Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа
Цель работы – выяснить взаимосвязь и взаимозависимость естествознания и общества. В работе попытаемся определить степень участия и роль естествознания в развитии общества.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие - «естествознание»;
определить место науки и научных знаний в обществе;
выделить причинно-следственную связь;
Введение
Мир меняется каждую секунду. Мы узнаем мир каждый день.
Цель
работы – выяснить взаимосвязь и
взаимозависимость
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Объектом изучения будут мнения и теории ведущих мыслителей. Предметом исследования – роль естествознания в развитии общества.
Юристу, как и любому гражданину, непосредственно связанному с установленными государством нормами и правилами, регулирующими отношения людей в обществе, в том числе и защитой авторских прав и вопросов экологии, важно знать роль знаний и информации в производстве, предпринимательстве и жизни общества.
Для правильного понимания любого понятия и тем более рассмотрения причинно-следственной связи с другими понятиями и явлениями необходимо определить, что оно из себя представляет, как возникло и для чего служит.
Естествознание, ответ в самом слове - знание о естестве.
По словарю русского языка С.И. Ожегова: «естествознание – естественные науки, науки о явлениях и закономерностях и явлениях» .
По философскому словарю: «естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знании (наряду с науками об обществе и мышлении). Естествознание – теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники и медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. Предмет естествознание – различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности…».
Получив такой ответ, можно ли судить
о роли естествознания на общество?
Не будем торопиться. Ответ на вопрос
о влияния естествознания известен
– он нас окружает. Известен результат
взаимодействия. Для выявления причинности
обратимся к истокам
Ф. Ницше утверждает, что «на протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего, кроме заблуждений; некоторые из них оказывались полезными и поддерживающими род: кто наталкивался на них или наследовал их, тот вел более удачную борьбу за себя и свое потомство. Подобные ложные верования, передававшиеся все дальше и дальше по наследству и, наконец, ставшие почти родовой основой человека, суть, например, следующие: существуют постоянные вещи; существуют одинаковые вещи; существуют вещи, вещества, тела; вещь есть то, чем она кажется; наша воля свободна; то, что хорошо для меня, хорошо и в себе и для себя. Лишь гораздо позже выступили отрицатели и скептики таких положений,— лишь гораздо позже выступила истина, как бессильнейшая форма познания».
Его слова
отражают то время, когда жизнь определяли
рефлексы. Рефлекторы подавали сигналы
и импульсы мозгу, формируя ощущения
и представления. В те времена
наших предков, согласно теории Дарвина,
называли человекоподобными обезьянами,
а их группы стадами. С появлением
сознания. Его свойствами. Возникла
потребность в получении
«Разумное, рациональное не дано изначально, его нет в природе без человека, оно является продуктом развития человека, его труда и познания. Существует только один разум — человеческий; посредством труда и других форм практики человек вносит его в мир, создает на основе идей разума очеловеченную природу».
Человек от животного – выживать, перешел к цели – познавать!
Познание - это сложный процесс, состоящий из нескольких стадий. На эмпирической, или опытной, стадии используются методы, опирающиеся на систематические наблюдения, эксперимент и измерение. Наука как форма познания окружающего нас мира оперирует такими понятиями как наблюдение, эксперимент, теория.
Наблюдение – это первоначальный источник информации. Научное наблюдение отличается от обыденного. В процессе научного наблюдения, в отличие от обычного, используются разнообразные материальные средства: приборы, инструменты, оборудование. Научное наблюдение предполагает и участие живого созерцания, но так как цель научного познания – обнаружение объективных законов, то по возможности оно должно исключить субъективные моменты. В процессе научного наблюдение результаты не должны зависеть от наблюдателя.
Систематичность, подконтрольность и тщательность – характерные требования к научному наблюдению. Исследование начинается с постановки проблемы. Проблемы вырастают из потребностей практической деятельности человека в виде некоторого стремления к новому знанию. Понятие проблемы, как правило, связывается с непознанным, и поэтому можно дать первоначальное определение проблемы: то, что не познано человеком и, что нужно познать. В этом определении содержится весьма важное – то, что направляет процесс исследования. Однако бывают сюрпризы - открытия, связанные с совершенно случайными, заранее не предусмотренными наблюдениями. Наблюдение дает эффект, если есть уверенность или догадка, что следует искать. Основой наблюдения является теория, идея. Таким образом, фундаментальные понятия и принципы в науке возникают как результат творческой деятельности людей.
Современная наука, как форма духовной деятельности человека по получению нового знания о природе, обществе и самом знании возникла в Европе в период 15–17 вв. в период становления капиталистического способа производства. Наука разделена на множество отраслей знания, различимых между собой.
По предмету
и методу познания можно выделить
науки о природе –
Зачатки
мышления, идущие в плане частных
наук, появились под влиянием Аристотеля
и его школы. Но это не нарушало
целостность науки и картины
мира. В эпоху христианского
При развитии
новой науки возникла необходимость
более глубокого разделения ее на
специальные дисциплины, для более
тщательного и глубокого
Математика, по мнению ряда натурфилософов, не относится к естественным наукам, но является решающим инструментом их мышления (по Пифагору – это число).
Дифференциация научного знания была необходимым этапом в развитии науки. Частные науки классифицировались с точки зрения их предмета или метода.
При условии, если окружающий нас мир един и образует единое и целостное образование, то и знание о нем имеет фундаментальное единство. И хотя наука разделена на дисциплины, но существуют фундаментальные законы, отображающие единство и целостность природы, законы, составляющие фундаментальное единство естественных наук.
Воплощением единства всех форм знаний о мире представляет собой научный метод, которым пользуются все естественные науки. Тот факт, что познание в естественных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствуют, с одной стороны об общем, едином источнике их познания, с другой стороны, - о взаимосвязи и единстве этих наук.
Единство
естественных наук подтверждает и междисциплинарные
методы исследования, например системный
метод. Хотя, системы, встречающиеся
в природе, имеют разное строение
и разные признаки, но все они
самоорганизующиеся системы, и нельзя
противопоставлять живые и
Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер единства всех важнейших знаний естественных наук о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.
Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали таким образом для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон – вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.
В Новое время получили широкое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной базы. Во многих областях науки эта база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире, и т. д. – такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило количество рабочих мест и занятость в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию теории.
«Главная особенность практической деятельности в науке в том, что она подчинена делу добывания знаний, развития теории. Конечно, материальный и духовный факторы переплетены между собой не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности, и поэтому взаимодействие этих факторов должно учитываться при рассмотрении каждой из них. Так, если материальное производство, труд не существуют без духовного момента, то любая форма общественного сознания не существует без материального момента». Это касается науки, которая предполагает целый ряд специальных форм практической деятельности - эксперимент, наблюдение. Существование «научной практики», однако, не может служить аргументом против того, чтобы считать науку, прежде всего, и главным образом явлением духовной жизни общества, особой формой общественного сознания.
Важнейшая закономерность исторического развития науки –возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни.
Уже на первом этапе существования науки она возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности. Появление астрономии, математики и механики было вызвано потребностями ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений – пирамид, храмов и т. д. Ф. Энгельс замечает, что «уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством».
Но в античном мире Средиземноморья и в др. обществах наука, по существу, находилась в зарождающемся виде. Иногда рост науки и ее общественного значения шел очень медленно, а подчас прерывался на столетия. Так, в Западной Европе раннее средневековье ознаменовалось утерей многих научных достижений античного периода.
Причина сравнительно медленного развития науки в этот период – в застойности производства, т. е. в том, что основные производственные процессы в земледелии, животноводстве, ремесле, строительстве велись с помощью примитивных ручных орудий труда и на базе традиционных, унаследованных от предшествующих поколений эмпирических знаний. В управлении обществом наука также использовалась в весьма скромных масштабах, хотя арифметика была нужна для торговли и сбора налогов, юридическая наука, появившаяся вместе с кодификацией обычного права, достигла в Риме весьма высокого уровня, а политические и философские трактаты античности были важным средством социальной ориентации и орудием в политической борьбе различных социальных сил.
Второй этап в истории науки начинается с конца XV в., когда в Европе зарождается современное опытное естествознание и одновременно происходит бурный рост общественно-политических наук и философии. Основная причина этого перелома – зарождение в недрах феодализма нового общественного строя. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, – писал Ф. Энгельс, – то этим чудом мы опять-таки обязаны производству». Энгельс полагал, что именно с этого времени начинается ускоренное развитие науки, «которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта».
Информация о работе Взаимосвязь и взаимозависимость естествознания и общества