Глава 4. Совет Баренцева/Евро-арктического
региона.
4.1.Российско-Норвежское
взаимодействие-важенйшая движущая
сила баренцева сотрудничества.
Вполне можно сказать,
что России и Норвегии многим
обязаны набирающие в последние
годы силу северные региональные
объединения, которые при всем
их многообразии и специфике
являются важной составной частью
интеграционных процессов на
Европейском континенте. Они выполняют
свою роль в реализации главных
целей и задач этого процесса
в масштабах конкретного региона,
создают атмосферу добрососедства,
доверия, содействуют экономическому,
культурному, гуманитарному и
иному сотрудничеству.
По инициативе Норвегии,
которую поддержали Россия и
Финляндия. был создан в 1993
году Совет Баренцева/Евро-арктического
региона (СБЕР). Главным мотивом,
а в Совет входят Дания, Исландия,
Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция,
а также представитель Европейской
комиссии (еще девять стран имеют
статус наблюдателя), было стремление
к поддержанию многовековой приверженности
народов Баренцева региона добрососедству
и сотрудничеству, его экологическому
развитию и освоению природных
богатств, созданию более комфортных,
достойных человека условий жизни.
При этом имелось в виду, что
Совет не будет дублировать
или подменять уже ведущуюся
на двусторонней или многосторонней
основе работу между странами-членами,
но будет способствовать развитию
именно регионального сотрудничества.
Российско-норвежское
взаимодействие является важнейшей
движущей силой баренцева сотрудничества.
Уже в силу географических
факторов эти две страны несут
особую ответственность за состояние
дел в Баренцевом регионе. Не
случайно многие проекты регионального
сотрудничества носят двусторонний
характер или же начинались
по инициативе России и Норвегии.
Концепция баренцева
сотрудничества была сформулирована
в Киркенесской декларации от
II октября 1993 года. В ней определены
основные направления взаимодействия
в области экономики, транспорта
и коммуникаций, культурных связей
и контактов между людьми, научно-технического
сотрудничества, окружающей среды.
Высшим органом Совета
является ежегодная сессия министров
иностранных дел стран-участниц,
решения на которой принимаются
консенсусом.
Интересной особенностью
баренцева сотрудничества является
его "двухъярусная" структура.
Действует специальный орган
— Региональный совет, осуществляющий
взаимодействие на местном уровне.
В него входят руководящие
официальные лица административных
единиц, образующих Баренцев регион,
из Норвегии (северные области
Финмарк, Тромс и Нурланн), России
(Республика Карелия, Мурманская,
Архангельская области, Ненецкий
автономный округ), Финляндии (Лапландия)
и Швеции (Норботтен), а также представители
коренных народов. В ноябре 1996
года на годичный "испытательный
срок" в качестве наблюдателей
в Совет были приняты губернии
Оулу (Финляндия) и Вестерботтен
(Швеция).
Региональный совет
является фактически генератором
практических идей и проектов
сотрудничества. Разработанная им
в 1994 году "Баренцева программа
действий" рассчитана на 5 лет
и содержит более 80 проектов
в области защиты окружающей
среды, экономики, торговли, региональной
инфраструктуры, жизнедеятельности
коренных народов, а также образования,
науки и техники, культуры. Это,
как правило, небольшие проекты.
Но они имеют под собой реальное
финансирование на уровне местных
властей стран-участниц. В 1996 году
было "освоено" проектов на
сумму около 140 миллионов шведских
крон (около 20 миллионов долларов
США).
На III сессии министров
иностранных дел СБЕР в Рованиеми
6 октября 1995 года была принята
своего рода укрупненная региональная
программа, предусматривающая реконструкцию
металлургических предприятий в
Мурманской и Архангельской областях,
модернизацию морских портов
и аэропортов, другие крупные
проекты, в том числе в Карелии
и Ненецком автономном округе.
Эта программа была конкретизирована
на встречах министров экономики
(Мурманск, май 1996 года) и транспорта
(Архангельск, сентябрь 1996 года).
Россия в течение
всего 1996 года выполняла функции
председателя СБЕР и вела дело
к реализации согласованных приоритетных
проектов сотрудничества в своих
северо-западных регионах.
5—6 ноября 1996 года в
Петрозаводске под председательством
России состоялась четвертая
сессия Совета безопасности Баренцева/Евро-арктического
региона на уровне министров
иностранных дел. Принято Совместное
заявление, в котором отражены
основные результаты и намечены
ориентиры дальнейшей деятельности
Совета. Этот документ направлен
участникам встречи на высшем
уровне Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе, состоявшейся
в Лиссабоне 2—3 декабря 1996 года, в качестве
вклада СБЕР в работу по формированию
новой модели безопасности для Европы
XXI века.
Хотя формально вопросы
безопасности и военной политики
не входят в компетенцию СБЕР,
он выполняет важные функции
косвенного содействия укреплению
безопасности в регионе и —
в более широком смысле —
во всей Европе. Имеется в виду
содействие социально-экономической
стабилизации жизни населения,
в первую очередь в северо-западных
регионах России. Оказывается помощь
в области конверсии военного
производства, мониторинга экологической
ситуации, ядерной и радиационной
безопасности. В планах на будущее
— развитие модели общественной
безопасности, трансграничного сотрудничества
в борьбе с контрабандой, незаконной
миграцией, наркобизнесом.
4.2. Приоритетные программы
СБЕР и направления сотрудничества
в регионе.
Практическая составляющая
баренцева сотрудничества — это
динамично развивающиеся связи
между странами, регионами и людьми.
По понятным причинам
для нас на одном из первых
мест в Баренцевом сотрудничестве
стоит решение социально-экономических
проблем. Применительно к северным
районам России эти проблемы
имеют особую остроту и специфику.
Россия не скрываем
перед Норвегией и другими
нашими партнерами по СБЕР
своей заинтересованности в привлечении
финансовых ресурсов и научно-технического
опыта Стран-членов и наблюдателей
Совета. Цель — ускорить экономический
подъем в российских северо-западных
и северных районах. Разумеется,
это должно происходить на
условиях взаимной выгоды, с пользой
и для нас, и для наших
партнеров по СБЕР.
Дело в том, что
высокоразвитая экономика наших
северных партнеров соседствует
с огромными запасами природных
ресурсов у нас, выходом на
новые перспективные рынки. А
это, в принципе, должно привлекать
капитал и создавать хороший
инвестиционный климат.
Российский Северо-запад
обладает современным научным,
производственным и техническим
потенциалом для участия в
международной кооперации. Предприятия,
расположенные в Архангельской
и Мурманской областях. Республике
Карелия, Ненецком автономном
округе, вполне могут стать равноправными
партнерами в реализации самых
сложных проектов. В то же время
структура норвежской экономики
состоит в основном из малых
и средних предприятий. Подключение
их возможностей к осуществлению
проектов, не требующих особо
крупных финансовых вложений
и со сравнительно коротким
периодом окупаемости, может сыграть
роль катализатора в деле привлечения
и других инвесторов.
Хотя уже есть положительные
примеры участия Норвегии, других
стран СБЕР в осуществлении
ряда интересных и перспективных
программ, подключение предпринимателей
— как отечественных, так и
иностранных — к решению взаимовыгодных
задач в российской части региона
могло бы быть и более активным.
В октябре — ноябре
1995 года и в октябре 1996 года
в Мурманске состоялись международные
конференции деловых кругов региона
СБЕР, имевшие цель способствовать
более активному привлечению
иностранного капитала в экономику
Севера России, в том числе
в области среднего и малого
бизнеса.
При активном участии
норвежской стороны, а также
Финляндии, Швеции и Европейского
банка реконструкции и развития
в конце 1995 года учрежден "Фонд
венчурного капитала Северо-запада
России". Цель — долгосрочное
рисковое (венчурное) инвестирование
в компании среднего размера
(от 150 до 5 тысяч работающих) в Республике
Карелия, Архангельской и Мурманской
областях. Уставной капитал составляет
53 миллиона долларов США. Фонд
уже приступил к разработке
проектов сотрудничества.
В развитие баренцева
сотрудничества правительство Норвегии
по инициативе своего министерства
промышленности и энергетики
учредило государственный инвестиционный
фонд для Северо-запада России
в размере 180 миллионов норвежских
крон (около 30 миллионов долларов
США). Это создает дополнительные
возможности для реализации перспективных
инвестиционных программ.
В 1993 году открыты
ген консульства России в Киркенесе
и Норвегии в Мурманске. Их
деятельность также содействует
использованию потенциала, заложенного
в сотрудничестве стран Баренцева
региона.
Важным направлением
совместной работы России и
Норвегии, а также наших партнеров
по СБЕР, входящих в Евросоюз,
является поиск международных
средств технического содействия
разработке соответствующей проектной
документации, доведению ее до
необходимых международных стандартов.
В этой связи СБЕР,
в качестве авторитетной международной
региональной структуры, членом
которой, к тому же, является
Комиссия ЕС, может служить хорошим
инструментом для дальнейшего
совершенствования известной программы
технического содействия ЕС, рассчитанной
для России и стран СНГ (ТАСИС).
В частности, последние изменения
регламента этой программы, позволяющие
использовать до 10 процентов ее
средств на цели инвестирования,
свидетельствуют о готовности
партнеров идти навстречу решению
проблем финансирования проектов.
В период председательства
России в СБЕР в 1996 году были
высказаны и нашли понимание
наши конкретные предложения
о более эффективном использовании
в Баренцевом регионе средств
ТАСИС и состыковки этой программы
с другими программами ЕС, например
Программой трансграничного сотрудничества
(ИНТЕРРЕГ), интерес к участию
в которой проявила и Норвегия.
Наметились определенные
сдвиги по ряду приоритетных
программ СБЕР.
Так, норвежская компания
"Квернер" принимает участие
в реализации конверсионного
проекта по созданию на базе
предприятия "Звездочка" в
Северодвинске Архангельской области
информационного центра разработки
и обеспечения строительства
оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.
Разработаны технико-экономические
обоснования других важных проектов
— строительства завода по
утилизации старых судов и
грузового терминала в бухте
Белокаменная, а также модернизация
Кандалакшского алюминиевого комбината
(Мурманская область). Есть реальные
возможности активного финансового
участия норвежской стороны в
осуществлении обоих проектов.
Близится к завершению
строительство железнодорожной
ветки Ледмозеро—Кочкома, которая
должна стать важным звеном
в системе транспортных коридоров
в Баренцевом регионе. Требуются
дополнительные финансовые средства,
в связи с чем были проведены
переговоры с европейскими банковскими
структурами о возможности оказания
содействия в строительстве этой
первой в истории послевоенного
времени коммерческой железной дороги.
Правда, ситуация здесь довольно типичная
в. том, что касается реализации проектов
СБЕР вообще: наши партнеры нуждаются
в четких и надежных финансовых гарантиях.
В связи с этим прорабатываются возможности
предоставления таких гарантий со стороны
заинтересованных российских регионов.
Дан старт переговорам
с нашими партнерами о возможности
финансирования строительства Кольской
АЭС-2 — проекта, от осуществления
которого зависит дальнейшее
развитие экономики Мурманской
области.
С норвежскими и
другими нашими партнерами достигнуто
взаимопонимание относительно сосредоточения
усилий на 4—5 наиболее перспективных
и разработанных проектах, чтобы
уже в ближайшее время получить
конкретную отдачу и показать
эффективность баренцева сотрудничества.
МИД и Минэкономики России
вместе с администрациями заинтересованных
регионов рассматривают возможность
принятия целевой федеральной
программы участия России в
баренцевом сотрудничестве. Другой
вариант — включение ряда проектов
СБЕР в качестве подпрограмм
в уже разрабатываемые, например
"Мировой океан".