Введение в экономику. Методология экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций

Описание работы

Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)

Файлы: 1 файл

ekonomika_vse.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Современные рынки развитых стран – рынки потребителя.

III. Классификация рынков с точки зрения территориально-национальных масштабов или границ обмена.

Различают:

    1. Местный рынок (город, область, регион)
    2. Национальный рынок (страна)

1, 2 – образуют внутренний рынок

    1. Внешний рынок

Отметим соотношение между внешним и внутренним рынками: внешний рынок основан на внутренних рынках, вырастает из них и воспроизводит их противоречие, но внешний рынок – это не просто сумма внутренних, а их взаимосвязь, взаимопроникновение, образующее новое качество.

IV. По характеру конкуренции или степени монополизации.

Различают:

  1. Рынки совершенной конкуренции. Множество продавцов и множество покупателей стандартизированного товара, следовательно ни один из субъектов купли-продажи не может воздействовать на рыночную цену.
  2. Рынки несовершенной конкуренции. Субъекты купли-продажи в той или иной степени воздействуют на рыночную цену.

В зависимости от того, кто и в какой степени воздействует, различают:

    1. Рынок чистой монополии. Один продавец.
    2. Рынок монополистической конкуренции или дифференцированного продукта. Много производителей, но и много различий в товаре (напр., рынок зубной пасты).
    3. Олигополистический (гр. oligos немногий, незначительный + poleo продаю) рынок. Несколько продавцов.

1), 2), 3) – монополизация  рынка со стороны производителя

    1. Монопсония. Один покупатель.
    2. Олигопсония. Несколько покупателей.

4), 5) – монополизация  рынка со стороны потребителя.

V. Классификация по степени и характеру контроля за рынком.

Различают:

  1. Свободные или открытые рынки. Не существует ограничений для заключения коммерческих сделок.
  2. Замкнутые или закрытые рынки. Эти рынки образуют внутрифирменные поставки (Транснациональная Корпорация, ТНК). Они составляют половину международного товарооборота.
  3. Регулируемые, т.е. подпадающие под действие национальных и международных торговых соглашений, направленных на их стабилизацию.

Пр. Самые регулируемые: рынки нефтепереработки, каучука, сахара, кофе. Но (!) рынок нефти на 70% свободный.

Вопрос 2. Спрос и предложение: процесс взаимодействия. Функционирование рыночного механизма.

Основная экономическая  проблема выбора - что, как и для  кого производить - в чисто рыночной экономике решаются стихийно. Рынок  – саморегулирующийся механизм, в  основе которого взаимодействие спроса и предложения.

Анализ спроса.

Спрос – это платежеспособная потребность.

Рыночный спрос – это сумма индивидуальных спросов. Очевидно, что количество товаров, которые потребитель способен и желает приобрести, зависит от цены. Эта связь между ценой и количеством покупаемого товара и называется спросом (шкала или график спроса).

Спрос показывает количество товаров, которые при прочих равных условиях потребители будут покупать при разных ценах в течение определенного времени.

Как следует из определения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены для потребителя.

Спрос можно определить как ряд альтернативных вариантов  возможности потребителя, которые  можно представить в виде таблицы:

Т.3-1 Рыночный спрос.

Возможности

Цена за единицу товара (P)

Величина спроса (Q) – количество единиц товара за определенный период времени

A

5

9

B

4

10

C

3

12

D

2

15

E

1

20


 

Таблица отражает связь  между ценой и количеством  приобретаемого товара. Эту связь  между ценой и величиной спроса можно изобразить с помощью простого графика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.3-1 Кривая спроса.

Линия DD, проходящая через все эти точки, называется кривой спроса – она отражает все возможные комбинации цены и количества в пределах графика. Кривая спроса нисходящая, т.к. изображаемая ею связь между ценой и количеством (величиной спроса) отрицательная или обратная. Эта обратная связь и называется законом спроса:

Снижение цены при прочих равных условиях ведет  к соответствующему возрастанию  величины спроса (количества). Напротив, повышение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (количества).

Такой характер зависимости  объясняется следующими обстоятельствами:

1. Эффект дохода

В условиях повышения  цены потребитель фактически становится беднее, снижается покупательная  способность его дохода. Он располагает меньшим реальным доходом, чем до повышения цен (номинальный доход – полученные деньги, реальный доход – то, что можно на них купить). Соответственно, он будет покупать товар в меньших количествах, чем раньше, или вообще будет потерян для потребителей данного товара. Напротив, снижение цен увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя. Каждое снижение цен может побудить каждого потребителя данного товара к новым покупкам + приносит новых потребителей. Это последнее обстоятельство связано с важной особенностью спроса на рынке:

Спрос формируется как сумма индивидуальных спросов, следовательно, снижение или прекращение спроса отдельного лица компенсируется продолжающимся расширением спроса других лиц, доход которых позволил им включиться в потребление данного товара сравнительно позже. Следовательно, сумма покупок на рынке  будет возрастать.

2. Эффект замещения

При повышении цены данного  товара потребитель стремится заменить его покупкой альтернативного взаимозаменяемого товара (пр. чай <=> кофе). Снижение цены дает противоположный результат.

Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание приобретать большее количество товара по более низкой цене, чем по высокой.

3. Действие  закона убывающей предельной  полезности

В любой данный момент  времени каждый покупатель товара получает все меньше полезности (удовлетворения потребностей) от каждой его последующей  единицы (пр. пирожки, телевизоры). Следовательно, потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при условии, что цена его снижается.

4. С позиции  здравого смысла и элементарного  наблюдения

Если на рынок поступает  некоторое количество товара, то быстрее  распродать его можно при снижении цены.

Закон спроса практически имеет силу в отношении всех товаров, но есть исключения – когда цена растет, и количество покупок возрастает и наоборот, цена падает и количество покупок убывает.

Исключения:

  1. Эффект Гиффена
  2. Эффект Веблена

При построении кривой спроса мы исходили из того, что количество покупаемого товара определяется только одним фактором – его ценой. Существуют еще и неценовые факторы спроса (по отношению к данному товару). Основные из них:

  1. Денежные доходы покупателей
  2. Размер рынка (количество покупателей)
  3. Цены на сопряженные товары. Два вида сопряженных товаров: товары заместители – субституты и дополняющие товары – комплименты или комплиментарные товары.
  4. Вкусы и предпочтения потребителей
  5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

Пр. (по п. 1) Для большинства товаров увеличение доходов влечет за собой увеличение спроса – изменяется шкала спроса.

Изменение любого из неценовых  факторов изменяет данные шкалы спроса, или графически – происходит смещение положения кривой спроса. Изменяется сам спрос, поэтому эти факторы называют факторами изменения спроса.

Если потребитель обнаруживает желание и возможность приобретать  большее количество товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса. Графически – сдвиг кривой "вправо" (D1D1).

Г.3-2 Изменение в спросе

Если под воздействием любого из неценовых факторов потребитель  приобретает меньшее количество товара по каждой из возможных цен, то произошло уменьшение спроса. Графически – сдвиг кривой "влево" (D2D2).

Изменение в спросе не следует путать с изменением величины спроса. Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса: вправо – увеличение, влево – уменьшение. Причина – изменение неценовых факторов спроса.

В противоположность  этому, изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую на данной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации цена-количество (Pa, Qa) к другой комбинации цена-количество (Pb, Qb) при одном и том же спросе. Причина – уменьшение цены данного товара.

Анализ предложения.

Если спрос отражает соотношение между ценой и количеством покупаемого товара, то предложение – это отношение между рыночными ценами и тем количеством товара, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже по каждой конкретной цене (из ряда возможных цен в течение определенного времени).

Из определения следует, что предложение рассматривается  с точки зрения выгодности цены для  производителя. Предложение указывает, на количество товара, которое производители  станут предлагать по разным ценам, и в равной мере – какими должны быть цены, чтобы побудить производителя предлагать то или иное количество товара. Предложение можно рассматривать как шкалу – ряд альтернативных возможностей производителя.

Т.3-2 Рыночное предложение.

Возможность

Цена (P)

Количество предлагаемого  товара (Q)

A

5

18

B

4

16

C

3

12

D

2

7

E

1

0


 

Г.3-3 Кривая предложения.

 

Рыночное предложение  можно представить в виде кривой SS. В отличие от нисходящей кривой спроса, кривая предложения – восходящая, т.к. отражает положительную или прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Эта связь и называется законом предложения: С повышением цен при прочих равных условиях соответственно возрастает и величина предложения (количество). Со снижением цен при прочих равных условиях сокращается и величина предложения.

Это объясняется следующим. Для потребителя цена – сдерживающий фактор, барьер. Для производителя  цена – это выручка за каждую единицу товара, следовательно, более  высокая цена – более высокая  выручка, а это стимул и возможность расширения производства:

  • уже действующим на данном рынке производителям
  • другим владельцам денежных средств и факторов производства, для которых такая цена – сигнал о выгодном приложении капитала. Как следствие – расширение производства и, соответственно, увеличение предложения.

Кривая предложения, как  и кривая спроса, строится исходя из того, что количеством предлагаемого  товара определяется только одним фактором – его ценой (при прочих равных).

Существуют также неценовые  факторы предложения. Основные из них следующие:

  1. Издержки производства  (цены на ресурсы и технология влияют на издержки).
  2. Налоги и дотации. Налоги – издержки производства, удорожание продукции. Дотация – "налог" наоборот, издержки уменьшаются.
  3. Цены на сопряженные товары.
  4. Размер рынка, количество продавцов.
  5. Ожидание изменения цен производителями.

Если хотя бы один из неценовых  факторов изменится, то будет меняться и положение кривой предложения:

Г.3-4 Изменение предложения.

либо "вправо" –  увеличение предложения (производители поставляют большее количество товара по каждой из возможных цен), либо "влево" – уменьшение предложения (производители предлагают меньшее количество товара по каждой из возможных цен).

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения состоит в следующем. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Причина – изменение неценовых факторов. Напротив, изменение величины предложения означает движение от одной точки к другой на данной кривой предложения, т.е. изменение комбинации цена-количество при данном предложении. Причина – изменение цены данного товара.

Базируясь на анализе  спроса и предложения, выясним, как  определяется рыночная цена товара и  количество, которое реально будет  продано и куплено на рынке.

Предложение и  спрос: процесс взаимодействия.

Т.3-3 Рыночное предложение  и спрос.

Возможность

Цена (P)

Величина предложения

Величина спроса

Соотношение спроса и  предложения

"+" – избыток,

"-" –недостаток

Давление на цену

A

5

18

9

+9

B

4

16

10

+6

C

3

12

12

0

0

D

2

7

15

-8

E

1

0

20

-20

Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки