Возникновение и значение геоэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвящён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.

Содержание работы

Введение. 3
ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций. 3
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии. 3
1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии. 7
1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность? 9
ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд. 12
2.1. Основные экономические ресурсы. 12
2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны. 14
2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы. 16
ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог. 18
3.1. Соседи по северу. 18
3.2. Географический фактор. 19
3.3. Экологическая безопасность Норвегии. 20
3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией. 21
3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа. 23
3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии. 25
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на современном этапе. 25
ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона. 27
4.1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая движущая сила баренцева сотрудничества. 27
4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления сотрудничества в регионе. 28
4.3. Совет государств Балтийского моря. 31
Заключение. 33
Приложения. 36
Литература. 37

Файлы: 1 файл

referat.docx

— 93.38 Кб (Скачать файл)

 

 Глава 4. Совет Баренцева/Евро-арктического  региона.

 

4.1.Российско-Норвежское  взаимодействие-важенйшая движущая  сила баренцева сотрудничества.

 

 Вполне можно сказать,  что России и Норвегии многим  обязаны набирающие в последние  годы силу северные региональные  объединения, которые при всем  их многообразии и специфике  являются важной составной частью  интеграционных процессов на  Европейском континенте. Они выполняют  свою роль в реализации главных  целей и задач этого процесса  в масштабах конкретного региона,  создают атмосферу добрососедства, доверия, содействуют экономическому, культурному, гуманитарному и  иному сотрудничеству.

 По инициативе Норвегии, которую поддержали Россия и  Финляндия. был создан в 1993 году Совет Баренцева/Евро-арктического  региона (СБЕР). Главным мотивом,  а в Совет входят Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также представитель Европейской  комиссии (еще девять стран имеют  статус наблюдателя), было стремление  к поддержанию многовековой приверженности  народов Баренцева региона добрососедству  и сотрудничеству, его экологическому  развитию и освоению природных  богатств, созданию более комфортных, достойных человека условий жизни.  При этом имелось в виду, что  Совет не будет дублировать  или подменять уже ведущуюся  на двусторонней или многосторонней  основе работу между странами-членами,  но будет способствовать развитию  именно регионального сотрудничества.

 Российско-норвежское  взаимодействие является важнейшей  движущей силой баренцева сотрудничества. Уже в силу географических  факторов эти две страны несут  особую ответственность за состояние  дел в Баренцевом регионе. Не  случайно многие проекты регионального  сотрудничества носят двусторонний  характер или же начинались  по инициативе России и Норвегии.

 Концепция баренцева  сотрудничества была сформулирована  в Киркенесской декларации от II октября 1993 года. В ней определены  основные направления взаимодействия  в области экономики, транспорта  и коммуникаций, культурных связей  и контактов между людьми, научно-технического  сотрудничества, окружающей среды.

 Высшим органом Совета  является ежегодная сессия министров  иностранных дел стран-участниц, решения на которой принимаются  консенсусом.

 Интересной особенностью  баренцева сотрудничества является  его "двухъярусная" структура.  Действует специальный орган  — Региональный совет, осуществляющий  взаимодействие на местном уровне. В него входят руководящие  официальные лица административных  единиц, образующих Баренцев регион, из Норвегии (северные области  Финмарк, Тромс и Нурланн), России (Республика Карелия, Мурманская, Архангельская области, Ненецкий  автономный округ), Финляндии (Лапландия)  и Швеции (Норботтен), а также представители  коренных народов. В ноябре 1996 года на годичный "испытательный  срок" в качестве наблюдателей  в Совет были приняты губернии  Оулу (Финляндия) и Вестерботтен (Швеция).

 Региональный совет  является фактически генератором  практических идей и проектов  сотрудничества. Разработанная им  в 1994 году "Баренцева программа  действий" рассчитана на 5 лет  и содержит более 80 проектов  в области защиты окружающей  среды, экономики, торговли, региональной  инфраструктуры, жизнедеятельности  коренных народов, а также образования,  науки и техники, культуры. Это,  как правило, небольшие проекты.  Но они имеют под собой реальное  финансирование на уровне местных  властей стран-участниц. В 1996 году  было "освоено" проектов на  сумму около 140 миллионов шведских  крон (около 20 миллионов долларов  США).

 На III сессии министров  иностранных дел СБЕР в Рованиеми  6 октября 1995 года была принята  своего рода укрупненная региональная  программа, предусматривающая реконструкцию  металлургических предприятий в  Мурманской и Архангельской областях, модернизацию морских портов  и аэропортов, другие крупные  проекты, в том числе в Карелии  и Ненецком автономном округе. Эта программа была конкретизирована  на встречах министров экономики  (Мурманск, май 1996 года) и транспорта (Архангельск, сентябрь 1996 года).

 Россия в течение  всего 1996 года выполняла функции  председателя СБЕР и вела дело  к реализации согласованных приоритетных  проектов сотрудничества в своих  северо-западных регионах.

5—6 ноября 1996 года в  Петрозаводске под председательством  России состоялась четвертая  сессия Совета безопасности Баренцева/Евро-арктического  региона на уровне министров  иностранных дел. Принято Совместное  заявление, в котором отражены  основные результаты и намечены  ориентиры дальнейшей деятельности  Совета. Этот документ направлен  участникам встречи на высшем  уровне Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся в Лиссабоне 2—3 декабря 1996 года, в качестве вклада СБЕР в работу по формированию новой модели безопасности для Европы XXI века.

 Хотя формально вопросы  безопасности и военной политики  не входят в компетенцию СБЕР, он выполняет важные функции  косвенного содействия укреплению  безопасности в регионе и —  в более широком смысле —  во всей Европе. Имеется в виду  содействие социально-экономической  стабилизации жизни населения,  в первую очередь в северо-западных  регионах России. Оказывается помощь  в области конверсии военного  производства, мониторинга экологической  ситуации, ядерной и радиационной  безопасности. В планах на будущее  — развитие модели общественной  безопасности, трансграничного сотрудничества  в борьбе с контрабандой, незаконной  миграцией, наркобизнесом.

 

4.2. Приоритетные программы  СБЕР и направления сотрудничества  в регионе.

 

 Практическая составляющая  баренцева сотрудничества — это  динамично развивающиеся связи  между странами, регионами и людьми.

 По понятным причинам  для нас на одном из первых  мест в Баренцевом сотрудничестве  стоит решение социально-экономических  проблем. Применительно к северным  районам России эти проблемы  имеют особую остроту и специфику.

 Россия не скрываем  перед Норвегией и другими  нашими партнерами по СБЕР  своей заинтересованности в привлечении  финансовых ресурсов и научно-технического  опыта Стран-членов и наблюдателей  Совета. Цель — ускорить экономический  подъем в российских северо-западных  и северных районах. Разумеется, это должно происходить на  условиях взаимной выгоды, с пользой  и для нас, и для наших  партнеров по СБЕР.

 Дело в том, что  высокоразвитая экономика наших  северных партнеров соседствует  с огромными запасами природных  ресурсов у нас, выходом на  новые перспективные рынки. А  это, в принципе, должно привлекать  капитал и создавать хороший  инвестиционный климат.

 Российский Северо-запад  обладает современным научным,  производственным и техническим  потенциалом для участия в  международной кооперации. Предприятия,  расположенные в Архангельской  и Мурманской областях. Республике  Карелия, Ненецком автономном  округе, вполне могут стать равноправными  партнерами в реализации самых  сложных проектов. В то же время  структура норвежской экономики  состоит в основном из малых  и средних предприятий. Подключение  их возможностей к осуществлению  проектов, не требующих особо  крупных финансовых вложений  и со сравнительно коротким  периодом окупаемости, может сыграть  роль катализатора в деле привлечения  и других инвесторов.

 Хотя уже есть положительные  примеры участия Норвегии, других  стран СБЕР в осуществлении  ряда интересных и перспективных  программ, подключение предпринимателей  — как отечественных, так и  иностранных — к решению взаимовыгодных  задач в российской части региона  могло бы быть и более активным.

 В октябре — ноябре 1995 года и в октябре 1996 года  в Мурманске состоялись международные  конференции деловых кругов региона  СБЕР, имевшие цель способствовать  более активному привлечению  иностранного капитала в экономику  Севера России, в том числе  в области среднего и малого  бизнеса.

 При активном участии  норвежской стороны, а также  Финляндии, Швеции и Европейского  банка реконструкции и развития  в конце 1995 года учрежден "Фонд  венчурного капитала Северо-запада  России". Цель — долгосрочное  рисковое (венчурное) инвестирование  в компании среднего размера  (от 150 до 5 тысяч работающих) в Республике  Карелия, Архангельской и Мурманской  областях. Уставной капитал составляет 53 миллиона долларов США. Фонд  уже приступил к разработке  проектов сотрудничества.

 В развитие баренцева  сотрудничества правительство Норвегии  по инициативе своего министерства  промышленности и энергетики  учредило государственный инвестиционный  фонд для Северо-запада России  в размере 180 миллионов норвежских  крон (около 30 миллионов долларов  США). Это создает дополнительные  возможности для реализации перспективных  инвестиционных программ.

 В 1993 году открыты  ген консульства России в Киркенесе  и Норвегии в Мурманске. Их  деятельность также содействует  использованию потенциала, заложенного  в сотрудничестве стран Баренцева  региона.

 Важным направлением  совместной работы России и  Норвегии, а также наших партнеров  по СБЕР, входящих в Евросоюз, является поиск международных  средств технического содействия  разработке соответствующей проектной  документации, доведению ее до  необходимых международных стандартов.

 В этой связи СБЕР, в качестве авторитетной международной  региональной структуры, членом  которой, к тому же, является  Комиссия ЕС, может служить хорошим  инструментом для дальнейшего  совершенствования известной программы  технического содействия ЕС, рассчитанной  для России и стран СНГ (ТАСИС). В частности, последние изменения  регламента этой программы, позволяющие  использовать до 10 процентов ее  средств на цели инвестирования, свидетельствуют о готовности  партнеров идти навстречу решению  проблем финансирования проектов.

 В период председательства  России в СБЕР в 1996 году были  высказаны и нашли понимание  наши конкретные предложения  о более эффективном использовании  в Баренцевом регионе средств  ТАСИС и состыковки этой программы  с другими программами ЕС, например  Программой трансграничного сотрудничества (ИНТЕРРЕГ), интерес к участию  в которой проявила и Норвегия.

 Наметились определенные  сдвиги по ряду приоритетных  программ СБЕР.

 Так, норвежская компания "Квернер" принимает участие  в реализации конверсионного  проекта по созданию на базе  предприятия "Звездочка" в  Северодвинске Архангельской области  информационного центра разработки  и обеспечения строительства  оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.

 Разработаны технико-экономические  обоснования других важных проектов  — строительства завода по  утилизации старых судов и  грузового терминала в бухте  Белокаменная, а также модернизация  Кандалакшского алюминиевого комбината  (Мурманская область). Есть реальные  возможности активного финансового  участия норвежской стороны в  осуществлении обоих проектов.

 Близится к завершению  строительство железнодорожной  ветки Ледмозеро—Кочкома, которая  должна стать важным звеном  в системе транспортных коридоров  в Баренцевом регионе. Требуются  дополнительные финансовые средства, в связи с чем были проведены  переговоры с европейскими банковскими  структурами о возможности оказания  содействия в строительстве этой  первой в истории послевоенного  времени коммерческой железной дороги. Правда, ситуация здесь довольно типичная в. том, что касается реализации проектов СБЕР вообще: наши партнеры нуждаются в четких и надежных финансовых гарантиях. В связи с этим прорабатываются возможности предоставления таких гарантий со стороны заинтересованных российских регионов.

 Дан старт переговорам  с нашими партнерами о возможности  финансирования строительства Кольской  АЭС-2 — проекта, от осуществления  которого зависит дальнейшее  развитие экономики Мурманской  области.

 С норвежскими и  другими нашими партнерами достигнуто  взаимопонимание относительно сосредоточения  усилий на 4—5 наиболее перспективных  и разработанных проектах, чтобы  уже в ближайшее время получить  конкретную отдачу и показать  эффективность баренцева сотрудничества. МИД и Минэкономики России  вместе с администрациями заинтересованных  регионов рассматривают возможность  принятия целевой федеральной  программы участия России в  баренцевом сотрудничестве. Другой  вариант — включение ряда проектов  СБЕР в качестве подпрограмм  в уже разрабатываемые, например "Мировой океан".

Информация о работе Возникновение и значение геоэкономики