Возникновение и значение геоэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.

Содержание работы

Введение. 3
ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций. 3
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии. 3
1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии. 7
1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность? 9
ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд. 12
2.1. Основные экономические ресурсы. 12
2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны. 14
2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы. 16
ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог. 18
3.1. Соседи по северу. 18
3.2. Географический фактор. 19
3.3. Экологическая безопасность Норвегии. 20
3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией. 21
3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа. 23
3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии. 25
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на современном этапе. 25
ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона. 27
4.1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая движущая сила баренцева сотрудничества. 27
4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления сотрудничества в регионе. 28
4.3. Совет государств Балтийского моря. 31
Заключение. 33
Приложения. 36
Литература. 37

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 93.38 Кб (Скачать файл)

 Тем не менее, страна  представляет большой интерес  для России как торгово-экономический  партнер. На Норвегию не распространяются  правила и ограничения ЕС, устанавливаемые  на ввозимые товары. Активными  темпами развивается сотрудничество  России, Норвегии, Швеции и Финляндии  в рамках региона Баренцева  моря. Продолжается интенсификация  контактов в приграничных районах  Севера. Таким образом, опираясь  на позитивный опыт деятельности  на норвежском рынке ряда российских  предприятий, можно предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок.

 Именно в особенности  Норвегии заключается предсказуемость  и определенная закономерность  негативного результата референдума  1994 года. Страна предпочла сохранение  существующего положения и не  захотела отдавать часть своего  суверенитета во имя идеи европейской  интеграции. Не исключено, что,  норвежцы, стремясь не отстать  от развития европейской системы  , вернутся к вопросу о вступлении  в ЕС уже в начале следующего  столетия , но тогда кандидатура  Норвегии будет рассматриваться  в числе стран Восточной Европы  и мало вероятно, что условия  её возможного членства в ЕС  будут теми же, что и в 1994 году.

 

 Глава 2. Норвегия: современный  взгляд.

 

2.1 Основные экономические  ресурсы.

 

 Норвегия - индустриально-аграрная  страна с высоким удельным  весом в экономике энергоемких  отраслей промышленности, а также  судоходства, рыболовного промысла  и в последние годы - нефтеперерабатывающей  и нефтехимической промышленности.

 Господствующее положение  в экономике занимает частнокапиталистический  сектор. В послевоенный период  в стране происходит интенсивный  процесс концентрации капитала. На крупные предприятия (500 и  более занятых), составляющие 1% общего  числа промышленных предприятий  (82%), предприятий - мелкие, с числом  занятых до 50 человек, приходится  около 25% всех занятых; 3 крупнейших  банка контролируют около 60% банковского  капитала. Концентрация производства  сопровождается исчезновением большого  числа мелких и средних предприятий.  Сокращается также количество  мелких фермерских хозяйств. Постоянно  усиливается проникновение в  страну иностранного капитала, главным  образом американского, английского,  шведского (преимущественно в  отрасли нефтяной промышленности  и судоходство).

 Норвегия располагает  большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора  и др. Достоверные запасы нефти  составляют более 800 млн.т., природного  газа - 1210 млрд. кубических метров.

 Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтехимическая,  электрометаллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судостроительная. Норвегия занимает  ведущие места по производству  электроэнергии на душу населения,  производству целлюлозно-бумажной  массы, алюминия и ферросплавов.

 В сельском хозяйстве  преобладают мелкие фермерские  хозяйства (до 10 га земли). Распространена  производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль - интенсивное  животноводство мясомолочного направления  Развито овцеводство. Сельскохозяйственными  продуктами собственного производства  обеспечивает себя примерно на 40%. Важное место в экономике  занимает рыболовство (по экспорту  рыбопродуктов - второе место  в мире) и лесоводство.

 Основной вид транспорта - морской. Более 90% тоннажа торгового  флота занято на международных  перевозках по иностранным фрахтам.  Норвегия стоит на одном из  первых мест в мире по внутренним  перевозкам пассажиров на самолетах  (в расчете на душу населения). Железные дороги (государственные, 50% - электрифицировано) - 4,24 км., автодороги -79,8 тыс.км.

 Важную роль играет  внешняя торговля. За счет импорта  покрываются потребности в некоторых  видах минерального топлива, бокситах, железной, марганцевой и хромовых  рудах, автомобилях и др. Экспорт:  продукция нефтедобывающей, нефтехимической,  лесообрабатывающей, электрохимической,  электрометаллургической промышленности, продовольствие. Главные внешнеторговые  партнеры: Великобритания, Швеция, Германия.

 В приложениях представлена  экономическая карта Норвегии.

 Общие капитальные  вложения в прибрежный нефтяной  сектор достигли рекордной цифры-60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП,  значительно способствовали росту  других отраслей материального  производства, изготовлявших оборудование  для нефтедобычи, и создавали  соответствующую инфраструктуру. Цель  этого огромного инвестирования-повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре нефтяной эры Норвегии.

 Если нефтедобыча имеет  тенденцию к снижению, то добыча  газа в Норвегии идёт по  восходящей. Норвегия с успехом  превращается в важную газдобывающую  страну. Её доля на западноевропейском  газовом рынке приближается к  15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет  70 млрд. кубических метров к концу  столетия , а контракты на продажу  газа уже превысили общий объём  в 50 млрд. кубометров в год.

 На континентальном  шельфе Норвегии находятся более  половины всех обнаруженных газовых  месторождений Западной Европы. По мнению представителей норвежской  государственной компании «Статойл»  , в отличие от ХХ века, который  был веком нефти , ХХI век, видимо, станет веком газа, особенно в  связи с тем, что забота о  чистоте окружающей среды становится  движущей силой роста его потребления.

 Во многих отношениях  Норвегию можно сравнить с  развивающейся страной, поскольку  её основной экспорт состоит  главным образом из сырья (нефть  и газ), а не готовой промышленной  продукции. Обрабатывающая промышленность  не превышает 15% ВВП, что считается  минимальным уровнем для современных  промышленных стран. Правительство  принимает ряд мер чтобы изменить  структуру своего экспорта в  сторону товаров обрабатывающей  промышленности.

 Отвечая на вопрос, что делает правительство в  связи со скорым сокращением  добычи нефти, премьер-министр  Норвегии Гру Харлем Брунтланд  заявила английской «Файненшел  Таймс»: «Правительство проводит  политику, в которой налоговые  и структурные меры рассчитаны  именно на стимулирование экономического  развития и занятости в материальной  экономике. Мы активно используем  государственный бюджет для увеличения  занятости, укрепления частного  сектора и инвестирования в  область специальных знаний и  другую инфраструктуру. Теперь, когда  экономика вступила в период  сравнительно энергичного роста,  важно укрепить финансовое положение  страны.

 Действительно, добыча  нефти у нас сократиться через  несколько лет, но , учитывая рост  добычи газа, эксплуатация норвежского  шельфа будет по прежнему оставаться  опорой экономики страны ещё  много лет в бедующем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит , что мы становимся менее зависимыми от нефти.»

 

2.2. Военно-стратегические  аспекты развития Норвегии. Инерция  холодной войны.

 

 Во время холодной  войны важность советских стратегических  ядерных подводных лодок делала  фьорды Кольского полуострова  наиболее стратегически важной  и уязвимой частью СССР. Советская  оборона этих подводных лодок  требовала содержания большого  флота, армии и авиации, размещенных  на Кольском полуострове, с  тем чтобы иметь военную буферную  зону, охватывающую как Баренцево  море, так и Северную Норвегию.

 Более того, фьорды  Кольского полуострова были слишком  уязвимыми , и Северному флоту  было жизненно необходимо расширить  зону своего базирования на  фьорде Норвегии.

 Огромная наступательная  способность СССР, конечно же , беспокоил  норвежцев, и они с готовностью  принимали поддержку со стороны  США на севере. Ввиду того, что  Кольский полуостров был главной  базой для советских ядерных  подводных лодок и в некоторой  степени для дальней бомбардировочной  авиации и для стратегической  ПВО, район Баренцева моря превратился  в отдельный северный фронт.

 Американская морская  стратегия 1980-х годов предусматривала  не только развертывание двух  или трех авианосцев ВМС США  в Норвежском море (каждый обладал  ударной мощью всех Норвежских  ВВС), но и что более важно,  использование чрезвычайно бесшумных  подводных лодок для поражения  советских ПЛАРБ прямо на базах  (или, при необходимости, после  выхода в море) уже в первые  минуту военного конфликта.

 Соответственно, американо-советский  военный конфликт где бы то  ни было на земном шаре немедленно  продолжился бы в районе Баренцева  моря. В годы холодной войны  и в особенности с течением  её последней фазы Баренцево  море было одним из наиболее  чувствительных районов в мире  и наиболее чувствительной границей между страной НАТО и Советским Союзом.

 После холодной войны  советские ПЛАРБ унаследовал  российский ВМФ, и количество  межконтинентальных ядерных ракет  на ПЛАРБ возросло с 580 в  1985году до примерно 650 в 1995 году. В тоже время большое количество  обычных, равно как и ядерных,  морских вооружений, защищающих  эти баллистические ракеты, было  уничтожены. Сегодня Москва более  не является врагом для Запада, но здесь, на Севере, произошло  мало изменений в вооружениях.  Таким образом, новые изменения  к лучшему в Баренцевом регионе  зависят от нового партнерства  между Россией и Западом и  относительно хороших российско-американских  отношений. Такого рода хорошие  отношения, вполне вероятно, будут  продолжаться, поскольку Россия  в обозримом будущем зависит  от Западного капитала и технологий. Эта реальность будет оказывать  влияние на российскую внешнюю  политику, как это было подчеркнуто  министром иностранных дел Е.  Примаковым в его выступлении  в Осло.

 В начале 90-х годов  эти российские реалии интерпретировались  по различному в различных  норвежских влиятельных элитах- в Министерстве обороны и Министерстве  иностранных дел, в исследовательских  институтах и в военном штабе-  между так называемыми «атлантистами»  и «европейцами». «Атлантисты»  утверждали, что новое совпадение  интересов не будет иметь таких  же последствий для Северной  Европы, как для Центральной Европы, и иллюстрировали это утверждение  передислокацией российских вооружённых  сил из Центральной Европы  в район Северно-Западной России

 Напряженность в Северной  Европе, согласно рассуждениям «атлантистов»  обусловлено наличием стратегического  ядерного оружия, от которого  Россия не откажется ни при  каких условиях. Кроме того , европейские  державы, например Франция и  Германия, не могли много предложить  морской Норвегии. США (при содействии  Великобритании) были единственной  союзной державой, располагавшей  флотом и авиацией, способными  покрывать большие морские пространства  и полуострова Северной Европы. Принадлежность Норвегии к «атлантизму»- имея в виду США и до некоторой  степени Великобритании- будет сохраняться  в течение длительного периода. 

 «Атлантисты» утверждали, что рецидивы «холодной войны»  могут повториться в будущем  и что военно-стратегические решения  по-прежнему должны иметь первоочерёдность для Скандинавии в отличие от ситуации на континенте.

 «Европейцы» утверждали, что холодна война кончилась  , что вывод войск в районы  Северо-западной России следует  рассматривать как кратковременную  «парковку». Воинских частей, которые  были вынуждены покинуть Центральную  Европу, но которые уже находятся  в состоянии эрозии. В дополнении  к этому «европейцы» также  подчеркивали, что Россия стремится  к более тесным связям с  Западом в целях георганизации  своей экономики. Несмотря на  то, что политико-экономико-культурные  трения с Западом будут продолжаться, Россия будет не в состоянии  перестроить свои военные силы  в течение длительного времени.  Для «европейцев» военный конфликт  отходит на второй план, в то  время как политико-экономическое  соревнование приобретает всё  большее значение. Для такой страны, как Норвегия , которая в последние  годы до 80% своего экспорта направляет  в ЕС, эти отношения должны  иметь приоритет по отношению  к военным связям с США, или,  точнее сказать сотрудничество  с США становится менее значимым  в условиях военной разрядки.

Информация о работе Возникновение и значение геоэкономики