Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций
Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)
Точнее, закон убывающей предельной доходности относится не к выпуску дополнительной продукции, которую получают при последовательном добавлении равных дополнительных единиц ресурса, а изменяющихся затрат (факторов производства) к неизменному количеству некоторых других затрат (факторов производства).
Закон: Если существует фиксированное множество факторов производства, то с определенного момента каждая дополнительная единица привнесенных факторов производства будет приносить всё уменьшающиеся количество дополнительной продукции.
Причина – перенасыщение
постоянного фактора
Зависимость выпуска
продукции от затрат переменного
фактора проиллюстрируем
График 2.2. Зависимость выпуска продукции от затрат труда при неизменных затратах капитала.
С определенного момента
происходит уменьшение дополнительного
продукта, получаемого от использования
каждого дополнительного
III. Экономические системы. Товар и товарное производство. Деньги и их функции.
(Скоро будет конспект)
Экономические системы.
В зависимости от критерия
координации хозяйственной
- командную экономику (координация осуществляется государством (планирование))
- рыночную экономику (координация осуществляется самопроизвольно (стихийная координация – рынок саморегулирующаяся система))
- смешанную экономику (присущи обе вышеупомянутые черты – все реальные экономики).
Почти все реальные современные экономики имеют смешанный тип со значительной долей стихийности.
Товар и товарное производство.
1. Исторически наиболее ранней формой экономической жизни общества было натуральное хозяйство, в котором продукты производились не для обмена, а для удовлетворения потребностей его членов, поступали к ним путем прямого распределения. Экономические процессы ограничивались рамками отдельного хозяйства, обмен с другими хозяйствами осуществлялся отдельными продуктами или вообще отсутствовал. Натуральное хозяйство, будучи консервативным и устойчивым, просуществовало несколько тысячелетий, в настоящее время оно сохраняется в экономике развивающихся стран.
2. Развитие общественного
разделения труда, т.е.
К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Одни рассматривали товар с точки зрения производства, другие — потребления, третьи — психологических оценок его субъектами экономики.
1. Трудовая теория стоимости.
Представители классической школы У.Петти (1623—1687), А.Смит (1723—1790), Д.Рикардо (1772—1823) и другие явились создателями трудовой теории стоимости, которая получила законченное выражение в работах К.Маркса (1818—1883).
Так, согласно марксистской концепции, товар имеет два свойства:
- потребительную стоимость
- стоимость.
Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей.
Стоимость – мера затраченного труда на изготовление товара.
Трудовая теория стоимости не смогла дать убедительных ответов на вопросы: каким образом и с помощью каких коэффициентов можно сопоставить затраты простого и сложного (общественного) труда, что лежит в основе признания затрат труда общественно необходимыми, как связаны между собой затраты труда на производство товара и его полезность, а последняя — с ценой, в каких все-таки единицах наиболее точно измеряется стоимость товаров?
2. Теория предельной полезности.
Иной подход к проблеме
товара и его свойств
Согласно этой теории стоимость должна определяться полезностью товара (с потребительской точки зрения) и только ей, субъективно.
Недостатки:
- не дает возможность
сформировать величину
- отсутствует анализ производства.
Плюсы:
- поставила человека в центр рассмотрения
- анализ психологического аспекта экономики.
3. Неоклассическое направление.
На рубеже XIX—XX вв. усилиями таких экономистов, как Дж.Б.Кларк, А.Маршалл, Л.Вальрас и В.Парето, было положено начало соединению классической трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В экономической науке возникло неоклассическое направление, составляющее теоретический фундамент современных исследований рыночного хозяйства. А.Маршалл, характеризуя неоклассический подход, отмечал, что можно «с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц». В неоклассической теории цена равновесия предстает как синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.
Деньги и их функции.
Этапы развития денег.
1. Натуральный обмен.
2. Товарные деньги.
Выделение товара-эквивалента (всеобщего эквивалента). Например, шкуры зверей и т.п.
3. Бумажные деньги.
4. Банковские деньги.
Чеки, кредитные карты.
Чек – документ, удостоверяющий наличие текущего счета, средство передачи собственности на этот вклад.
Кредитные карты - тоже самое, но более автоматизировано.
В экономической науке ликвидность характеризует способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги.
Абсолютной ликвидностью обладают выпускаемые государством наличные деньги. Чеки, векселя и различные ценные бумаги считаются менее ликвидными средствами. Товары обладают еще меньшей ликвидностью.
Функции денег:
1. Средство обмена.
2. Мера стоимости.
3. Запас ценности.
4. Масштаб отсроченных платежей.
Способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранные валюты во всех видах денежных операций по действующему валютному курсу называется конвертируемостью (conversion — превращение, обратимость). Различают внутреннюю, внешнюю и полную конвертируемость валюты. Внутренняя конвертируемость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без каких-либо ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с партнерами за границей. При внешней конвертируемости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц. Все расчеты в стране с зарубежными партнерами ведутся в национальной валюте. Полная конвертируемость включает внутреннюю и внешнюю.
Количественная теория денег. Определение денежной массы.
Различают:
- деньги в узком смысле
- деньги в широком смысле.
Деньги в узком смысле (М1).
1. Наличные (бумажные и металлические деньги).
2. Чековые вклады (вклады до востребования).
Деньги в широком смысле (М2).
ПОМИМО М1 включают:
1. Общую сумму срочных вкладов.
2. Бесчековые сберегательные счета.
3. Ценные бумаги (гос.),
находящиеся на руках
Почти деньги – это определенные высоколиквидные финансовые активы, которые легко, с небольшими потерями, могут переводится в наличные.
Тема 3. Рынок и его структура. Механизм рынка.
Вопрос 1. Рынок и его структура.
Широко распространено представление о рынке как о месте совершения сделки купли-продажи. Такие рынки существовали на заре товарного производства, существуют и сейчас. В современном обществе это не обязательно какое-то физическое место.
Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе предъявителей спроса (покупателей) и производителей (продавцов), предлагающих товары и услуги.
Классификация рынков
Существует много критериев классификации рынков в зависимости от целей анализа. Отметим основные:
I. Классификация рынков с точки зрения объектов купли-продажи
1. Рынок товаров и услуг по функциональному назначению подразделяется на рынок потребительских товаров и услуг и на рынок товаров и услуг производственного назначения. Обе эти группы подразделяются по отраслевой принадлежности товара или услуги. Основные формы организации этих рынков:
1),2),3) – это все оптовая торговля
2. Рынок труда или рабочей силы условно можно отнести к рынкам товаров производственного назначения, но рынок рабочей силы – особый рынок, т.к. рабочая сила является товаром особого рода – она неотделима от личности работника. В отличие от потребительских рынков, на данном рынке потребители выступают не в качестве покупателей, а в качестве продавцов особого товара – рабочей силы. Покупателями этого товара становятся различные фирмы – на срок, на определенное время (не навсегда). Соотношение спроса и предложения формирует цену рабочей силы, т.е. уровень заработной платы.
Формы организации рынков:
Рынки труда или рабочей силы также подразделяются по отраслевой принадлежности.
3. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг. В рыночной экономике движение товаров и услуг опосредуется деньгами. Для организации и расширения производства предприниматель вынужден прибегать к заемным средствам, которые можно приобрести двумя путями:
В зависимости от сроков и формы получения средств:
Эти 1) и 2) формы действуют
через систему кредитно-
Формы организации:
и т.д.
Рынок ценных бумаг – особый рынок, где продаются и покупаются не сами товары и деньги, а обязательства. Поэтому этот рынок называется рынком фиктивных капиталов. В зависимости от способа обращения ценных бумаг этот рынок подразделяется на фондовый рынок – действует через фондовую биржу, и внебиржевой рынок или уличный рынок – действует через систему кредитно-финансовых учреждений.
4. Валютный рынок – это особая сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке, продаже и обмену иностранных валют. Он имеет двойственный характер – одновременно международный рынок и (обмениваются валюты разных стран) и национальный (существует в каждой стране).
Формы организации:
Контроль над валютными рынками – предмет особой заботы любого государства, т.к. положение на этом рынке отражается прямо или косвенно на всей национальной экономике.
Свободный валютный рынок практически нигде не существует, т.к. это привело бы к расстройству национальной денежной валюты.
Регулирование валютных отношений осуществляется не только на национальном, оно и на международном уровне (Международный Валютный Фонд, МВФ).
II. Классификация рынков с точки зрения субъектов купли-продажи (по характеру и уровню спроса и предложения).
Различают ранки продавца и рынки потребителя.
Рынок, на котором спрос превышает предложение, - рынок продавца, и наоборот, рынок, на котором предложение превышает спрос, - рынок покупателя.
Рынок продавца характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, соответственно, потребители приобретают то, что предлагает продавец, не предъявляя каких-либо требований к товару.
Рынок покупателя характеризуется широким ассортиментом товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкуренцию между ними – борьбу за потребителя, которая стимулирует интенсивное обновление продукции, повышение ее качества, технического уровня и уровня послепродажного обслуживания.
Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки