от структуры и состава кадров ОАО «Тайга». Вследствие чего следующим  этапом дипломной работы будет отдельный  анализ состава и структуры кадров ОАО «Тайга». 

 

2.2 Анализ состава и структуры кадров ОАО «Тайга»

Анализ состава и  структуры кадров обычно начинается с абсолютного излишка или  недостатка работников в отчетном периоде.

Абсолютный излишек  или недостаток работников определяется по категориям персонала и в целом по всему персоналу предприятия по формуле: 

 

Уабс = Уф – Упл (баз),                                            (2.1) 

 

где У абс – абсолютное изменение численности персонала       

У ф – фактическая численность  персонала в отчетном периоде      

У пл (баз) – плановая численность персонала в базисном периоде.

В 1997 г. в ОАО «Тайга» трудились 201 человек, из них 104 женщины и 97 мужчины.

Среднесписочная численность  персонала на 01.01.99 г. составляет уже 244 человека, к 01.01.00.г. увеличилась на 27,2% и составила 335 человек. Увеличение численности персонала обусловлено расширением сферы деятельности и увеличением объема выпускаемой продукции. В числе работников (в 1998 г.) – 125 женщин (51,2% всех сотрудников), в 1999 г. – 198 женщин (59,1% всех работников).

Помимо штатного персонала  привлекаются сотрудники, на договорной основе, на определенный период времени.

Динамика численности  персонала за период 1997-1999 гг. по категориям выглядит следующим образом (табл. 2.2, 2.3).

В 1999 году планировалось  увеличение прибыли (см. табл. 2.2), следовательно планировалось увеличение объема продукции. Данный факт сказался на планировании численности персонала. Предполагалось увеличить персонал на 40%, основное увеличение планировалось осуществить за счет производственного сектора (44%) категории ППП (40%).

Таблица 2.2

Динамика численности  персонала ОАО «Тайга» 

 

Категория

1997

1998

1999

Рабочие, чел.

117

130

173

Всего, производственно-промышленный персонал, чел.

163

188

241

Непромышленный персонал, чел.

27

38

59

Несписочный персонал, чел.

9

14

30

Совместители, чел.

2

4

5

Всего, средняя численность  персонала, чел.

201

244

335


 

 

Однако, планового роста  рентабельности ОАО «Тайга» не достигло. Как один из факторов данного явления  можно считать невыполнение плановых и фактических показателей численности персонала в 1999 г. (98%), в том числе по ППП (93%). Наблюдается устойчивый рост непромышленного персонала в 1999 г. – 55% к 1998 г. и 18% к плановому показателю. Это происходит за счет роста числа сотрудников обслуживающего персонала.

В декабре 1998 г. при составлении плановых показателей была определена потребность в персонале и зафиксировано в плане на работу сотрудников и размещении их на подразделениям.

Информация о работе Влияние структуры и состава кадров на эффективность работы предприятия