Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:28, реферат
Практика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре¬делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до¬гадки, основанные на более или менее достоверных сужде¬ниях и сведениях
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:
1. Внутриличностный — возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личностными потребностями.
2. Межличностный — психологическое столкновение людей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вертикальные.
3. Между личностью и группой — возникают, когда личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.
4. Межгрупповой — конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами.
В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие моменты:
1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время.
2. Доминирование — применяется, когда цель первостепенна.
3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в коллективе важнее целей соперников.
В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:
1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время.
2. Доминирование — применяется руководителем по отношению к подчиненным при необходимости быстрого реагирования.
3. Компромисс
— применяется в случаях,
Стресс — это состояние напряженности, которое возникает у личности под влиянием внешних воздействий.
В зависимости от вида
и характера стрессы и
1. Физиологические — возникают, когда происходит накопление критической массы усталости.
2. Психологические, которые в свою очередь подразделяются на следующие:
а) информационные — результат информационных перегрузок;
б) эмоциональные — проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Существуют два подхода к нейтрализации стрессов:
1. Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов.
2. Принимать конкретные меры индивидуального характера, например, разрабатывать и внедрять программы психологической разгрузки.
Глава V. Методы административного менеджмента
5.1. Понятие
и виды методов
Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента.
Методы административного менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.
В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.
По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.
Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. С указанной точки зрения выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления.
5.2. Организационно-
Сущность организационно-
К организационно-
• подбор, расстановка и работа с кадрами;
• организационное регламентирование (нормирование);
• организационное планирование;
• организационное распорядительство;
• делегирование полномочий
и распределение
• организационный инструктаж;
• организационное распорядительство;
• контроль исполнения;
• организационный анализ;
• организационное проектирование;
• обобщение организационного опыта.
Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:
• составление методик и профессиограмм для оценки деловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;
• разработку типовых документов для оформления приема на работу и учета кадров;
• создание систем и документации по аттестации и тарификации кадров; учет кадров;
• периодическую аттестацию руководителей и специалистов;
• разработку методик по обследованию кадров, регулированию личного состава, созданию кадрового резерва;
• принятие всех необходимых
организационных мер для
Организационное нормирование (регламентирование) направлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процессов на предприятии и управления ими. Организационный регламент включает в себя:
— номенклатурно-
— организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандарты, условия, маршруты движения предметов труда, режимы обработки, оснастка и т. п.);
— организационно-структурные нормативы (схемы подчинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отделах (службах), типовые функционально-должностные инструкции и т. п.);
— оперативно- календарные нормативы, регламентирующие протекание процессов на предприятии;
— административно-
Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходимо обеспечить выполнение ряда требований к организационному нормированию (регламентированию):
а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);
б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;
в) нормы (правила) должны быть оптимальными;
г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;
д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.
Организационные нормативы разрабатываются и утверждаются на следующих уровнях управляющей системы:
— на уровне предприятия;
— на уровне местных органов управления;
— на федеральном уровне.
Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным .путем определить:
— какой объем работы необходимо затратить, чтобы достичь цели, поставленной перед соответствующим подразделением управленческого аппарата или отдельным исполнителем;
— какова длительность
в календарном отношении отдель
— каковы потребности работников управленческого аппарата в средствах и предметах труда.
Ответ на указанные вопросы дает возможность составить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в какие сроки, с какими затратами труда и средств.
Делегирование
полномочий и распределение
Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.
Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.
Делегирование задач и полномочий порождает в организации проблему распределения ответственности. Ответственность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.
При этом различают ответственность исполнителя (обязательство работника выполнять делегированные ему задачи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты труда подчиненных ему работников).
Существуют следующие виды организационных полномочий:
1. Линейные — дают право непосредственного единоличного командования.
2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:
а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консультациями;
б) полномочия обязательного
согласования — линейные руководители
обязаны обсуждать и
3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.
4. Параллельные полномочия — право отклонять решения линейного руководителя.
Рациональное распределение полномочий и ответственности позволяет осуществлять проверку возможностей выполнения работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполнителям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).
Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.
0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляющей и в управляемой системах в целях обеспечения технического, организационного и экономического регулирования; помощь исполнителям в устранении возникающих трудностей в процессе исполнения управленческих решений.
Организационный контроль предполагает контроль: исполнения решений, распоряжений вышестоящей организации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (руководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических режимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.
Организационный анализ осуществляется в процессе исследования системы управления и служит информационной базой для организационного проектирования.
Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осуществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку модели структуры или процесса.
5.3. Административно-
Административно-
Административно-
1. Обеспечить организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата.
2. Поддерживать необходимый
распорядок в работе
3. Проводить работу
с кадрами, реализовывать
Административно-
Административно-
Информация о работе Возникновение и развитие теории администрации