СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 3
ГЛАВА 1. Анализ геополитической
и геоэкономической ситуаций. 3
1.1. Анализ геоэкономических
особенностей развития Норвегии.
3
1.2. Анализ геополитической
ситуации в Норвегии. 7
1.2.1. Отказ от вступления
в ЕС-особенность или закономерность?
9
ГЛАВА 2. Норвегия сегодня:
современный взгляд. 12
2.1. Основные экономические
ресурсы. 12
2.2. Военно-стратегические
аспекты развития Норвегии. Инерция
холодной войны. 14
2.3. Геополитика на Севере:
скандинавский треугольник силы.
16
ГЛАВА 3. Норвежско-Российский
диалог. 18
3.1. Соседи по северу. 18
3.2. Географический фактор.
19
3.3. Экологическая безопасность
Норвегии. 20
3.4. Арктическая ориентированность
важный элемент в отношениях
между Россией и Норвегией. 21
3.5. Россия и Норвегия
прибрежные государства. Делимитация
зон континентального шельфа. 23
3.6. Нефтегазовая промышленность
Норвегии. 25
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского
взаимодействия на современном
этапе. 25
ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического
региона. 27
4.1. Российско-Норвежское
взаимодействие-важнейшая движущая
сила баренцева сотрудничества.
27
4.2. Приоритетные программы
СБЕР и основные направления
сотрудничества в регионе. 28
4.3. Совет государств Балтийского
моря. 31
Заключение. 33
Приложения. 36
Литература. 37
ВВЕДЕНИЕ.
Данная курсовая работа
состоит из двух блоков. Первый
блок (глава 1 и глава 2) посвящён
геополитической и геоэкономической
ситуации в Норвегии и некоторым
прогнозам в формировании военно-политических
тенденций развития Норвегии. Особое
внимание уделяется вопросу об
отказе от вступления в Европейский
Союз, а точнее причинам, подвигнувшим
норвежцев проголосовать против
на референдуме в 1994 году. По
мнению автора, именно этот вопрос
представляет наибольший интерес
при рассмотрении геополитической
ситуации в стране.
Второй блок (глава
3 и глава 4) посвящён норвежско-российским
отношениям. Касательно российско-норвежского
сотрудничества представлены такие
аспекты как историко-географическая
справка о взаимоотношениях России
и Норвегии, размещение и создание
военных ядерных баз вблизи
норвежско-российской границы. Освещена
чрезвычайно важная и волнующая
не только Россию проблема
утилизации ядерных отходов, увеличивающихся
каждый год. Интересная ситуация
сложилась на архипелаге Шпицберген
(Свальбард). По договору от 9 февраля
1920 года архипелаг передан под
"полный и абсолютный суверенитет
Норвегии». Но и до настоящего
времени он остаётся предметом
многих дискуссий. В отношениях
с Норвегией досталось неурегулированное
наследство - предстоит решить застарелую
проблему разграничения экономической
зоны и шельфа(155 тысяч кв.км.) в
Баренцевом море. Норвежцы придерживаются
принципа медианой линии, тогда
как россиянам ближе принцип
арктических границ. Этот вопрос
не урегулирован до сих пор.
В этом свете понятна инициатива
норвежского министра Т.Столтенберга
по организации многостороннего
органа- Совета Баренцева/Евро-арктического
региона, который был создан
в Январе 1993 года. В его формировании
приняли участие представители
Финляндии, Швеции, России, Дании,
Исландии и ЕС. Целью нового
образования является сотрудничество
в сфере экономики, охраны окружающей
среды и безопасности. Россия
может извлечь из создания Совета
определённую пользу. Речь идёт о привлечении
инвестиций северных стран, а может быть,
даже фондов ЕС для разработки полезных
ископаемых в Арктике, развитии необходимой
инфраструктуры в проведении экологических
программ.
В заключении представлен
сценарий развития российско-норвежских
отношений.
Глава 1. Геополитика
и геоэкономика Норвегии.
1.1. Анализ геоэкономических
особенностей развития Норвегии.
Северную Европу объединяют
многие социально-экономические
характеристики: близость производственых
и фирменных структур, высокие
эффективность хозяйства и уровень
жизни. В целом регион - это
крупный экономический комплекс,
занимающий вследствие специализации
производства особое место в
мировом хозяйстве и международном
разделении труда. При развитой
промышленности, интенсивном сельском
хозяйстве, обширной сфере услуг
и широких внешнеэкономических
связях эти страны, уступая крупным
державам по общим масштабам
производства и размерам трудовых
ресурсов, опережают их по многим
показателям на душу населения.
Если доля стран Северной Европы
в капиталистическом мире составляет
по населению менее 1%,то по
внутреннему валовому продукту
и промышленному производству - примерно
3% , а по экспорту около 5%.
Сила стран Северной
Европы не в количестве, а в
качестве и производимой продукции,
в основном экспортируемой. Норвегия
входит в число экономически
наиболее развитых государств
мира. Располагая передовой производственной
базой и высококвалифицированной
силой, Норвегия с её зависимостью
от внешних рынков длительное
время шла преимущественно по
пути поиска и закрепления
своих «ниш», относительно узкой
специализации на производстве
определенных продуктов, систем,
компонентов, узлов.
При этом экономике
Норвегии всегда была присуща
способность быстро приспосабливаться
к меняющейся ситуации в мировой
экономике. Изначально специализация
базировалась на природных богатствах
и географическом положении. Важную
роль играло море. Норвегия славилась
своим международным судоходством, рыболовством
и китобойным промыслом. Наличие большого
числа полноводных и бурных рек вывело
Норвегию по запасам гидроэнергии на первое
место по Западной Европе.
Последние десятилетия
на первый план вышли отрасли,
использующие современные технологии.
В настоящее время все больше
усиливается ориентация на выпуск
наукоёмкой, высокотехнологичной продукции
(электроника, промышленные работы,
биотехнологии и тому подобное).
В соединении новейших отраслей
с традиционными, переживающими
или уже пережившими коренную
перестройку, лежит основа современной
специализации экономики Норвегии.
Экономический кризисы
середины 70-х начала 80-х годов,
переплетение циклических спадов
и структурных сдвигов едва
не свели на нет те выгоды,
которые извлекала Норвегия из
специализации, затруднили лавирование
за счет асинхронности, разновременности
экономического цикла, как это
было раньше. Во второй половине
70-х годов по ряду важных
показателей Норвегия держалась
только за счет нефти.
С переходом к интенсивному,
ресурсосберегающему типу воспроизводства,
современным технологиям Норвегия
с учетом своих национальных
потребностей и возможностей, уроков
кризиса встала на путь структурной
перестройки и определения новых
направлений. Главным образом
в сфере экспорта, всё более
испытывающих на себе удары
конкурентной борьбы на мировых
рынках.
В этой связи представляет
интерес анализ дальнейшего поиска
специализации нового типа, судьбы
«нишевой специализации», характера
структурной модернизации. Решение
этих проблем вызывает острую
борьбу мнений, сопровождается дискуссией
на уровне экономической теории
и государственной политики. При
этом нынешний этап отмечен
не только спорами, но и апробированием
различных теоретических положений
на практике: неокейнсианство и
неолиберализм, но в духе прагматического
подхода к конкретным задачам.
В общей картине происходящих
изменений переплелись подчас
противоположные тенденции. С
одной стороны - к обострению
конкурентной борьбы между северными
странами, а с другой - к объединению
ресурсов для укрепления позиций
региона в мировой экономике,
чтобы вписаться с наибольшей
выгодой в меняющееся международное
разделение труда, воспользоваться
достижениями научно-технического
прогресса. По мере углубляющейся
интернационализации хозяйственной
и общественной жизни наблюдается и другая
важная тенденция- утрата исторически
присущих странам черт обособленности
и провинциализма, но с сохранением в каждой
из них своей самобытности.
Определенным своеобразием
отличалась в Норвегии формирование
капиталистических экономических
структур: более поздние сроки
индустриализации, её значительная
обусловленность потребностями
внешнего рынка, возможность добиться
выгодного положения на нем
своих товаров и услуг.
Почти не участвуя
в территориальном разделе мира,
Норвегия и без колоний благодаря
производственно-финансовым связям
к прибылям крупных держав, стала
частью мировой хозяйственной
системы. Уже в конце прошлого
- начале нынешнего века на
базе концентрации и централизации
производства и капитала возникли
крупные компании, преимущественно
экспортного направления, стали
складываться финансовые группы.
В Норвегии низкая
экономическая конъюнктура и
кризисные явления наблюдаются
с 1986 года, когда резко упали
цены на нефть, в связи с
переходом на энергосберегающие
технологии. На протяжении одного
года вклад нефтяной промышленности
сократился с 18,5% ВВП до 11%.В
последующие годы сильное увеличение
добычи нефти подняло эту цифру
до 16 % ВВП, но, как утверждают специалисты
в ближайшем будущем добыча
нефти снова начнет падать. Доходы
от природного газа будут восполнять
пробел, по крайней мере, несколько
лет. Но будет ли относительно
слабая нефтяная часть экономики
страны, в которой преобладает
государственный сектор, достаточно
сильной, чтобы компенсировать
нехватку средств, когда начнется
сужаться нефтяной сектор? Эти
тревоги усугубляются в последние
годы резким ухудшением состояния
государственных финансов. Щедрая
бюджетно-налоговая политика, принятая
правительством Рабочей партии
после 1990г. с целью смягчить
трудности спада, привела к
росту дефицита государственного
бюджета до 12,5%. Понимая эти долгосрочные
трудности, правительство в 1993г.
представило парламенту программу
на 1994-1997гг., в которой изложило
стратегию их устранения. Она
основана на значительном ужесточении
бюджетно-налоговой политики, сдерживания
трансфертных платежей в пользу
инвестиций в инфраструктуру
и общий перенос упора с
государственного сектора на
частный.
Правительство Рабочей
партии проводило рестрективную
политику. После сокращения ВВП
в 1988 году он возрастал и
в 1992г. темпы его роста приблизились
к 3 %. ВВП страны возрос на 1,2%
в 1993г. и на 2,3% в 1994г. Рост
валового внутреннего продукта с 1989 по
1992 года показан на рисунке 1.
рис.1.
Личное потребление
в 1992г. было ниже уровня 1986г.
почти на 3%. Валовые капиталовложения
значительно уступают показателям
1988г. Импорт в 1992г. был ниже,
чем в 1986г., на 3,5%, а объём производства
и обрабатывающей промышленности
- даже ниже уровня 1985г. Эта
безрадостная картина скрадывалась
лишь благодаря добыче нефти.
Объём валовых капвложений показан
на рис.2.
рис.2.
Уровень инфляции постепенно
понижался и в мае 1993г. составил
в годовом исчислении 2,4%, а в
1994г.1,7%. Но уровень издержек на
заработную плату был по-прежнему
заметно выше, чем в других
странах, хотя конкурентоспособность
норвежских товаров в 1993г. на
11% превысила уровень 1988г.
Дефицит государственного
бюджета по-прежнему велик -50 млрд.
крон в 1993г. К весне 1993г.
заметно снизился уровень процентных
ставок, приостановилось падение
занятости.
За первые пять месяцев
1993г. экспорт составил 88 млрд. крон,
а импорт 60 млрд. крон. На нефть
приходится 43% всего норвежского
товарного экспорта.
Банковский кризис
в стране продолжается пятый
год, хотя самое худшее уже
позади. Все крупные коммерческие
банки, кроме «Ден Норске банк»,
оказались в полной зависимости
от государства. Банковский кризис
начался с драматического падения
цен на нефть и распространился
на все другие секторы экономики.
1994 год положил начало
оживлению экономики. ВВП вырос
на 3,5%. Инфляция составила мене 1%.
Платежный баланс связан с
большим активным сальдо, превысившим
2,5% ВВП. Безработица утвердилась
на уровне 5,5% экономически активного
населения страны. Уровень безработицы
с 1989 по 1995 года характеризует
рис.3.
рис.3.
1995 год закончился примерно
на таком же экономическом
уровне. Однако темпы развития
нефтяной экономики снижаются.
Десять лет тому назад обрабатывающая
промышленность давала 20% ВВП, теперь она
дает лишь 13%. Норвегия, долго подкрепляемая
североморской нефтью, может вступить
в критическую фазу, которая определит,
сможет ли она сохранить своё положение
одной из самых процветающих стран Европы
и в ХХI веке. В следующие несколько лет
положение может измениться, и возникает
сомнение в том, удастся ли этот краткосрочный
успех превратить в стойкий долговременный
рост.
1.2.Анализ геополитической
ситуации.
Норвегия как единое
государство сформировалась в
конце IX века нашей эры. На
раннем этапе установились контакты
с российскими княжествами. Сыновья
норвежских королей росли при
княжеских дворах в России, русские
принцессы становились королевами
Норвегии. Норвежцы путешествовали
по России, служили в охране
российских князей (их называли
варягами), осуществлялся активный
товарообмен. Впоследствии, в результате
опустошительной эпидемии "черной
смерти" (чумы) приблизительно в
1350 году, экономическая ситуация
в Норвегии ухудшилась, и страна
попала под власть датской
короны. В 1814 году, в период завершения
наполеоновских войн, союзники-победители
вынудили Данию уступить Норвегию
Швеции в порядке компенсации
за потерю ею в 1809 году Финляндии.
Норвегия воспользовалась этой
возможностью, чтобы провозгласить
независимость, и приняла самую
демократичную на тот момент
в Европе Конституцию, которая
действует и по сей день, хотя
и со значительными поправками.
Однако под давлением военного
превосходства Швеции и международной
изоляции Норвегия вынуждена
была принять неизбежное. Норвежское
руководство добровольно приняло
достойное предложение шведской
короны заключить личную унию
со Швецией. Норвегия оставалась
отдельным государством и сохраняла
свою новую Конституцию. Однако
оба королевства получали одного
главу государства и должны
были проводить единую внешнюю
политику.