Введение в экономику. Методология экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций

Описание работы

Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)

Файлы: 1 файл

ekonomika_vse.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

1. Выражаем полезность  в денежных единицах. В этом  случае предельная или общая  полезность – это максимальное  количество денег, которые потребитель  готов отдать соответственно  за одну единицу товара или  за некоторое его количество.

2. Сопоставим полезность  единицы товара с рыночной  ценой товара.

Т.6-2 Спрос потребителя

P

Q

4

1

3

2

2

3

1

4


P – цена, Q – количество товара, приобретаемого по этой цене, т.е. величина спроса.

На рынке установилась цена P=4 денежные единицы. Сколько единиц товара приобретет потребитель исходя из его предпочтений?

1-я единица: платит 4, следовательно,  его потери - P=4, приобретение MU=4, следовательно, эта единица товара приобретена (+).

2-я единица: потери - P=4, приобретение - MU=3, следовательно, потребитель эту единицу не приобретет (-).

Итак, по цене 4 потребитель приобретет одну единицу товара.

Пусть на рынке установилась цена P=3

1-я единица: потери P=3, приобретение MU=4 (+).

2-я единица: потери P=3, приобретение MU=3 (+).

3-я единица: потери P=3, приобретение MU=2 (-).

И т.д.

Г.6-2 Кривая индивидуального спроса

Сравним графики 6-1 и 6-2. Сделаем вывод: если полезность, выраженная в денежных единицах, и полезность денежной единицы  остается неизменной, то линия предельной полезности является также линией индивидуального спроса. Закон убывающей предельной полезности превращается в закон спроса.

Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

Как любая модель, модель потребительского выбора содержит цель и ограничения. Цель - удовлетворение потребности, но не только это, но и максимизация полезности. Ограничения при достижении этой цели - доход потребителя и цены на товары.

Какой именно набор товаров и  услуг выберет потребитель, исходя из своего бюджета и существующих цен на товары с тем, чтобы максимизировать полезность?

Правило максимизации полезности

Потребитель максимизирует  полезность, распределив денежный доход  таким образом, чтобы каждый товар, входящий в набор, приносил полезность строго пропорционально его цене. В формализованном виде:

.

Это правило также  называется вторым законом Госсена. При таком условии ничто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов. Потребитель находится в состоянии равновесия.

Доказательство на примере:

Почему не может существовать равновесие, когда предельная полезность товара А в два раза большее предельной полезности товара В? Для простоты пусть PA=PB. Сокращение покупок товара В увеличивает покупки товара А. При этом потребитель получает разность в полезностях. Будет происходить «перебрасывание» денег с одного товара на другой пока предельные полезности не сравняются.

Задача.

Рассмотрим на примере, как на основе кардиналистского подхода  анализируется потребительское  поведение и выбор.

Доход потребителя: I=9; цена товара A: PA=2; цена товара B: PB=1.

Определим:

1) Сколько единиц каждого  товара следует купить, чтобы  максимизировать полезность.

2) Величину общей полезности, которая будет при этом получена.

Предельные полезности товаров А и В представлены следующей таблицей:

Единица товара

MUA

MUB

1

10

8

2

8

7

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044



Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки