Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций
Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)
Если , то товары взаимодолняемые (спрос предъявляется одновременно). Изменение цены на один товар (B) приводит к изменению количества приобретаемого другого товара (А) в противоположном направлении.
Если , то это независимые товары.
Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу показывает изменение спроса на товар в зависимости от изменения доходов потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу.
.
.
Эластичность спроса по доходу связана с понятиями нормальных товаров и товаров низшей категории.
Товары, спрос на которые возрастает с ростом доходов потребителя, называются товарами высшей категории.
Если EI > 0, то товар нормальный (доход и спрос изменяются в одном направлении).
Если EI > 0, то это товар низшей категории (доход и спрос изменяются в противоположном направлении).
Это условно (в некотором смысле), т.е. один и тот же товар может принадлежать к обеим категориям при разных условиях.
Как правило, анализируются все три вида эластичности. Эти эластичности во многом взаимосвязаны.
Понятие эластичности позволяет проводить анализ не только данного товара, но и дает возможность прогнозировать перспективы отрасли.
Высокая эластичность спроса по доходу на автомобили говорит о перспективах дальнейшего расширения.
Низкая эластичность
спроса по доходу на с/х продукцию
говорит о хронических
III. Эластичность предложения.
Эластичность предложения
позволяет оценить реакцию
.
Коэффициент позволяет оценить варианты (характеристики) эластичности предложения.
График 4.6. Варианты эластичности предложения.
1. Процентное изменение
цены ведет к такому же
2. Эластичное предложение – процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемого товара.
3. Неэластичное предложение – процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества предлагаемого товара.
Коэффициент эластичности предложения всегда положителен.
Существуют также и два крайних варианта эластичности предложения:
- совершенно эластичное предложение ( ). Любое количество предлагаемого товара будет продано по одной и той же цене. Даже небольшое изменение цены побуждает производителя расширять предложение неограниченно.
- совершенно неэластичное предложение ( ). При любом изменении цены на рынке будет предложено одно и тоже количество товара.
Факторы эластичности предложения.
Два основных взаимосвязанных фактора
- мобильность производственных ресурсов
- время (главный фактор).
Под мобильностью ресурсов понимается легкость их переключения из одной сферы деятельности в другую.
Фактор времени. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, чтобы приспособится к изменившейся цене, тем больше изменится объем его производства и следовательно будет выше эластичность предложения.
Эластичность предложения и рыночный период.
График 4.7. Эластичность предложения и рыночный период. (см. слева).
Эластичность растет. P0 близко к PL, но обычно PL > P0.
Причина в том, что
для большинства видов
Первый период не анализируется.
В экономике принято различать
- краткосрочный период
долговременный период
Это не определенные сроки (зависит от конкретной отрасли и производства).
Главное, что отличает краткосрочный период от долговременного - это способность производителя к изменению факторов производства. В краткосрочном периоде изменяются только переменные факторы производства. В долговременном периоде производитель может изменить все факторы, включая производственные мощности.
Замечание редакции (HaronDDC): третий график включает баг ввиду малой разрешающей способности листа бумаги и моей вселенской лени что-либо переделать.
Тема № 5. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
ПЛАН:
1. Минимальные и максимальные границы
вмешательства государства в экономику.
Требования к формам и методам государственного
регулирования экономики.
(Лекц. + Учебн., гл.4, п.1,2, с.74-81)
2. Обеспечение населения общественными товарами. Критерий Викселля.
(Учебн., гл.4, п.З.с.81-84)
3. Регулирование внешних эффектов.
(Учебн., гл.4. п.4 с85-88)
4. Необходимость и формы разгосударствления.
(Учебн. гл.4 п.5, с.89-94).
1 вопрос.
Представляет ли рыночный
механизм наилучший способ решения
фундаментальных экономических
проблем -
что. как и для кого? Однозначного ответа
нет.
Достоинства и недостатки рыночного механизма
Достоинства кратко сводятся к следующему
1 Рыночный механизм - это самонастраивающийся механизм
Мы помним что сущ. 2 основных способа организации экономич. жизни.
Централиз. управление - использование мер принуждения, приказа.
Рыночное - координация
экономической деятельности множества
индивидов без принуждения
выбора и предпринимательства
2 Эффективность распределения ресурсов
С одной стороны, рын. механизм направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество
больше всего нуждается.: производится то, за что "проголосуют" деньгами потребители.
Следовательно, разворачивает экономику к тем потребностям человека, которые выражаются
через спрос.
С другой - диктует применение наиболее эффективных технологий и структуры производства.
Рын механизм очищает экономику от экономии, слабых предприятий и создает условия для
развития тех, которые способны продавать товары по ценам равновесия.
Этот механизм делает экономику бездефицитной, способствует повышению качества
продукции, расширению ассортимента товаров и услуг.
(Именно это свойство
- эффективность распределения
необходимости государственного вмешательства в функционирование свободных рынков. За исключ. тех случаев,
когда проблемы - вне действия рыночного механизма).
Недостатки (ограниченность) рын. механизма.
1. Рын. механизм не в состоянии реш. социально-экономические проблем
Полностью исключает этический аспект решения эк. проблем.
Напр., пробл. неравенства доходов. Неспособен реш. все возм. проблемы, связанные с увеличением
благосост. отдельных людей.
Не гарантирует полной занятости, реализации права на труд для тех, кто хочет и может работать.
2. Конкурентная рыночная система не гарантирует стабильного уровня цен ( - инфляция), допускает и даже
стимулирует угасание самой конкуренции и ее регулирующего воздействия ( - монополизм).
Конкуренция желательна с общественной точки зрения.
Но: предприниматели в погоне за прибылью стремятся монополизировать рынки - слияния и поглощения
фирм, тайный сговор и т.п.
+ Технич. прогресс, новейшая технология, как правило, требуют использования очень больших
количеств реального капитала, крупных рынков, крупных и стабильных источников сырья.
Это означает необходимость существования фирм - производителей, крупных не только в
абсолютных размерах, но и по отношению к размерам рынка.
3. Существуют эк. проблемы, вообще находящиеся вне пределов рыночного механизма:
- неспособен учитывать коллективные потребности (общественные товары);
- не в состоянии отразить всех затрат (издержек) и результатов, связанных с
производством и потреблением определенных товаров и услуг (внешние эффекты).
I. - Выделим проблемы, которые неподвластны рынку.
1) Механизм рынка не обеспечивает снабжение экономики нужным количеством денег (руб.. доллары, фунты
стерлингов и т.п. - т.е. так называемых центральных денег).
Следовательно, первая и ведущая функция государства - организация денежного обращения в стране.
2) Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в
индивидуальном спросе.
Люди потребляют некоторые товары, но спроса на них на рынке не предъявляют. Следовательно,
производители, занятые в рыночных секторах экономики, их не производят.
Такие товары и услуги получили название общественных благ/тов. (public goods)
Это блага, которые будучи предоставлены одному индивиду, остаются доступными и другим без
дополнительных затрат.
В этом их отличие от частных благ (private goods), для которых потребление одним индивидом
исключает потребление той же единицы блага другими.
Следовательно, для общественных благ характерно неконкурентное потребление.
т.е. потребление блага одним индивидом не уменьшает его доступности для других.
К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление,
защита окружающей среды, уличное освещение и т.п.
Это так называемые чисто общественные блага.
Но есть блага, которые могут иметь черты и общественного и частного блага. Такие блага называются
смешанными (mixed goods): образование, здравоохранение, парки, дороги и т.п.
Они встречаются значительно чаще, чем чисто общественные блага.
Выделим два критерия чисто общественного блага (Пол Самуэльсон):
1) Поступает к людям в одинаковых объемах (кол-вах).
Например, армия не может защищать Иванова в большей степени, чем Петрова.
2) Обладает свойством неисключаемости из потребления.
Никто не может препятствовать потреблению его любым лицом.
Последнее условие означает, что продавец не гарантирует получение блага только тем. кто заплатил за него.
Т.к. на чисто общественное благо нет индивидуального спроса и его можно получить, не заплатив, то частный
сектор не станет такое благо производить.
Следовательно, существование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны предоставляться государством
и оплачиваться за счет обязательных налогов.
Определение размеров налогов - по критерию Викселля (шведский экономист). Вид прогрессивного
налогообложения: одинаковая оценка потери (тяжести налога) при разных доходах.
3) Рыночный механизм порождает внешние
по отношению к рынку результаты - внешние эффекты (экстерналии
externalities).
Например, загрязнение водоема
стоками работающего завода. Или шум аэропорта, нарушающий
нормальную
жизнь близлежащих районов.
Такого рода эффекты
называются отрицательными, т.к. навязывают внешним субъектам
дополнительные
издержки, которые те должны оплачивать,
вследствие чего снижается производительность
или полезность
потребляемых ими благ и услуг.
Приносящие пользу внешние
эффекты называются положительными
или создающими экономию и
характеризуются тем, что увеличивают
производительность или полезность для
некоторого внешнего субъекта.
Например, пчеловод приносит пользу соседним
фермерам, если его пчелы опыляют их растения.
Проблему в экономике
и обществе создают именно отрицательные
внешние эффекты, поскольку порождают
конфликт на почве получения выгод одними за счет других.
Для компенсации потерь,
порожденных внешними эффектами, требуется
вмешательство государства.
С этой целью - специальный инструмент,
вошедший в экономическую науку как "налог Пигу"
(англ. экономист А.Пигу): налог, которым
облагается создатель внешнего эффекта.
Величина: частные издержки создателя
равны общественным (социальным) издержкам.
Минимально и максимально
допустимые границы
вмешательства государства
Современное рыночное хозяйство
- рынок несовершенной
Перечислен, функции государства - максимум в условиях совершенной конкуренции
и минимум в реальной рыночной экономике (перестанет работать сам
рыночный механизм).
Максимальный предел вмешательства государства - две группы факторов:
I. Социально-экономические II. - Связанные с несовершеств. реального рынка.
I. 1) Механизм рынка обеспечивает один вариант распределения доходов: любой доход, полученный в условиях
конкурентной борьбы, считается справедливым. Ряд лиц: малоимущие, инвалиды, студенты, подростки -
Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки