Тем не менее, страна
представляет большой интерес
для России как торгово-экономический
партнер. На Норвегию не распространяются
правила и ограничения ЕС, устанавливаемые
на ввозимые товары. Активными
темпами развивается сотрудничество
России, Норвегии, Швеции и Финляндии
в рамках региона Баренцева
моря. Продолжается интенсификация
контактов в приграничных районах
Севера. Таким образом, опираясь
на позитивный опыт деятельности
на норвежском рынке ряда российских
предприятий, можно предположить что
торгово-экономические отношения между
нашими странами окажутся своего рода
трамплином для выхода России на европейский
рынок.
Именно в особенности
Норвегии заключается предсказуемость
и определенная закономерность
негативного результата референдума
1994 года. Страна предпочла сохранение
существующего положения и не
захотела отдавать часть своего
суверенитета во имя идеи европейской
интеграции. Не исключено, что,
норвежцы, стремясь не отстать
от развития европейской системы
, вернутся к вопросу о вступлении
в ЕС уже в начале следующего
столетия , но тогда кандидатура
Норвегии будет рассматриваться
в числе стран Восточной Европы
и мало вероятно, что условия
её возможного членства в ЕС
будут теми же, что и в 1994
году.
Глава 2. Норвегия: современный
взгляд.
2.1 Основные экономические
ресурсы.
Норвегия - индустриально-аграрная
страна с высоким удельным
весом в экономике энергоемких
отраслей промышленности, а также
судоходства, рыболовного промысла
и в последние годы - нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности.
Господствующее положение
в экономике занимает частнокапиталистический
сектор. В послевоенный период
в стране происходит интенсивный
процесс концентрации капитала.
На крупные предприятия (500 и
более занятых), составляющие 1% общего
числа промышленных предприятий
(82%), предприятий - мелкие, с числом
занятых до 50 человек, приходится
около 25% всех занятых; 3 крупнейших
банка контролируют около 60% банковского
капитала. Концентрация производства
сопровождается исчезновением большого
числа мелких и средних предприятий.
Сокращается также количество
мелких фермерских хозяйств. Постоянно
усиливается проникновение в
страну иностранного капитала, главным
образом американского, английского,
шведского (преимущественно в
отрасли нефтяной промышленности
и судоходство).
Норвегия располагает
большими запасами гидроэнергии,
леса (продуктивный лес занимает
23,3% территории), месторождениями железа,
меди, цинка, свинца, никеля, титана,
молибдена, серебра, гранита, мрамора
и др. Достоверные запасы нефти
составляют более 800 млн.т., природного
газа - 1210 млрд. кубических метров.
Ведущие отрасли промышленности:
нефтедобывающая и нефтехимическая,
электрометаллургическая, радиоэлектронная,
горнодобывающая, целлюлозно-бумажная,
судостроительная. Норвегия занимает
ведущие места по производству
электроэнергии на душу населения,
производству целлюлозно-бумажной
массы, алюминия и ферросплавов.
В сельском хозяйстве
преобладают мелкие фермерские
хозяйства (до 10 га земли). Распространена
производственно-сбытовая кооперация.
Ведущая отрасль - интенсивное
животноводство мясомолочного направления
Развито овцеводство. Сельскохозяйственными
продуктами собственного производства
обеспечивает себя примерно на
40%. Важное место в экономике
занимает рыболовство (по экспорту
рыбопродуктов - второе место
в мире) и лесоводство.
Основной вид транспорта
- морской. Более 90% тоннажа торгового
флота занято на международных
перевозках по иностранным фрахтам.
Норвегия стоит на одном из
первых мест в мире по внутренним
перевозкам пассажиров на самолетах
(в расчете на душу населения).
Железные дороги (государственные,
50% - электрифицировано) - 4,24 км., автодороги
-79,8 тыс.км.
Важную роль играет
внешняя торговля. За счет импорта
покрываются потребности в некоторых
видах минерального топлива, бокситах,
железной, марганцевой и хромовых
рудах, автомобилях и др. Экспорт:
продукция нефтедобывающей, нефтехимической,
лесообрабатывающей, электрохимической,
электрометаллургической промышленности,
продовольствие. Главные внешнеторговые
партнеры: Великобритания, Швеция, Германия.
В приложениях представлена
экономическая карта Норвегии.
Общие капитальные
вложения в прибрежный нефтяной
сектор достигли рекордной цифры-60
млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП,
значительно способствовали росту
других отраслей материального
производства, изготовлявших оборудование
для нефтедобычи, и создавали
соответствующую инфраструктуру. Цель
этого огромного инвестирования-повысить
доходность нефтяной отрасли и улучшить
состояние макроэкономики страны. Инвестиции
в основном направлены в гигантское месторождение
Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре
нефтяной эры Норвегии.
Если нефтедобыча имеет
тенденцию к снижению, то добыча
газа в Норвегии идёт по
восходящей. Норвегия с успехом
превращается в важную газдобывающую
страну. Её доля на западноевропейском
газовом рынке приближается к
15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет
70 млрд. кубических метров к концу
столетия , а контракты на продажу
газа уже превысили общий объём
в 50 млрд. кубометров в год.
На континентальном
шельфе Норвегии находятся более
половины всех обнаруженных газовых
месторождений Западной Европы.
По мнению представителей норвежской
государственной компании «Статойл»
, в отличие от ХХ века, который
был веком нефти , ХХI век, видимо,
станет веком газа, особенно в
связи с тем, что забота о
чистоте окружающей среды становится
движущей силой роста его потребления.
Во многих отношениях
Норвегию можно сравнить с
развивающейся страной, поскольку
её основной экспорт состоит
главным образом из сырья (нефть
и газ), а не готовой промышленной
продукции. Обрабатывающая промышленность
не превышает 15% ВВП, что считается
минимальным уровнем для современных
промышленных стран. Правительство
принимает ряд мер чтобы изменить
структуру своего экспорта в
сторону товаров обрабатывающей
промышленности.
Отвечая на вопрос,
что делает правительство в
связи со скорым сокращением
добычи нефти, премьер-министр
Норвегии Гру Харлем Брунтланд
заявила английской «Файненшел
Таймс»: «Правительство проводит
политику, в которой налоговые
и структурные меры рассчитаны
именно на стимулирование экономического
развития и занятости в материальной
экономике. Мы активно используем
государственный бюджет для увеличения
занятости, укрепления частного
сектора и инвестирования в
область специальных знаний и
другую инфраструктуру. Теперь, когда
экономика вступила в период
сравнительно энергичного роста,
важно укрепить финансовое положение
страны.
Действительно, добыча
нефти у нас сократиться через
несколько лет, но , учитывая рост
добычи газа, эксплуатация норвежского
шельфа будет по прежнему оставаться
опорой экономики страны ещё
много лет в бедующем. Поэтому
увеличение производства на материке
Норвегии поможет сохранить сбалансированный
рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности
норвежской экономики значительно улучшилась,
и перспективы материковой экономики
сейчас лучше, чем несколько лет назад.
Это значит , что мы становимся менее зависимыми
от нефти.»
2.2. Военно-стратегические
аспекты развития Норвегии. Инерция
холодной войны.
Во время холодной
войны важность советских стратегических
ядерных подводных лодок делала
фьорды Кольского полуострова
наиболее стратегически важной
и уязвимой частью СССР. Советская
оборона этих подводных лодок
требовала содержания большого
флота, армии и авиации, размещенных
на Кольском полуострове, с
тем чтобы иметь военную буферную
зону, охватывающую как Баренцево
море, так и Северную Норвегию.
Более того, фьорды
Кольского полуострова были слишком
уязвимыми , и Северному флоту
было жизненно необходимо расширить
зону своего базирования на
фьорде Норвегии.
Огромная наступательная
способность СССР, конечно же , беспокоил
норвежцев, и они с готовностью
принимали поддержку со стороны
США на севере. Ввиду того, что
Кольский полуостров был главной
базой для советских ядерных
подводных лодок и в некоторой
степени для дальней бомбардировочной
авиации и для стратегической
ПВО, район Баренцева моря превратился
в отдельный северный фронт.
Американская морская
стратегия 1980-х годов предусматривала
не только развертывание двух
или трех авианосцев ВМС США
в Норвежском море (каждый обладал
ударной мощью всех Норвежских
ВВС), но и что более важно,
использование чрезвычайно бесшумных
подводных лодок для поражения
советских ПЛАРБ прямо на базах
(или, при необходимости, после
выхода в море) уже в первые
минуту военного конфликта.
Соответственно, американо-советский
военный конфликт где бы то
ни было на земном шаре немедленно
продолжился бы в районе Баренцева
моря. В годы холодной войны
и в особенности с течением
её последней фазы Баренцево
море было одним из наиболее
чувствительных районов в мире
и наиболее чувствительной границей
между страной НАТО и Советским Союзом.
После холодной войны
советские ПЛАРБ унаследовал
российский ВМФ, и количество
межконтинентальных ядерных ракет
на ПЛАРБ возросло с 580 в
1985году до примерно 650 в 1995 году.
В тоже время большое количество
обычных, равно как и ядерных,
морских вооружений, защищающих
эти баллистические ракеты, было
уничтожены. Сегодня Москва более
не является врагом для Запада,
но здесь, на Севере, произошло
мало изменений в вооружениях.
Таким образом, новые изменения
к лучшему в Баренцевом регионе
зависят от нового партнерства
между Россией и Западом и
относительно хороших российско-американских
отношений. Такого рода хорошие
отношения, вполне вероятно, будут
продолжаться, поскольку Россия
в обозримом будущем зависит
от Западного капитала и технологий.
Эта реальность будет оказывать
влияние на российскую внешнюю
политику, как это было подчеркнуто
министром иностранных дел Е.
Примаковым в его выступлении
в Осло.
В начале 90-х годов
эти российские реалии интерпретировались
по различному в различных
норвежских влиятельных элитах-
в Министерстве обороны и Министерстве
иностранных дел, в исследовательских
институтах и в военном штабе-
между так называемыми «атлантистами»
и «европейцами». «Атлантисты»
утверждали, что новое совпадение
интересов не будет иметь таких
же последствий для Северной
Европы, как для Центральной Европы,
и иллюстрировали это утверждение
передислокацией российских вооружённых
сил из Центральной Европы
в район Северно-Западной России
Напряженность в Северной
Европе, согласно рассуждениям «атлантистов»
обусловлено наличием стратегического
ядерного оружия, от которого
Россия не откажется ни при
каких условиях. Кроме того , европейские
державы, например Франция и
Германия, не могли много предложить
морской Норвегии. США (при содействии
Великобритании) были единственной
союзной державой, располагавшей
флотом и авиацией, способными
покрывать большие морские пространства
и полуострова Северной Европы.
Принадлежность Норвегии к «атлантизму»-
имея в виду США и до некоторой
степени Великобритании- будет сохраняться
в течение длительного периода.
«Атлантисты» утверждали,
что рецидивы «холодной войны»
могут повториться в будущем
и что военно-стратегические решения
по-прежнему должны иметь первоочерёдность
для Скандинавии в отличие от ситуации
на континенте.
«Европейцы» утверждали,
что холодна война кончилась
, что вывод войск в районы
Северо-западной России следует
рассматривать как кратковременную
«парковку». Воинских частей, которые
были вынуждены покинуть Центральную
Европу, но которые уже находятся
в состоянии эрозии. В дополнении
к этому «европейцы» также
подчеркивали, что Россия стремится
к более тесным связям с
Западом в целях георганизации
своей экономики. Несмотря на
то, что политико-экономико-культурные
трения с Западом будут продолжаться,
Россия будет не в состоянии
перестроить свои военные силы
в течение длительного времени.
Для «европейцев» военный конфликт
отходит на второй план, в то
время как политико-экономическое
соревнование приобретает всё
большее значение. Для такой страны,
как Норвегия , которая в последние
годы до 80% своего экспорта направляет
в ЕС, эти отношения должны
иметь приоритет по отношению
к военным связям с США, или,
точнее сказать сотрудничество
с США становится менее значимым
в условиях военной разрядки.