Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 10:14, курс лекций
Для того, чтобы определить понятие экономической теории, рассмотрим взаимосвязь следующих понятий: потребности, редкость ресурсов, проблема выбора.
Потребности – главная движущая сила человеческой деятельности. Имеют сложную структуру.
В экономической теории выделяют разные типы потребности:
- потенциальные (желание использовать те или иные блага)
- платёжеспособные (те из потенциальных, которые обеспечиваются реальными денежными доходами)
Экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора для субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Напротив, административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю. Это случается там, где администрирование выходит за экономически обоснованные границы, обретает черты тотальности, перерождается в административно-командную систему.
Вместе с тем административные меры, подавляя индивидуальную экономическую свободу, вполне оправданны, если они используются в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов и рыночного хозяйства в целом. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.
Предоставляемые государством общественные блага/товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. В отличие от общественных, блага/товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком, называются частными (private goods).
Общественные блага/товары, будучи предоставлены одному индивиду, остаются доступными и другим без дополнительных затрат. В этом их отличие от частных благ, для которых потребление одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими. Следовательно, для общественных благ характерно неконкурентное потребление, т.е. потребление блага одним индивидом не уменьшает его доступности для других.
К таким благам относятся: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, защита окружающей среды, уличное освещение и т.п. Это так называемые чисто общественные блага.
В ряде случаев довольно трудно четко отделить общественные товары от частных. Есть немало услуг, имеющих признаки и тех, и других. Такие блага называются смешанными (mixed goods): образование, здравоохранение, парки, дороги и т.п.
Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд частного товара. Так, Мировой океан раньше обладал качествами общественного товара, а ныне его ресурсы ограничены, их индивидуальное потребление наносит ущерб интересам других потребителей.
Выделим два критерия чисто общественного блага (Пол Самуэльсон):
Последнее условие означает, что продавец не гарантирует получение блага только тем, кто заплатил за него. Т.к. на чисто общественное благо нет индивидуального спроса и его можно получить, не заплатив, то частный сектор не станет такое благо производить. Следовательно, существование рынка таких благ невозможно, поэтому они должны предоставляться государством и оплачиваться за счет обязательных налогов.
При этом размер налогов определяется по критерию Викселля (шведский экономист): уплата налогов должна наносить равный ущерб материальному благосостоянию всех граждан независимо от размеров имеющихся у них доходов. Это значит, что, к примеру, миллионер, уплатив налог, должен ощутить потерю точно так же, как и владелец 1000 долларов. Если учесть, что связь оценок полезности денег с динамикой доходов носит сложный, нелинейный характер, сделать это можно следующим образом: установить более высокие налоговые ставки на доходы богатых и более низкие — на доходы бедных. Речь идет о введении разумной шкалы прогрессивного налогообложения, которая обеспечит государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет к более справедливому распределению доходов, устранив влияние на него множества оценок полезности денег.
Из концепции общественных товаров экономистами были сделаны следующие выводы для экономической политики государства.
Во-первых, поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами.
Во-вторых, структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.
В-третьих, с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет.
В некоторых ситуациях
рыночный механизм не может автоматически
обеспечить равновесия из-за особых дефектов,
возникающих в процессах
Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом: 1) по источникам возникновения — на производственные и потребительские; 2) по объектам воздействия — производство и потребление. Кроме того, каждый эффект характеризуется знаком — положительным или отрицательным. Таким образом, возможны восемь основных типов внешних эффектов.
Внешние эффекты называются отрицательными, если навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых ими благ и услуг.
Приносящие пользу внешние эффекты называются положительными или создающими экономию и характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта.
Проблему в экономике и обществе создают именно отрицательные внешние эффекты, поскольку порождают конфликт на почве получения выгод одними за счет других.
Рассмотрим пример — отрицательное воздействие производственного внешнего эффекта на производство — загрязнение окружающей среды, вследствие которого социальные затраты становятся больше рыночных (частных) затрат.
Г.5-1 |
|
На графике Г.5-1 — прямая спроса на товар ; — прямая предложения, характеризующая рыночные (частные) затраты на производство товара .
В производстве товара устанавливается рыночное равновесие спроса и предложения в точке . Предприятие производит товар в количестве по цене , получая валовую выручку, равную . При этом оно загрязняет окружающую среду, нанося реальный ущерб благосостоянию окрестных жителей. Качество жизни может снизиться так, будто эти люди лишились части заработной платы или столкнулись с внезапным резким подорожанием товаров и услуг. И если рынок дает (не даст?) им шансы как-то выправить положение (больше заработать, изменить структуру спроса и т.п.), то с внешними эффектами не справиться без участия государства.
Для компенсации отрицательных внешних эффектов предприятия-загрязнителя государство затрачивает средства. В результате социальные затраты на производство товара превышают рыночные (частные) на величину , что выражает прямая социальных затрат , проходящая выше прямой рыночных (частных) затрат . Разность между социальными и частными затратами, измеренная в денежной форме, равна разности цен .
На рынке товара устанавливается псевдорыночное равновесие в точке , обусловленное вмешательством государства в рыночный механизм. Новая цена равновесия отражает баланс интересов производителя товара и общества. Очевидно, что при неизменном спросе на товар переход к цене означает перераспределение ресурсов и сокращение объема продаж до величины , при этом валовая выручка составит . Государство должно тем или иным путем, например через специальный налог, изъять у предприятия-загрязнителя разность валовых выручек и использовать ее для ликвидации экологического ущерба. В мировой экономической науке такой налог получил название налог Пигу.
Пример положительного
влияния производственного
Примером отрицательного воздействия потребительского внешнего эффекта на потребление и производство могут служить автомобильные заторы на дорогах. Здесь непросто выделить внешний эффект — с кого брать налог и в чью пользу перераспределять ресурсы, ибо автолюбители, страдающие от заторов на дорогах, сами и виноваты в них.
Государство, выполняя свою функцию, выявляет внешние эффекты; измеряет их в денежной форме; принимает решения, компенсирующие несовершенство рыночной системы. За этим следует немедленная реакция хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров (перераспределение доходов, ресурсов, изменение структуры цен и т.п.).
Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к следующему. Во-первых, введение специальных налогов, которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов. Во-вторых, установление с помощью государства цен, учитывающих внешние эффекты. Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям совершенной конкуренции.
(в следующем семестре)
Теория потребительского выбора описывает решение, формирующее индивидуальные кривые спроса. Дает ответ на два основных вопроса:
1) Какое количество
того или иного товара будет
покупать потребитель при
2) Как изменится объем покупок при изменении этих условий?
При моделировании потребительского поведения теория исходит из следующих предпосылок:
1) О свободе потребительского выбора
2) О множестве и
разнообразии доступных
3) О ненасыщаемости
потребления. Всегда
4) О рациональности потребителя. Т.е. он способен сделать наилучший выбор, а именно - максимизировать полезность.
Моделирование осуществляется в три этапа:
1. Анализ предпочтений
потребителя. Здесь особенно
2. Учет бюджетных ограничений.
3. Совмещение анализа
потребительских предпочтений
В теории существует два основных подхода.
1. Кардиналистский –
количественный –
2. Ординалистский –
порядковый - требует от потребителя
только установления
Экономисты XIX в., Дженальс, Вальрас, Менвер, исходили из того, что потребитель способен оценивать потребляемые товары с точки зрения величины полезности приносимой этими товарами.
Полезность – это удовлетворение потребностей. Это понятие субъективное. Не путать с пользой (товар сожжет удовлетворять определенную потребность и не быть полезным).
Потребности безграничны, но потребность в определенном товаре может быть удовлетворена в рамках определенного времени при неизменных предпочтениях, вкусах и т.д. Следовательно, в зависимости от насыщения потребности полезность одного и того же товара может быть более высокой или более низкой, т.е. оценивается полезность не блага вообще, а определенного его количества.
Закон убывающей предельной полезности (1-й закон Госсена) гласит:
По мере увеличения количества потребляемого товара уменьшается полезность каждой вновь добавляемой единицы данного товара, т.е. предельная полезность. Предельная полезность обозначается MU.
Предельная полезность – добавочная, дополнительная полезность, которую приносит каждая дополнительная единица товара.
Т.6-1 Предельная и общая полезность.
Единица товара |
MU |
TU |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
7 |
3 |
2 |
9 |
4 |
1 |
10 |
5 |
0 |
10 |
Общая полезность (обозначается TU) – сумма предельных полезностей всех приобретенных единиц товара.
Г.6-1 Общая и предельная полезность
Общая полезность возрастает все меньшими темпами, т.к. предельная полезность уменьшается.
Исторически на основе понятия предельной полезности впервые была построена кривая спроса и объяснены ее свойства. Напомним (см. тему 3, объяснение закона спроса): если каждая последующая единица товара обладает для потребителя все меньшей полезностью, он станет приобретать эти единицы лишь при условии снижения цен.
Информация о работе Введение в экономику. Методология экономической науки