Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций
Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)
Единственной уравновешивающей
ценой, т.е. ценой, которая может сохраниться
в течение определенного
Графически конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Г.3-5 Цена равновесия.
Равновесная цена – 3, равновесный объем – 12.
При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом. При этом в результате конкуренции продавцов цены будут стремиться снизиться до уровня равновесия. Излишек предложения будет толкать цену вниз.
При любой цене ниже равновесной возникает избыток спроса – дефицит. Следовательно, конкуренция покупателей будет оказывать давление на цену в сторону повышения, т.е. излишек спроса будет толкать цену вверх. Лишь в точке C достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.
Функционирование рыночного механизма.
Вначале рассмотрим воздействие изменения спроса и изменения предложения на рыночную цену и объем.
Изменение спроса.
Г.3-6 Изменение спроса.
|
|
(a) |
(b) |
(a): Увеличение спроса при прочих равных условиях приводит к повышению цены и увеличению количества.
(b): Уменьшение спроса при прочих равных условиях вызывает снижение цены и сокращение количества.
Итак, существует прямая связь между изменением спроса и последующим изменением равновесной цены и количества.
Изменение спроса.
Г.3-7 Изменение спроса.
|
|
(a) |
(b) |
(a): Увеличение предложения при прочих равных условиях приводит к понижению цены и росту количества.
(b): Уменьшение предложения при прочих равных условиях приводит к повышению цены и сокращению количества.
Итак, существует обратная связь между изменением предложения и последующим изменением равновесной цены. Но связь между изменением предложения и последующим изменением количества – прямая.
Г.3-8 Функционирование рыночного механизма.
1) Рынок некоего товара: спрос D1D1, предложение S1S1, положение равновесия – C, цена – P1, объем Q1.
2) Спрос увеличивается
под воздействием каких-то
Вопрос: устойчиво ли это положение?
PN – результат давления со стороны избыточного спроса.
Сохранится ли данная цена равновесия?
Ответ: нет.
3) Высокая цена – стимул для действующих производителей + устремляются новые. Как следствие – увеличение предложения. Новая кривая предложения – S2S2.
Итак, получив сигнал от спроса – высокая цена – механизм рынка вызвал изменение предложения и как следствие, вернул экономику в состояние равновесия.
Общественная
выгода от конкурентного равновесия:
излишек производителя и
Концепция излишков производителя и потребителя была введена английским экономистом Маршаллом.
Результаты конкурентного равновесия рассматриваются с точки зрения выгоды, полученной потребителем и производителем.
Г.3-9 Излишек потребителя и излишек производителя.
Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. той максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара и тем количеством денег, которое они фактически уплатили при сложившейся цене равновесия.
Излишек производителя – это разница между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар и теми ценами, по которым они готовы были его предложить.
Сумма излишков потребителя и производителя характеризует общую выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. Конкурентное равновесие позволяет обеспечить максимальный выигрыш для обоих участников рыночных отношений. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны. Производители продали больше и дороже, чем были готовы. Точка равновесия на конкурентном рынке эффективна по Парето.
Невозможно повышение благосостояния одних участников обмена без ущерба для других. Если существует свободный конкурентный рынок, то экономика эффективно распределяет ресурсы. Но с точки зрения общественного оптимума (благосостояния) это условие необходимое, но не достаточное, т.к. существует несправедливость в распределении.
Тема 4. Эластичность спроса и предложения.
В данной теме мы будем анализировать количественные характеристики изменений, а точнее – чувствительность спроса и предложения к изменению различных факторов.
Эластичность – это мера реагирования одной переменной в ответ на изменение другой в процентах.
Начнем с анализа связи между ценой и величиной спроса.
I. Прямая эластичность спроса по цене.
Степень реакции величина спроса на изменение цены различна
- для разных товаров
- для одного товара при
Для измерения степени
Замечание редакции: модуль возник ввиду переобозначения: .
- Коэффициент всегда
отрицателен (имеется в виду, если
брать без модуля), так как изменение
величины спроса и цены
- Используются процентные соотношения, а не абсолютные величины. В противном случае представление об эластичности зависело бы от выбора системы единиц измерения.
Варианты (характеристики) эластичности.
1. Если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества приобретаемого товара, то спрос эластичен.
График 4.1. Эластичный спрос.
Ed > 1
2. Если данное процентное
изменение цены ведет к
График 4.2. Неэластичный спрос.
Ed < 1
3. Если данное процентное
изменение цены ведет к такому
же процентному изменению
График 4.3. Спрос с единичной эластичностью.
Ed = 1.
Существуют также 2 крайних варианта эластичности.
График 4.4. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.
4. Если изменение цены
не приводит ни к какому
изменению количества
Таков характер спроса на незаменимые товары.
Ed = 0.
5. Если незначительное
изменение цены побуждает
Другими словами, потребители не желают платить больше за любое другое количество товара.
Таков характер спроса на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Ed = ∞.
Оценка спроса по показателю общей выручки.
(использование
показателя эластичности для
анализа расходов потребителей)
Прямую эластичность спроса по цене можно определить, проследив за изменением в сумме денег, которой покупатели уплачивают продавцам в случае изменения цены товара: т.е. за изменениями в общих доходах производителей = общих расходах потребителей.
1. Если спрос эластичен (см. График 4.1), уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки.
Прирост количества компенсирует, и даже более того, потри в цене (по закону спроса, если цена падает, то количество растет, однако темп увеличения количества больше, следовательно, потери в цене компенсируются и более того «задавливаются» приростом количества).
Если спрос эластичен, то увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.
Прирост цены не компенсирует потери в количестве.
Если спрос эластичен, изменение цены и общей выручки происходят в противоположных направлениях.
2. Если спрос неэластичен (см. График 4.2), уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки.
Так как прирост количества не компенсирует потери от снижения цены (темп увеличения количества меньше темпа снижения цены).
Если спрос неэластичен, то увеличение цены приведет к увеличению общей выручки.
Потеря в количестве компенсируется, и даже более того, возросшей ценой.
Если спрос неэластичен, изменение цены и общей выручки происходят в одном и том же направлении.
3. В случае единичной эластичности, изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Изменение цены вызывает такое же изменение количества (см. График 4.3) .
Свойства эластичности и особенности вычисления эластичности спроса по цене.
График 4.5. Дуговая эластичность.
Рассчитаем эластичность спроса (см. График 4.5).
P1 = 9, Q1 = 10;
P2 = 7, Q2 = 30.
.
Теперь изменим условия «зеркально».
P1 = 7, Q1 = 30;
P2 = 9, Q2 = 10.
.
В зависимости от того, какая комбинация количества и цены будет выбрана, получаем различные величины эластичности. Дело в том, что использованная формула характеризует эластичность в определенной точке, поэтому формула ее определяющая называется формулой точечной эластичности.
Для получения одного и того же результата и при изменении цены в большем диапазоне используют расчет дуговой эластичности.
Расчет производится по центральной точке интервала (Ален).
.
Рассчитаем дуговую эластичность для предыдущего случая:
P1 = 9, Q1 = 10;
P2 = 7, Q2 = 30.
.
Теперь для других данных.
P1 = 3, Q1 = 70;
P2 = 1, Q2 = 90.
.
2. Наклон кривой не
может служить надежным
3. Эластичность меняется вдоль кривой спроса.
4. Для большинства кривых спрос эластичен на отрезке высоких цен и неэластичен на отрезке низких цен.
Основные факторы прямой ценовой эластичности спроса.
1. Наличие товаров-заменителей.
Чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос. Спрос на товар одной фирмы эластичнее рыночного спроса на данный товар.
2. Фактор времени.
Принято различать
- краткосрочные периоды
- долговременные периоды
В долговременном периоде спрос эластичнее (потребитель успевает приспособится к изменившейся цене).
3. Удельный вес товара в бюджете потребителя.
Чем выше удельный вес, тем выше эластичность.
4. Принадлежность товара
предметам первой
Более эластичен спрос на предметы роскоши.
Оценки прямой эластичности спроса могут быть использованы для прогнозирования изменений в расходах потребителей и доходах производителей в результате изменения цены на данный товар.
Функции спроса должны быть определены при помощи рыночного эксперимента, опросов потребителей, статистического анализа данных.
II. Перекрестная эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Перекрестная эластичность спроса по цене.
Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, насколько спрос на один товар чувствителен к изменению цены на другой товар.
.
.
Перекрестная эластичность спроса по цене связана с понятиями взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.
Если , то товары взаимозаменяемые (конкурируют на рынке). Изменение цены на один товар (B) приводит к изменению количества покупаемого другого товара (A) в том же направлении. Чем больше коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости.
Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки